Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 сентября 2006 г. N 452
"Об утверждении Универсального регламента оформления документов
при совершении сделок с государственными и долевыми
землями сельскохозяйственного назначения"
В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан по обеспечению реализации прав и законных интересов граждан и организаций, а также качества оказания государственных услуг при прохождении предрегистрационной подготовки и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с решением Совета глав муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан от 17.05.2006 г. Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Универсальный регламент оформления документов при совершении сделок с государственными и долевыми землями сельскохозяйственного назначения.
2. Определить центрами ответственности за реализацию указанного регламента Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и исполнительные комитеты муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.
3. Организациям-участникам реализации указанного регламента в соответствии с действующим законодательством предусмотреть освобождение малоимущих граждан Республики Татарстан от уплаты государственных пошлин.
4. Предложить Институту государственной службы при Президенте Республики Татарстан разработать программу обучения доверенных лиц (агентов) - участников реализации указанного регламента и обеспечить ее исполнение.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Татарстан привести свои нормативные документы в соответствие с указанным регламентом.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство юстиции Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Универсальный регламент
оформления документов при совершении сделок с государственными
и долевыми землями сельскохозяйственного назначения
(утв. постановлением КМ РТ от 7 сентября 2006 г. N 452)
I. Общие положения
1.1. Универсальный регламент оформления документов при операциях с государственными и долевыми землями сельскохозяйственного назначения (далее - Регламент) разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельным кодексом Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
1.2. Сделки с землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной и долевой собственности, осуществляются в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
1.3. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
1.4. Распоряжение земельными участками, отнесенными к резервному фонду государственных земель, осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с действующим законодательством.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
1.5. Центром ответственности за организацию процесса, предусмотренного настоящим Регламентом, определяется Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан при распоряжении государственными землями из земель сельскохозяйственного назначения площадью более 100 га или палаты имущественных и земельных отношений исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан при предоставлении в аренду государственных земель сельскохозяйственного назначения площадью менее 100 га и при сделке с долевыми землями сельскохозяйственного назначения.
1.6. Основными организациями - участниками реализации настоящего Регламента являются:
Кабинет Министров Республики Татарстан;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Минземимущество);
уполномоченные органы местного самоуправления (далее - ОМС);
палаты имущественных и земельных отношений исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан (далее - палата имущественных и земельных отношений);
территориальные органы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (далее - территориальные органы Роснедвижимости);
территориальные органы Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан;
некоммерческое партнерство "Гильдия риэлторов" Республики Татарстан (далее - аккредитовский риэлтор);
межующие организации;
средства массовой информации (местные издания).
1.7. Настоящий Регламент применяется в следующих случаях:
картографического раздела массива земельного участка общедолевой собственности;
продажи земельной доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (без выдела);
выдела земельного участка в счет земельной доли;
продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения (после выдела из общедолевой собственности);
предоставления государственных земель сельскохозяйственного назначения в аренду или в собственность.
1.8. Ответственность за несоблюдение сроков, установленных настоящим Регламентом, возлагается персонально на руководителей организаций - участников реализации настоящего Регламента.
II. Технология взаимодействия заявителя с основными участниками
реализации Регламента
2.1. Заявитель при совершении сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности, обращается в Минземимущество или палату имущественных и земельных отношений.
При обращении в уполномоченный орган заявитель уведомляется о примерных сроках оформления документов и тарифах на отдельные виды услуг (межевание, регистрационный сбор, доверенность).
2.2. При осуществлении сделок с общедолевыми землями заявитель заполняет по форме согласно приложению 1 заявление о государственной регистрации сделки с земельными участками с указанием суммы доходов за последние три месяца и заверяет его у должностного лица ОМС.
2.3. Заявитель, желающий осуществить сделку с земельным участком (получить земельный участок на праве аренды или в собственность, выделить свой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей или продать свою долю) вправе осуществлять сбор документов самостоятельно в соответствии с действующим законодательством либо поручить выполнение процедуры оформления сделки и сбор необходимых документов агенту.
Агентом может быть:
аккредитованный риэлтор;
адвокат.
В случае привлечения агента действия по предрегистрационной подготовке проводятся на возмездной основе.
