Приказ Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан
от 17 октября 2006 г. N 977
"Об утверждении "Порядка прохождения материалов административного
и искового производства в Министерстве экологии
и природных ресурсов РТ"
В целях оперативного прохождения материалов административного и искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приказываю:
1. Утвердить прилагаемый "Порядок прохождения материалов административного и искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан".
2. Всем структурным подразделениям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан руководствоваться данным Порядком при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды.
3. Признать утратившими силу:
- Приказ Министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11.08.2003 г. N 759.
4. Юридическому отделу (Сабирова А.М.) обеспечить направление на регистрацию указанного выше Порядка в Министерство юстиции Республики Татарстан.
5. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя министра Н.Н.Хабипова.
И.о.министра | Н.Н.Хабипов |
Приложение
к приказу Минэкологии РТ
от 17 октября 2006 г. N 977
Порядок
прохождения материалов административного и искового производства
в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок прохождения материалов административного и искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Порядок) разработан в соответствии с:
- Кодексом РФ об административных правонарушениях;
- Арбитражным процессуальным кодексом РФ;
- Гражданским процессуальным кодексом РФ;
- Гражданским кодексом РФ;
- Федеральным законом "Об охране окружающей среды";
- Постановлениями Пленумов Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации;
- Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
Порядок устанавливает основные правила составления и прохождения материалов административного производства и искового производства при возмещении вреда окружающей среде.
1.2. Документ предназначен для использования должностными лицами структурных подразделений Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) при осуществлении государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Порядок предназначен для использования должностными лицами Министерства, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, в работе по организации и ведению производства по делам об административных правонарушениях, оформлять материалы искового производства.
1.3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), действующих во время производства по указанному делу (ч.3 ст.1.7 КоАП РФ).
1.4. Основными принципами законодательства об административных правонарушениях являются:
- принцип равенства перед законом (ст.1.4 КоАП РФ);
- принцип презумпции невиновности (ст.1.5 КоАП РФ);
- принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст.1.6 КоАП РФ).
Принцип презумпции невиновности означает следующее:
- лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
1.5. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ)
1.6. Физическими лицами являются граждане и должностные лица.
В свою очередь, под категорию "граждан" подпадают граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет (ст.2.3 КоАП РФ).
Иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, за исключением иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права (ч.3 ст.2.6 КоАП РФ).
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание к ст.2.4 КоАП РФ).
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (примечание к ст.2.4 КоАП РФ РФ)
Под юридическим лицом следует понимать организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч.I ст.48 Гражданского Кодекса РФ).
Правоспособность юридического лица (т.е. способность юридического лица иметь права и нести обязанности) возникает в момент его создания (т.е. с момента его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (т.е. после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц) (ч.3 ст.49, ч.2 ст.51, ч.8 ст.63 Гражданского кодекса РФ).
"Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ч.3 ст.55 Гражданского Кодекса РФ)".
Руководители представительств и филиалов подлежат административной ответственности как должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (2.4 КоАП РФ)"
1.7. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1 КоАП РФ).
1.8. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с KoAП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
1.9. За совершение административных правонарушений, по которым должностные лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- административный штраф, является денежным взысканием исчисляемый кратно к минимальному размеру оплаты труда Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения (ч.1 ст.3.5. КоАП РФ);
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ч.1 ст.3.7 КоАП РФ);
- дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация назначается судьей (ч.1 ст.3.11 КоАП РФ);
- административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьей (ч.1 ст.3.12 КоАП РФ).
В отношении юридического лица могут применяться следующие административные наказания из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- административное приостановление деятельности.
В отношении граждан могут применяться следующие административные наказания из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
В отношении должностных лиц могут применяться следующие административные наказания из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- дисквалификация.
В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях подпадают под категорию "должностного лица" могут применяться следующие административные наказания из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.3 ст.3.3 КоАП РФ).
Административный штраф, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний (ч.1 ст.3.3 КоАП РФ).
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ч.2 ст.3.3 КоАП РФ).
1.10. При назначении административного наказания физическому лицу (гражданину или должностному лицу) учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).
1.11. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч.4 ст.4.1 КоАП РФ).
1.12. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч.5 ст.4.1 КоАП РФ).
1.13. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч.1 ст.4.4 КоАП РФ).
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строго административного наказания. В этих случаях, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. При этом могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих статей (ч.2, ч.3, ч.4 ст.4.4 КоАП РФ).
1.14. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, а также повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения (ч.1 ст.4.3 КоАП РФ).
При этом лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст.4.6 КоАП РФ).
1.15. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды - одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ).
При длящемся административном правонарушении указанные выше сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч.2 ст.4.5 КоАП РФ),
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (например, ч.1 ст.19.5 КоАП РФ), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ч.3 ст.4.5 КоАП РФ).
2. Общие положения и основные стадии производства по делам
об административных правонарушениях
2.1. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
2.2. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ч.1 ст.24.2 КоАП РФ).