Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 10 июля 2006 г. N 350
"Об утверждении Республиканской программы улучшения
условий и охраны труда на 2007-2009 годы"
(с изменениями на 4 августа 2008 года)



В целях реализации Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу улучшения условий и охраны труда на 2007-2009 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на 2007-2009 годы включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.

3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан принять территориальные программы улучшения условий и охраны труда в пределах средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

4. Министерству труда и занятости Республики Татарстан организовать выполнение Программы и ежегодно до 1 марта представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе ее реализации.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел социального развития и занятости населения Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.


Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов


Республиканская программа
улучшения условий и охраны труда на 2007-2009 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 10 июля 2006 г. N 350)

Паспорт

Наименование Программы

Республиканская программа улучшения условий и
охраны труда на 2007-2009 годы

Основания для
разработки Программы

Федеральный закон от 16.07.99 г. N 181-ФЗ "Об
основах охраны труда в Российской Федерации";
Закон Республики Татарстан от 10.12.97 г. N 1417
"Об охране труда в Республике Татарстан"
;
Послание Президента Республики Татарстан
М.Ш.Шаймиева Государственному Совету Республики
Татарстан на 2006 год;
Обязательства Сторон на 2006 год к Соглашению
между Федерацией профсоюзов Республики
Татарстан, Ассоциацией предприятий и
предпринимателей Республики Татарстан,
Торгово-промышленной палатой Республики
Татарстан и Кабинетом Министров Республики
Татарстан на 2005-2006 годы (подписано
07.12.2005 г.);
Резолюция Республиканского совещания по охране
труда с участием федеральных
контрольно-надзорных органов, в том числе
Прокуратуры Республики Татарстан (от 18.03.2005
г.)

Государственный
заказчик

Министерство труда и занятости Республики
Татарстан

Основные разработчики
Программы

Министерство труда и занятости Республики
Татарстан;
министерства, ведомства Республики Татарстан;
органы надзора и контроля;
Федерация профсоюзов Республики Татарстан;
органы местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов Республики
Татарстан;
учреждения высшего профессионального образования
Республики Татарстан;
организации республики

Цель Программы

Обеспечение конституционных гарантий на охрану и
условия труда, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены

Задачи Программы

Формирование экономических и организационных
принципов, обеспечивающих и стимулирующих
создание работодателем здоровых и безопасных
условий труда;
развитие государственной системы управления
охраной труда;
снижение уровня производственного травматизма,
профессиональных заболеваний, улучшение
состояния условий и охраны труда в организациях
республики;
достижение значений индикаторов по охране и
условиям труда с учетом требований Федерального
закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом
регулировании"
и международных стандартов

Важнейшие целевые
показатели
(индикаторы)
реализации Программы

Число пострадавших от несчастных случаев на
производстве из расчета на 1000 работающих;
число человеко-дней нетрудоспособности в расчете
на одного пострадавшего в связи с
производственными увечьями и травмами;
удельный вес работников, занятых в условиях
труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам;
удельный вес работников, занятых тяжелым
физическим трудом

Сроки и этапы
реализации Программы

2007-2009 годы

Объемы и источники
финансирования
Программы

Общий объем финансирования Программы - 1416029
тыс.рублей, в том числе:
средства бюджета Республики Татарстан - 15760,0
тыс.рублей;
средства организаций - 1400269,0 тыс.рублей

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы (индикаторы
оценки результата) и
показатели бюджетной
эффективности
Программы










