2.4. В случае обращения к агенту заявитель оформляет у нотариуса (должностного лица ОМС) доверенность (примерная форма доверенности на совершение сделки с земельными долями приводится в приложении 2.1, примерная форма доверенности на совершение сделки с земельными участками - в приложении 2.2) на агента для регистрации прав заявителя на земельный участок и заключает агентский договор о предоставлении данных услуг.
2.5. На основании договора агент обязуется осуществить процедуру подготовки документов и последующую регистрацию прав на земельный участок.
2.6. Заявитель представляет агенту документы, удостоверяющие личность: для физических лиц - копию паспорта, для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов.
2.7. В определенные договором сроки или на основании извещения заявитель получает у агента оформленные документы.
III. Технология взаимодействия организаций - участников
реализации Регламента
3.1. Картографический раздел массива земельного участка общедолевой собственности
3.1.1. Регламент предусматривает наличие установленных картографическим способом (сеткой) границ земельных участков в счет долей, решения общего собрания участников общедолевой собственности об утверждении местоположения части земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей (при выделе и продаже не требуется согласования с дольщиками).
3.1.2. По техническому заданию Минземимущества межующая организация наносит границы земельного участка в счет доли, определенные картографическим способом (сеткой).
3.1.3. Территориальные органы Роснедвижимости осуществляют постановку земельного участка на кадастровый учет и направляют выписки из Единого государственного реестра земель в палату имущественных и земельных отношений.
3.1.4. Палата имущественных и земельных отношений обобщает представленные документы и направляет информационное сообщение с имеющимися материалами в территориальные органы Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан.
3.1.5. Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан в трехдневный срок после предварительного просмотра при отсутствии замечаний к документам направляет в палату имущественных и земельных отношений информационное сообщение о назначении даты и времени приема либо сообщение об имеющихся замечаниях.
3.1.6. После завершения процедуры регистрации в день получения указанных сведений палата имущественных и земельных отношений направляет сформированный пакет документов (выписка из земельного кадастра, свидетельство о праве собственности на долю) в ОМС, который, в свою очередь, передает документы уполномоченному лицу от участников общедолевой собственности.
3.1.7. Общая схема документооборота при картографическом разделе массива земельного участка общедолевой собственности представлена в приложении 3.1.
3.2. Продажа земельной доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (без выдела)
3.2.1. Агент (заявитель) извещает участников долевой собственности, либо сельскохозяйственную организацию, либо гражданина - члена крестьянского фермерского хозяйства, использующего земельный участок, находящийся в долевой собственности, о намерении продать земельную долю в праве общей долевой собственности.
3.2.2. При согласии на приобретение земельной доли на основании свидетельства на право собственности на земельную долю заключается договор купли-продажи между продавцом и покупателем (в письменной форме).
3.2.3. При отказе в приобретении земельной доли сельскохозяйственной организацией, членом крестьянского фермерского хозяйства, использующим этот земельный участок, или другим участником долевой собственности собственник земельной доли для продажи ее другим лицам вправе выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
3.2.4. Продажа земельной доли оформляется путем заключения договора купли-продажи земельной доли в письменной форме. В договоре купли-продажи должны быть указаны:
сведения о земельном участке, в котором находится земельная доля (площадь, местоположение, кадастровый номер) с приложением плана данного земельного участка, наименование и реквизиты документов, подтверждающих право собственности продавца на земельную долю;
цена земельной доли;
порядок расчетов (сроки и форма оплаты).
3.2.5. Заключенный договор купли-продажи и другие документы, указанные в приложении 4, представляются в палату имущественных и земельных отношений в целях предрегистрационной экспертизы документов.
3.2.6. Палата имущественных и земельных отношений в пятидневный срок проводит экспертизу представленных документов и направляет информационное сообщение в территориальный орган Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан для принятия решения о регистрации права.
3.2.7. Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан в трехдневный срок после предварительного просмотра при отсутствии замечаний к документам направляет в палату имущественных и земельных отношений информационное сообщение о назначении даты и времени приема либо сообщение об имеющихся замечаниях.
3.2.8. В случае принятия документов на регистрацию агент в интересах заявителя и по поручению палаты имущественных и земельных отношений обращается в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан для регистрации права заявителя на земельный участок с предоставлением оригиналов указанных документов, при наличии замечаний осуществляет необходимые процедуры по их устранению.
