2.1. Современное состояние правовой и организационной базы развития системы социального обслуживания
В современных условиях развития экономических отношений социальные услуги должны оцениваться такими показателями, как стоимость услуги, критерии качества, показатели эффективности и доступности. Каждая социальная услуга должна быть ориентирована на конкретного потребителя, его предпочтения (возможность выбора) и финансовые возможности.
На снижение эффективности и качества предоставления социальных услуг влияют следующие факторы:
отсутствие утвержденного базового перечня гарантированных социальных услуг, а также государственных стандартов в сфере социального обслуживания, в том числе стандартов объема и качества социальных услуг;
недостаточная четкость в определении прав и обязанностей сторон при предоставлении социальных услуг, недостаточная ответственность по отношению к получателю услуг;
неравномерность развития сети учреждений в муниципальном разрезе;
различие объема и качества социальных услуг, предоставляемых отдельными учреждениями социального обслуживания, вследствие различной имущественной и финансовой обеспеченности;
несовершенство порядка оплаты социальных услуг;
отсутствие эффективного механизма учета мнения получателей социальных услуг;
отсутствие механизма социального заказа на социальные услуги.
Перечисленные выше наиболее существенные проблемы требуют проведения комплекса первоочередных мер, в том числе:
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан;
разработка и внедрение государственных стандартов в сфере социального обслуживания, системы оценки качества предоставляемых социальных услуг; законодательное регулирование прав и обязанностей при предоставлении социальных услуг; создание условий для развития негосударственного сектора социального обслуживания населения;
совершенствование инфраструктуры государственных учреждений социального обслуживания;
создание сбалансированной, мобильной, экономичной и адекватной потребностям населения сети государственных учреждений социального обслуживания.
2.2. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан
В целях совершенствования нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания необходимо:
оптимизировать перечень гарантированных государством социальных услуг;
стандартизировать социальное обслуживание;
внедрить систему контроля деятельности по предоставлению услуг социального обслуживания, в том числе в негосударственном секторе социального обслуживания, а также систему контроля качества предоставляемых услуг;
внедрить механизм государственного заказа в сфере социального обслуживания населения в Республике Татарстан;
осуществить переход от сметного финансирования содержания учреждений к программно-целевому бюджетированию системы социального обслуживания;
организовать мониторинг потребности категорий населения в социальных услугах.
2.3. Совершенствование инфраструктуры государственных учреждений социального обслуживания
В целях реструктуризации и развития сети государственных учреждений социального обслуживания населения необходимо:
провести комплексную инвентаризацию существующей сети учреждений на основе мониторинга эффективности их работы и определить наиболее эффективные типы учреждений и виды социального обслуживания;
по результатам инвентаризации провести оптимизацию существующей сети путем закрытия и преобразования неэффективно работающих социальных служб;
внедрить новые подходы в управлении учреждениями социального обслуживания (выстраивание управленческой вертикали, создание попечительских советов, сокращение аппаратов социальных учреждений);
утвердить типовые штатные расписания учреждений социального обслуживания;