1. Достижение пороговых значений индикаторов,
установленных на 2009 год:
число пострадавших от несчастных случаев на
производстве из расчета на 1000 работающих - до
3,8 человек на 1000 работающих;
число человеко-дней нетрудоспособности в расчете
на одного пострадавшего в связи с
производственными увечьями и травмами - до 33,1
человеко-дней;
удельный вес работников, занятых в условиях
труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, - до 15,65%;
удельный вес работников, занятых тяжелым
физическим трудом, - до 1,55%.
2. Социальный эффект:
сокращение численности работников, занятых в
неблагоприятных условиях труда;
снижение уровня производственного травматизма и
профессиональных заболеваний;
повышение уровня защиты работников от
воздействия вредных и опасных производственных
факторов;
реализация конституционного права на обеспечение
работникам безопасных условий труда.
3. Экономический эффект:
снижение материальных затрат на восстановление
здоровья работников, пострадавших от несчастных
случаев на производстве,
производственно-обусловленных заболеваний,
профессиональных заболеваний;
снижение затрат на возмещение вреда,
причиненного работникам в результате несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
снижение затрат на предоставление льгот и
компенсаций за работу во вредных и опасных
условиях труда, с тяжелыми условиями труда;
снижение уровня инвалидности вследствие увечья
на производстве или профессионального
заболевания и затрат в области здравоохранения в
связи с этим;
повышение производительности труда за счет
сокращения потерь рабочего времени;
сокращение затрат на ремонт и замену
оборудования в результате поломок временными
работниками, замещающими основных работников на
время их болезни из-за травм и
производственно-обусловленных заболеваний, и не
имеющими достаточного опыта работы и
квалификации


I. Современное состояние проблемы условий и охраны труда
 и обоснование необходимости ее решения в Республике Татарстан
 программным методом


В современных экономических условиях значительное влияние на социально-экономическое благополучие общества оказывает создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах.

Проблемы охраны труда, особенно проблема производственного травматизма, сегодня волнуют все мировое сообщество. Не случайно, для привлечения внимания к этой проблеме Международная организация труда объявила 2003 год Международным годом охраны труда, а 28 апреля ежегодно отмечается как Всемирный день охраны труда.

Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, остается сложной. Особенно остро стоит проблема производственного травматизма, гибель людей на производстве. Только в 2005 году на производствах республики, по данным Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, пострадало от несчастных случаев на производстве 1536 человек, из них 107 человек погибли (таблица 1).


Таблица 1


Состояние производственного травматизма в Республике Татарстан

Число пострадавших с утратой
трудоспособности на один
рабочий день и более и со
смертельным исходом, чел.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Всего
в расчете на 1000 работающих
В том числе:
женщин
подростков
Со смертельным исходом:
Всего
в расчете на 1000 работающих
В том числе:
женщин
подростков

3600
3,7

873
14

177
0,181

8
1

2943
3,1

814
21

122
0,130

5
3

2258
2,6

611
9

127
0,146

15
1

1801
2,2

516
7

117
0,146

11
3

1536
2,0

419
4

107
0,142

6
1


По оперативным данным Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, в 2005 году смертельные травмы на производстве получили 129 человек, травмы с тяжелым исходом - 360 человек.

Остается высокой численность работников, занятых в неблагоприятных для здоровья условиях труда. На начало 2005 года на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи Республики Татарстан удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составил 17,6% общей списочной численности работников в этих сферах экономической деятельности, тогда как на начало 2004 года их было 17,2 процента.

При этом показатели по уровню производственного травматизма в Республике Татарстан ниже, чем в большинстве регионов Приволжского федерального округа (таблица 2).


Таблица 2


Сравнение показателей производственного травматизма
по регионам Приволжского федерального округа

(по данным Госкомстата России)

Наименование
территории
Российской
Федерации

Численность пострадавших
с утратой трудоспособности
на один рабочий день и более
и со смертельным исходом
в расчете на 1000 работающих

Численность пострадавших со
смертельным исходом в расчете
на 1000 работающих

2000
год

2001
год

2002
год

2003
год

2004
год

2000
год

2001
год

2002
год

2003
год

2004
год

Республика
Татарстан

4,0

3,7

3,1

2,6

2,2

0,183

0,181

0,130

0,146

0,146

Республика
Башкортостан

2,6

2,4

2,2

2,0

1,8

0,162

0,152

0,169

0,166

0,118

Республика
Марий Эл

8,9

7,9

6,7

5,8

5,1

0,130

0,127

0,193

0,202

0,146

Республика
Мордовия

5,8

5,4

5,3

4,9

3,8

0,123

0,107

0,180

0,112

0,135

Удмуртская
Республика

6,9

6,2

5,6

5,3

5,0

0,109

0,124

0,103

0,118

0,081

Чувашская
Республика

3,0

2,6

2,6

2,3

2,1

0,146

0,137

0,132

0,171

0,122

Кировская
область

11,0

11,5

10,8

9,8

8,4

0,168

0,166

0,136

0,167

0,172

Нижегородская
область

4,1

3,7

3,5

3,0

2,5

0,100

0,106

0,107

0,092

0,089

Оренбургская
область

6,2

5,3

4,7

3,9

3,0

0,165

0,175

0,147

0,138

0,145

Пензенская
область

4,7

4,5

3,4

3,0

2,3

0,104

0,125

0,114

0,121

0,118

Пермская
область

6,5

6,3

5,8

4,8

4,2

0,154

0,132

0,145

0,153

0,159

Самарская
область

4,1

4,0

3,6

3,0

2,7

0,095

0,121

0,104

0,072

0,095

Саратовская
область

4,4

3,9

3,2

2,8

2,4

0,130

0,140

0,106

0,105

0,137

Ульяновская
область

5,1

4,5

3,6

3,1

2,7

0,138

0,182

0,155

0,136

0,129


За последние 5 лет (с 2001 по 2005 год) произошло снижение числа пострадавших от несчастных случаев на производствах республики в 2,3 раза - с 3600 до 1536 человек, в том числе со смертельным исходом - в 1,6 раза (со 177 до 107 человек).

Такие позитивные изменения стали возможны в результате принятых мер по реализации Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы и предыдущих программ.

В ходе реализации программ заметно активизировалась работа по обучению вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций. Только в 2005 году такое обучение прошло 20,4 тыс. человек (в 2000 году - 7900 человек). Создан и функционирует Республиканский центр сертификации работ по охране труда на базе Республиканского научно-методического центра по охране и безопасности труда.

В рамках программ проведены маркетинговые исследования обеспечения спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты работающих практически во всех сферах экономической деятельности республики. Разработаны новые уникальные виды защитной одежды, в том числе: уникальная спецодежда "Экран-2Б", признанная лучшим в России средством для защиты от электромагнитных излучений радиочастот (для радиоцентров, систем сотовой и спутниковой связи, СВЧ и УВЧ-аппаратуры), комплект рабочей одежды "Конденсат" для нефтяников, которые заняли первое место в конкурсах на VI и VII Международных выставках по охране труда в г.Москве; защитный комплект спецодежды "Агрохим" для работающих в сельском хозяйстве; виброзащитные рукавицы и перчатки на основе принципиально новых материалов. Проведены научно-исследовательские работы в области повышения безопасности и улучшения условий труда работающим в сельском хозяйстве (операторов машинного доения, при раздаче кормов мобильными кормораздатчиками, в процессе работы с ядохимикатами и пестицидами нового поколения).

В целях пропаганды и информационного обеспечения в области охраны труда создан и развивается республиканский сайт по охране труда при Министерстве труда и занятости Республики Татарстан, ежеквартально выпускается специализированный информационно-аналитический бюллетень "Охрана и условия труда в Республике Татарстан" тиражом 2 тыс. экземпляров, проведены два республиканских смотра-конкурса, три республиканских выставки по охране труда, ежегодно принимается участие в международных выставках "Безопасность и охрана труда" в г.Москве.

Финансирование участия Республики Татарстан в международной выставке "Охрана и безопасность труда - 2005" в г.Москве (в объеме 350 тыс.рублей в рамках действующей Программы) позволило республиканским предприятиям - изготовителям спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты получить экономический эффект в сумме 41 млн.рублей (в результате заключения дополнительных договоров на изготовление и поставку своей продукции за пределы республики).

Проведение III Республиканской выставки "Охрана труда в Республике Татарстан - 2005" позволило республиканским предприятиям - изготовителям спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты заключить договоры о намерениях на сумму более 8 млн.рублей (затраты на ее проведение составили 350 тыс.рублей).