3.2.9. Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан в недельный срок проводит правовую экспертизу документов и законности сделки. В случае отсутствия оснований для приостановления регистрации или отказа в регистрации выносит решение о государственной регистрации.
3.2.10. После завершения процедуры регистрации в день получения указанных сведений палата имущественных и земельных отношений выдает покупателю сформированный пакет документов о переходе права собственности на земельную долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
3.2.11. Общая схема документооборота при продаже земельной доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (без выдела) представлена в приложении 3.2.
3.3. Выдел земельного участка в счет земельной доли
3.3.1. Агент в двухнедельный срок организует проведение работ по установлению границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, на местности (межевание).
3.3.2. Агент в течение одной недели осуществляет постановку земельного участка на кадастровый учет в территориальные органы Роснедвижимости по Республике Татарстан.
Сроки проведения работ по подготовке проекта границ земельного участка, установлению его границ на местности (межеванию) и постановке на кадастровый учет, а также стоимость указанных работ определяются согласно соответствующему универсальному регламенту Управления Роснедвижимости по Республике Татарстан.
3.3.3. Агент не позднее следующего рабочего дня после постановки на кадастровый учет представляет полный пакет документов, указанных в приложении 4, в палату имущественных и земельных отношений для предрегистрационной экспертизы, направляемой в территориальный отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан.
3.3.4. Палата имущественных и земельных отношений в пятидневный срок проводит экспертизу представленных документов и направляет информационное сообщение в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан.
3.3.5. Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан в трехдневный срок после предварительного просмотра при отсутствии замечаний к документам направляет в палату имущественных и земельных отношений информационное сообщение о назначении даты и времени приема либо сообщение об имеющихся замечаниях.
3.3.6. В случае принятия документов на регистрацию агент в интересах заявителя и по поручению палаты имущественных и земельных отношений обращается в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан для регистрации права заявителя на земельный участок с предоставлением оригиналов указанных документов.
3.3.7. Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан в недельный срок проводит правовую экспертизу документов и законности сделки. В случае отсутствия оснований для приостановления регистрации или отказа в регистрации права на земельный участок выносит решение о государственной регистрации, при наличии замечаний осуществляет необходимые процедуры по их устранению.
3.3.8. После завершения процедуры регистрации в день получения указанных сведений палата имущественных и земельных отношений выдает заявителю сформированный пакет документов о праве собственности на земельный участок.
3.3.9. Общая схема документооборота при выделе земельного участка в счет земельной доли представлена в приложении 3.3.
3.4. Продажа земельного участка сельскохозяйственного назначения (после выдела из общедолевой собственности)
3.4.1. Агент от имени заявителя извещает Кабинет Министров Республики Татарстан о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Извещение о продаже вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
3.4.2. Кабинет Министров Республики Татарстан в недельный срок со дня получения извещения направляет в палату имущественных и земельных отношений муниципального образования, на территории которого расположен продаваемый земельный участок, уведомление о получении предложения о покупке земельного участка.
3.4.3. Палата имущественных и земельных отношений в недельный срок со дня получения уведомления может направить в Кабинет Министров Республики Татарстан свои предложения о намерении приобрести продаваемый земельный участок.
3.4.4. Если Кабинет Министров Республики Татарстан откажется от покупки либо в двухнедельный срок со дня поступления извещения в Кабинет Министров Республики Татарстан не уведомит муниципальное образование о своем намерении приобрести продаваемый земельный участок, право на его покупку предоставляется муниципальному образованию.
При отказе Кабинета Министров Республики Татарстан или муниципального образования от покупки либо в случае, если продавец не будет уведомлен о намерении Кабинета Министров Республики Татарстан или муниципального образования приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления намерения о продаже в Кабинет Министров Республики Татарстан, агент в интересах заявителя вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении.
При намерении продать земельный участок по цене ниже указанной в извещении или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить в Кабинет Министров Республики Татарстан новое извещение по правилам, установленным ст.43 Земельного кодекса Республики Татарстан.
3.4.5. Агент не позднее следующего рабочего дня после заключения договора купли-продажи земельного участка представляет полный пакет документов, указанных в приложении 4, в палату имущественных и земельных отношений для предрегистрационной экспертизы, направляемой в территориальный отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан.