Недействующий

О модернизации и развитии системы социального обслуживания населения Республики Татарстан


1. Основные цели и принципы модернизации системы
социального обслуживания населения

1.1. Содержание проблемы

В Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услугах, услугах по социальной адаптации и реабилитации, предоставляемых гражданам в соответствии с состоянием здоровья и с учетом социальных показаний.

Система социального обслуживания в Республике Татарстан на 01.01.2006 г. состоит из 168 учреждений различного типа. Ежегодно социальные услуги получают более 1,5 млн. человек, в том числе более 760,0 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов.

Несмотря на суммарное увеличение объема социальных услуг, предоставляемых государственными социальными службами, и численности их получателей, остается нерешенным вопрос качества, эффективной результативности и доступности этих услуг.

Отмечается наличие неудовлетворенного спроса на социальные услуги в стационарных учреждениях, прежде всего психоневрологического профиля, в реабилитационных учреждениях как для взрослых инвалидов, так и для детей с ограниченными возможностями, а также в надомном обслуживании.

Очередность на получение пожилыми людьми и инвалидами социальных услуг на дому на протяжении нескольких лет варьируется от 1,5 до 2,5 тыс. человек и приняла застойные формы.

Очередность в стационарные учреждения для престарелых и инвалидов составляет около 758 человек, в том числе в психоневрологические интернаты - 658 человек, при этом 337 человек находятся в очереди более одного года. Кроме того, по данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в помещении в психоневрологические интернаты нуждаются 280 чел. психохроников, которые находятся в психиатрических клиниках системы здравоохранения.

Не преодолены неравномерность развития сети учреждений в муниципальном разрезе, а также различия объема и качества социальных услуг из-за разницы располагаемых ресурсов. При этом не везде существующие учреждения функционируют одинаково эффективно, с должной отдачей государственных инвестиций.

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает вопрос оптимизации и совершенствования существующей инфраструктуры социального обслуживания, модернизации деятельности по оказанию социальных услуг.

По объективным причинам спрос на жизненно важные услуги социального обслуживания формируют прежде всего граждане пожилого возраста. Численность пожилых граждан в Республике Татарстан на 01.01.2005 г. составляет 743,4 тыс. человек, при этом лиц в возрасте 80 лет и старше - 76,2 тыс. человек, или 10,25 процента. Среди общего количества граждан пожилого возраста одиноких - 41,2 тыс. человек (5,5%), одиноко проживающих - 85,5 тыс. человек (11,5%), одиноких, нуждающихся в постороннем уходе, - около 30 тыс. человек (в том числе в постоянном уходе нуждаются 15,5 тыс. человек).

Общими для них остаются следующие проблемы:

недоступность требуемого по медицинским и социальным показаниям качественного ухода на дому;

неприспособленность жилья для безопасного проживания;

недостаточный уровень обеспеченности индивидуальными средствами реабилитации, компенсирующими снижение способности к самообслуживанию и передвижению;

социальная отчужденность и отсутствие взаимопонимания между поколениями.

Острой остается проблема социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий. Ключевые проблемы лиц без определенного места жительства и занятий - хронические заболевания, инвалидность, необеспеченность жильем, утрата трудовых навыков и социальных связей. Часть из них является распространителями социально опасных заболеваний, источником роста преступности.

Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий от случая к случаю, не подкрепленное реальными мерами по восстановлению социального статуса, исключает возможность социальной адаптации и реабилитации данной категории, что поддерживается миграционной активностью данной социальной группы.

В большинстве бомжи - это уроженцы или бывшие жители региона, лишь одну треть их составляют мигрирующие лица. С 2001 по 2006 год тремя центрами социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий общей мощностью 125 койко-мест обслужены более 2,3 тыс. лиц без определенного места жительства и занятий, и только 76 человек были устроены в стационарные учреждения социального обслуживания, 409 человек - трудоустроены при содействии специалистов центров.

Отсутствие норм, регламентирующих деятельность по оказанию социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий, освободившимся из мест лишения свободы, также осложняет работу по социальному сопровождению и социальной адаптации этих групп населения.

Таким образом, особую актуальность приобретает комплексный межведомственный подход в решении данной проблемы при активном участии самого лица без определенного места жительства и занятий в переломе ситуации дезадаптации, изменении социального статуса на основе принципа самообслуживания, обязательного трудоустройства с целью последующего возмещения расходов на его содержание в учреждении социального обслуживания. Все эти меры направлены на предупреждение социального иждивенчества со стороны данной категории граждан.

В последнее десятилетие в Республике Татарстан наблюдается увеличение контингента инвалидов, особенно трудоспособного возраста, и детей-инвалидов.

Общее количество инвалидов по Республике Татарстан в 2005 году составило 292,0 тыс. человек, в том числе детей-инвалидов - 15,5 тыс. человек (5,3% общего количества инвалидов), инвалидов трудоспособного возраста - 92,5 тыс. человек. За последние 5 лет количество лиц, ежегодно впервые признаваемых инвалидами, возросло с 26,6 до 68,8 тысячи человек, в том числе инвалидов трудоспособного возраста - с 13,4 до 16,5 тысячи, детей-инвалидов - с 2,2 до 2,3 тысячи.

Происходит качественное изменение контингента инвалидов. В структуре общей инвалидности взрослого населения преобладают лица пенсионного возраста, однако велика и доля инвалидов трудоспособного возраста (68,3% и 31,7% - соответственно). При этом на 01.01.2006 г. инвалиды тяжелой степени потери трудоспособности (I-II групп) составляют 57,5% общего числа инвалидов и 69,8% общего числа впервые признанных инвалидами.

В связи с вышеизложенным проблема инвалидности является не только геронтологической, но и проблемой лиц трудоспособного возраста.

Инвалиды молодого возраста (от 18 до 45 лет) составляют 21,7% общего числа инвалидов. Это наиболее активная часть инвалидов, стремящаяся интегрироваться в нормальную жизнь, имеющая реабилитационный потенциал. Однако молодые инвалиды испытывают недостаток социальных услуг реабилитационной направленности, которые помогли бы им реализовать этот потенциал.

Серьезных изменений требует организация деятельности детских реабилитационных учреждений, которых в настоящее время насчитывается 14. Анализ показывает, что имеют место случаи осуществления ими несвойственных функций, ввод в штатное расписание ставок учителей, воспитателей, в то время как обучение детей-инвалидов в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.11.95 г N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отнесено к компетенции органов образования.

Учитывая, что в составе населения Республики Татарстан находятся целевые группы потребителей социальных услуг из числа граждан, находящихся в особо сложных жизненных обстоятельствах, преодолеть которые без профессиональной помощи специалистов социальных служб они не в состоянии, отдельными направлениями реализации Концепции следует считать меры, направленные на:

предупреждение социального иждивенчества лиц без определенного места жительства, в том числе освободившихся из мест лишения свободы;

социальную реабилитацию инвалидов, прежде всего инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов;