Недействующий

О модернизации и развитии системы социального обслуживания населения Республики Татарстан


2. Основные направления модернизации и развития социального
обслуживания населения в Республике Татарстан

2.1. Современное состояние правовой и организационной базы развития системы социального обслуживания

В современных условиях развития экономических отношений социальные услуги должны оцениваться такими показателями, как стоимость услуги, критерии качества, показатели эффективности и доступности. Каждая социальная услуга должна быть ориентирована на конкретного потребителя, его предпочтения (возможность выбора) и финансовые возможности.

На снижение эффективности и качества предоставления социальных услуг влияют следующие факторы:

отсутствие утвержденного базового перечня гарантированных социальных услуг, а также государственных стандартов в сфере социального обслуживания, в том числе стандартов объема и качества социальных услуг;

недостаточная четкость в определении прав и обязанностей сторон при предоставлении социальных услуг, недостаточная ответственность по отношению к получателю услуг;

неравномерность развития сети учреждений в муниципальном разрезе;

различие объема и качества социальных услуг, предоставляемых отдельными учреждениями социального обслуживания, вследствие различной имущественной и финансовой обеспеченности;

несовершенство порядка оплаты социальных услуг;

отсутствие эффективного механизма учета мнения получателей социальных услуг;

отсутствие механизма социального заказа на социальные услуги.

Перечисленные выше наиболее существенные проблемы требуют проведения комплекса первоочередных мер, в том числе:

совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан;

разработка и внедрение государственных стандартов в сфере социального обслуживания, системы оценки качества предоставляемых социальных услуг; законодательное регулирование прав и обязанностей при предоставлении социальных услуг; создание условий для развития негосударственного сектора социального обслуживания населения;

совершенствование инфраструктуры государственных учреждений социального обслуживания;

создание сбалансированной, мобильной, экономичной и адекватной потребностям населения сети государственных учреждений социального обслуживания.

2.2. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан

В целях совершенствования нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания необходимо:

оптимизировать перечень гарантированных государством социальных услуг;

стандартизировать социальное обслуживание;

внедрить систему контроля деятельности по предоставлению услуг социального обслуживания, в том числе в негосударственном секторе социального обслуживания, а также систему контроля качества предоставляемых услуг;

внедрить механизм государственного заказа в сфере социального обслуживания населения в Республике Татарстан;

осуществить переход от сметного финансирования содержания учреждений к программно-целевому бюджетированию системы социального обслуживания;

организовать мониторинг потребности категорий населения в социальных услугах.

2.3. Совершенствование инфраструктуры государственных учреждений социального обслуживания

В целях реструктуризации и развития сети государственных учреждений социального обслуживания населения необходимо:

провести комплексную инвентаризацию существующей сети учреждений на основе мониторинга эффективности их работы и определить наиболее эффективные типы учреждений и виды социального обслуживания;

по результатам инвентаризации провести оптимизацию существующей сети путем закрытия и преобразования неэффективно работающих социальных служб;

внедрить новые подходы в управлении учреждениями социального обслуживания (выстраивание управленческой вертикали, создание попечительских советов, сокращение аппаратов социальных учреждений);

утвердить типовые штатные расписания учреждений социального обслуживания;