Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 4 декабря 2006 г. N 589
"О внесении изменений в постановление Кабинета Министров
Республики Татарстан от 29.05.2000 N 371 "О мерах по реализации
системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан"
В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.05.2000 N 371 "О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан" следующие изменения:
абзац третий пункта 1 постановления признать утратившим силу;
в пункте 3 постановления слова "государственным", "администрациям городов, районов" исключить;
Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан, утвержденный указанным постановлением, изложить в редакции, прилагаемой к настоящему постановлению.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Приложение
к постановлению КМ РТ
от 4 декабря 2006 г. N 589
Регламент
системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан (далее - Регламент) определяет исполнителей, состав и последовательность действий, сроки исполнения и конечные результаты действий исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан по реализации индикативного управления экономикой Республики Татарстан.
1.2. В Регламенте используются следующие основные понятия:
система индикативного управления экономикой - механизм государственного регулирования экономики, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления;
субъекты системы индикативного управления экономикой - исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления в части переданных им государственных полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов;
объекты системы индикативного управления экономикой - экономика Республики Татарстан в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий, предприятия;
индикаторы оценки уровня жизни, социально-экономического положения (далее - Индикаторы) - ориентирующие экономические параметры, измерители, позволяющие в определенной степени охарактеризовать состояние и развитие экономики, указывающие на необходимость определения мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных пороговых значений Индикаторов;
государственный заказ на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд - форма удовлетворения государственной потребности в товарах (работах, услугах) за счет средств бюджета Республики Татарстан и других привлекаемых источников для обеспечения потребностей учреждений, находящихся в ведении Республики Татарстан;
государственный заказ на управление (далее - Госзаказ на управление) - задание исполнительным органам государственной власти, количественная оценка результата управленческих воздействий в разрезе функций управления, закрепленных за исполнительными органами государственной власти;
республиканская инвестиционная программа - совокупность республиканских целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, в целях получения прибыли или достижения иного положительного эффекта;
государственный заказчик - исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан или уполномоченный им на размещение заказов получатель бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств;
республиканская целевая программа - взаимосвязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Республики Татарстан;
ведомственная целевая программа - основная форма реализации программно-целевого метода планирования; утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретных задач (в том числе на исполнение республиканских законов и иных нормативных правовых актов) внутриотраслевого характера;
инвестиционный проект - совокупность документов, содержащих организационно-правовые и экономические мероприятия с техническим обоснованием их эффективности, подготовленных в целях проведения реконструкции, модернизации или создания новых производственных мощностей, разработки и освоения новой техники и технологий;
качество жизни населения - интегральный индикатор оценки качества жизни граждан относительно установленных социальных нормативов и государственных социальных гарантий, определяемых на конкретный период времени и позволяющих оценить эффективность реализации действующих программ социально-экономического развития.
2. Реализация индикативного управления экономикой
Республики Татарстан
2.1. Система индикативного управления базируется на следующих положениях:
а) государственное управление осуществляется в объеме функций государственного управления;
б) ответственность за реализацию каждой функции возлагается на исполнительные органы государственной власти, из которых один является центром ответственности (координация действий, методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом), другие - участниками реализации функции (ответственность за выполнение части функции);
в) в качестве критериев оценки результата реализации функции государственного управления используются Индикаторы;
г) система индикативного управления осуществляется с применением методов (инструментов, механизмов) управления - способов воздействия управляющего субъекта на управляемый объект - с целью достижения установленных пороговых значений Индикаторов в результате воздействия на процесс.
2.2. Объем функций государственного управления устанавливается Кодификатором функций органов исполнительной власти (далее - Кодификатор), утверждаемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Кодификатор поддерживается в актуальном состоянии Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан с участием Центра экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан. Изменения в Кодификатор вносятся на основании изменений федерального законодательства в части полномочий, осуществляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и законодательства Республики Татарстан в части полномочий, осуществляемых исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан.
2.3. Закрепление функций за исполнительными органами государственной власти осуществляется в положениях о них в соответствии с Кодификатором. При внесении изменений в положения в части реализуемых функций исполнительный орган государственной власти согласовывает изменения с Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан и Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан.
2.4. Оценка реализации функции осуществляется с использованием Индикаторов. Индикаторы формируются на основе реального и прогнозируемого состояния объекта управления. Индикатор, установленный "в точках" рассогласования реального и прогнозируемого состояния объекта управления, служит критерием, определяющим результат применяемых управленческих воздействий.
Индикаторы используются для:
оценки реального социально-экономического положения Республики Татарстан, видов деятельности, предприятий;
оценки эффективности осуществления муниципальными образованиями переданных им государственных полномочий и использования финансовых средств, предназначенных для выполнения данных полномочий;
задания уровня социального благополучия (пороговых значений) в составе Госзаказа на управление;
контроля за достижением запланированных результатов;
принятия регулирующих воздействий;
оценки деятельности исполнительных органов государственной власти;
оценки финансового положения и качества управления финансами Республики Татарстан;
оценки социально-экономического положения хозяйствующих субъектов в составе контрактов с руководителями хозяйствующих субъектов, доля государственной собственности Республики Татарстан в уставном капитале которых составляет более 25 процентов (далее - Контракты).
2.5. Индикативное управление реализуется в результате выполнения этапов замкнутого контура управления:
установление целей;
прогнозирование;
планирование;
ресурсное обеспечение;
учет;
контроль;
регулирование;
нормативное правовое и методическое обеспечение;
информационное обеспечение.
3. Установление целей, прогнозирование
3.1. Установление целей и прогнозирование в системе индикативного управления осуществляется на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Устанавливаемые цели и прогнозы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы должны быть взаимосвязаны. Цели на краткосрочную перспективу должны быть направлены на реализацию среднесрочных и долгосрочных целей.
3.2. Общую координацию и методологическое руководство процессом прогнозирования социально-экономического развития Республики Татарстан осуществляет Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.
3.3. Результаты работ этапа:
прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на долгосрочную перспективу, на планируемые три и один годы (далее - Прогноз);
программа экономического и социального развития Республики Татарстан на долгосрочную перспективу (далее - Программа), утверждаемая Государственным Советом Республики Татарстан.
3.4. В составе Программы определяются основные направления и приоритеты социально-экономического развития Республики Татарстан, устанавливаются цели и средства их достижения, результаты. Результаты устанавливаются в терминах Индикаторов.
Программа разрабатывается Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан с участием министерств, ведомств, бюджетообразующих предприятий в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан.
3.5. Разработка прогнозных документов начинается с подготовки сценарных условий социально-экономического развития Республики Татарстан на соответствующий период (далее - сценарные условия) с учетом внутренних и внешних факторов развития Российской Федерации. Сценарные условия включают динамику курса доллара, цены на нефть, индексы-дефляторы потребительских цен и цен производителей продукции (товаров, услуг), предложения по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы и другие.
3.6. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по муниципальным районам и городским округам, по видам деятельности, производству продукции в натуральном выражении. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
3.7. Прогнозы социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатываются на один год и являются исходной информацией для формирования расчетных показателей к проекту бюджета Республики Татарстан на планируемый год.
3.8. Прогнозы социально-экономического развития включают научно обоснованные количественные и стоимостные показатели и качественные характеристики развития экономики республики и ее структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной деятельности, динамики производства, качества жизни, демографической ситуации, экологической обстановки, социальной структуры.
3.9. Прогноз социально-экономического развития должен содержать:
итоги социально-экономического развития за прошедший период и оценку предполагаемых итогов в текущем году;
основные показатели прогноза социально-экономического развития на прогнозируемый период;
аналитическую записку к основным разделам прогноза, характеризующим состояние финансов республики, уровень инфляции, материальное производство, потребительские рынки, социальное развитие и уровень жизни населения, инновационную и научно-техническую сферы, инвестиционную, внешнеэкономическую, природоохранную деятельность.
4. Планирование
4.1. На этапе планирования в системе индикативного управления ежегодно формируются:
а) инвестиционный меморандум Республики Татарстан на планируемый год (далее - Инвестиционный меморандум);
б) доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на три и один планируемые годы (далее - Доклады);
в) республиканские целевые программы и федеральные целевые программы, в реализации которых участвует республика, ведомственные целевые программы (далее - целевые программы);
г) Госзаказ на управление;
д) соглашения между исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления муниципальных образований об индикаторах оценки эффективности использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов (далее - соглашения);
е) Контракты;
ж) государственный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд на планируемый год;
з) государственный заказ на формирование информационного ресурса по результатам социально-экономического мониторинга на планируемый год (далее - Государственный заказ на информационный ресурс);
и) республиканская инвестиционная программа на три и один планируемые годы (далее - РИП);
к) нормативная бюджетная потребность на объем услуг населению в рамках государственных социальных гарантий на планируемый год;
л) финансовые параметры муниципальных образований для межбюджетного регулирования (индексы бюджетных расходов);
м) проект бюджета Республики Татарстан на планируемый год.
4.2. Инвестиционный меморандум устанавливает основные положения приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности Республики Татарстан на планируемый год. Приоритеты инвестиционной деятельности определяются Программой.
Центром ответственности за разработку и реализацию положений Инвестиционного меморандума является Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан как центр ответственности и координатор инвестиционной и инновационной деятельности в Республике Татарстан (далее - Координатор).
Инвестиционный меморандум разрабатывается ежегодно в течение месяца после опубликования ежегодного послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан.
Инвестиционный меморандум является основой:
при разработке и утверждении планов инвестиционной деятельности внешних инвесторов, предприятий, банков, инвестиционных фондов, в том числе инвестиционных фондов развития муниципальных образований, научно-исследовательских и проектных организаций, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
систем государственного и муниципального заказа.
Мониторинг выполнения положений Инвестиционного меморандума осуществляет Координатор.
Текст ежегодного Инвестиционного меморандума, а также результаты его выполнения включаются в перечень публичных информационных ресурсов Республики Татарстан.
4.3. Доклады готовят ежегодно субъекты бюджетного планирования и представляют их в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан.
В составе Докладов осуществляется социально-экономическое программирование соответствующего вида деятельности на среднесрочную перспективу на базе Программы, ранее принятых целевых программ. Оценка результатов управления в разрезе целей, задач и мероприятий, определенных Программой, целевыми программами осуществляется с использованием Индикаторов. С использованием Докладов готовятся:
Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан - сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерств и ведомств Республики Татарстан (далее - сводный доклад);
Министерством финансов Республики Татарстан - проекты перспективного финансового плана Республики Татарстан на три года вперед и бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год;
Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан с участием министерств, ведомств - Госзаказ на управление.
Состав Докладов, сроки и порядок их представления (в том числе сводного доклада) регламентируются:
Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан, утвержденным в установленном порядке;