Значительно активизировалась работа в области охраны труда на территориях со стороны органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов: во всех городах и районах разрабатываются и реализуются территориальные программы улучшения условий и охраны труда, работают координационные советы по охране труда, проводятся смотры-конкурсы, совещания, семинары по охране труда, Дни охраны труда.

В целях улучшения условий и охраны труда в республике проводится работа по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях (на 1 января 2005 года в республике аттестовано около 217 тыс. рабочих мест, на которых трудятся 40% работников, занятых на средних и крупных предприятиях республики), внедрена система сертификации работ по охране труда. Сертификаты соответствия в 2005 году получили ОАО "Челнынефтепродукт", ОАО "Бавлынефтепродукт", ОАО "Альфа-Банк-Казань", ОАО "Сетевая компания"Нижнекамские электрические сети, Завод полистиролов ОАО "Нижнекамскнефтехим", Управление "Татнефтьгазпереработка" ОАО "Татнефть", узловая поликлиника на станции Бугульма, ОАО "Казанское моторостроительное объединение", НГДУ "Нурлатнефть" и др.

В рамках программ проводилась работа по повышению качества аттестации, для чего осуществлялись контрольные замеры производственных факторов, организовывались семинары по обучению специалистов организаций процедуре проведения аттестации рабочих мест.

Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация здесь остается достаточно напряженной.

По данным Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, число смертельных случаев на производстве продолжает оставаться высоким: в 2001 году на производстве погибли 177 человек, в 2002 году - 122 человека, в 2003 году - 127 человек, в 2004 году - 117 человек, в 2005 году - 107 человек. Отмечается рост численности работников, занятых в неблагоприятных для здоровья условиях труда. На конец 2005 года на предприятиях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в сферах строительства, транспорта и связи Республики Татарстан удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составил 19,1% общей списочной численности работников в этих сферах экономической деятельности, тогда как на начало 2005 года он был 17,6%, в 2004 году - 17,2%. Наибольшее число занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудилось на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (31% общей численности работников вышеуказанных видов экономической деятельности). В обрабатывающих производствах в таких условиях трудились 22% общего числа работающих, на транспорте - 16,4 процента.

Среди вредных производственных факторов, влияющих на здоровье работников, "лидирующее" положение занимают показатели повышенного уровня шума, ультра- и инфразвука, а также высокой загазованности и запыленности воздуха на рабочих местах.

Остается значительной доля работников, занятых тяжелым физическим трудом. На 1 января 2006 года около 15,8 тыс. человек в республике выполняют тяжелую работу, что составляет 3,4% численности занятых в обследованных отраслях. В последние годы эта численность возросла (на начало 2005 года их было 2,9%, в 2003 году - 2,0%, в 2000 году - 2,4%).

На оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности труда, в 2005 году работало 0,2% списочной численности работающих (в 2004 году их было 0,1%). Более всего такой труд используется в строительных организациях.

Данные статистического обследования состояния условий труда на рабочих местах свидетельствуют, что в 2001-2005 годах увеличился с 13,4% до 15,2% удельный вес женщин, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Такая ситуация связана с использованием физически изношенного и морально устаревшего оборудования и техники, особенно в агропромышленном комплексе и организациях малого и среднего бизнеса.

Этому способствует тот факт, что на таких предприятиях не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволяет выявить и принять меры по устранению вредных и опасных производственных факторов. Одной из причин такой ситуации является недостаток финансирования, дефицит измерительных приборов и обученных специалистов. В результате предприятия не готовы к проведению сертификации работ по охране труда.

Необходимым условием для создания здоровых и безопасных условий труда является финансирование работодателем мероприятий, направленных на их улучшение и охрану. За последние годы в Республике Татарстан затраты на охрану труда систематически возрастали. Однако до настоящего времени еще сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности, что отражено в таблице 3.


Таблица 3


Затраты на охрану труда
в государственном и частном секторах экономики республики

Форма собственности

Затраты на охрану труда
в расчете на одного работающего, рублей

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Все формы собственности

1245,5

1790,0

1868,3

2218,0

2760,5

Государственная

1032,0

2163,8

1523,2

1981,0

2000,5

Частная

452,3

972,5

1026,9

1347,5

1750,2


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»