КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2006 года N 277
"О республиканской целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной
системы в Республике Татарстан на 2007-2009 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 15 сентября 2023 года N 1134
____________________________________________________________________
В целях финансовой и материально-технической поддержки учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, расположенных на территории Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы в Республике Татарстан на 2007-2009 годы".
2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проектов бюджета Республики Татарстан на 2007-2009 годы включать указанную программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований.
3. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан предусмотреть возможность использования промышленного потенциала уголовно-исполнительной системы для размещения заказов на изготовление различного вида промышленной продукции.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Татарстан, на территориях которых находятся учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, предусматривать финансовую и материальную помощь указанным подразделениям в пределах собственных бюджетных средств, а также за счет внебюджетных источников.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел административных и правоохранительных органов Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Республиканская целевая программа
"Развитие уголовно-исполнительной системы
в Республике Татарстан на 2007-2009 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 7 июня 2006 г. N 277)
Паспорт
республиканской целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной
системы в Республике Татарстан на 2007-2009 годы"
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы ¦республиканская целевая программа "Развитие¦
¦ ¦уголовно-исполнительной системы в Республике¦
¦ ¦Татарстан на 2007-2009 годы" (далее -¦
¦ ¦Программа) ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Наименование, номер и¦Соглашение об основных направлениях¦
¦дата принятия решения¦сотрудничества между Федеральной службой¦
¦о разработке Программы ¦исполнения наказаний и Правительством¦
¦ ¦Республики Татарстан от 4 мая 2005 года ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Государственный ¦Главное управление Федеральной службы¦
¦заказчик Программы ¦исполнения наказаний по Республике Татарстан ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Основные разработчики¦Главное управление Федеральной службы¦
¦Программы ¦исполнения наказаний по Республике Татарстан ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Цели и задачи¦приведение условий содержания лиц, заключенных¦
¦Программы ¦под стражу и осужденных к лишению свободы, их¦
¦ ¦охраны и изоляции в соответствие с требованиями¦
¦ ¦Уголовно-исполнительного кодекса Российской¦
¦ ¦Федерации; ¦
¦ ¦создание необходимых условий для обеспечения¦
¦ ¦трудовой занятости осужденных и эффективности¦
¦ ¦их трудовой деятельности; ¦
¦ ¦повышение социальной защищенности сотрудников¦
¦ ¦уголовно-исполнительной системы в Республике¦
¦ ¦Татарстан ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Сроки реализации¦2007-2009 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Исполнители основных¦Главное управление Федеральной службы¦
¦мероприятий Программы ¦исполнения наказаний по Республике Татарстан и¦
¦ ¦подведомственные ему подразделения¦
¦ ¦уголовно-исполнительной системы ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Объемы и источники¦всего 222,3 млн.рублей, в том числе средства¦
¦финансирования ¦бюджета Республики Татарстан - 222,3 млн.рублей¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Ожидаемые конечные¦создание дополнительно 900 мест для размещения¦
¦результаты реализации¦осужденных и следственно-арестованных и¦
¦Программы ¦приведение норм жилой площади на одного¦
¦ ¦человека в соответствие с требованиями¦
¦ ¦федерального законодательства, в том числе не¦
¦ ¦менее 4 кв.метров в следственных изоляторах, 2¦
¦ ¦кв.метров в исправительных колониях, 3,5¦
¦ ¦кв.метра в воспитательной колонии, 5 кв.метров¦
¦ ¦в лечебно-исправительном учреждении для¦
¦ ¦туберкулезных больных; ¦
¦ ¦обеспечение устойчивого функционирования¦
¦ ¦производственного сектора¦
¦ ¦уголовно-исполнительной системы в Республике¦
¦ ¦Татарстан в условиях рыночной экономики,¦
¦ ¦ежегодный прирост объемов производства товаров¦
¦ ¦и услуг на 5-10 процентов, обеспечение¦
¦ ¦эффективного трудового использования не менее¦
¦ ¦900 осужденных, позволяющего в большей мере¦
¦ ¦компенсировать расходы на их содержание и¦
¦ ¦производить удержания по имеющимся¦
¦ ¦исполнительным листам; ¦
¦ ¦участие персонала уголовно-исполнительной¦
¦ ¦системы в получении жилья по социальной ипотеке¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Система организации¦Главное управление Федеральной службы¦
¦контроля за исполнением¦исполнения наказаний в установленном порядке¦
¦Программы ¦представляет в Министерство экономики и¦
¦ ¦промышленности Республики Татарстан и¦
¦ ¦Министерство финансов Республики Татарстан¦
¦ ¦отчеты о ходе реализации Программы ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Уголовно-исполнительная система в Республике Татарстан, являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет собой структуру, состоящую из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Реформирование уголовно-исполнительной системы, проводимое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904, с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской Федерации позволило укрепить правопорядок, достичь динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в местах лишения свободы, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах подразделений, определить положительные тенденции в развитии общественно-полезного труда как основного способа воспитания осужденных.
В то же время в деятельности уголовно-исполнительной системы в Татарстане остается нерешенным ряд вопросов, связанных с нарушением прав человека, что оказывает негативное влияние на положение дел в исправительных учреждениях и сдерживает процесс реформирования системы. На протяжении длительного времени органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены были функционировать в условиях постоянного дефицита бюджетных средств, выделяемых на их содержание. В настоящее время уголовно-исполнительная система обеспечивается федеральным бюджетом на 80 процентов минимальных потребностей, что в конечном итоге отрицательно влияет на условия содержания осужденных, их изоляции и охраны, а также на производственный потенциал, который в определенной мере вынужден безвозвратно восполнять недостающее финансирование.
Остается напряженной эпидемиологическая обстановка по заболеваемости туберкулезом. По состоянию на 1 января 2006 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы республики содержались 652 больных активной формой туберкулеза, состояли на диспансерном учете 1158 осужденных. Существующий сегодня объем финансирования не позволяет обеспечить их должное содержание и лечение. Кроме больных туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы республики на указанную дату содержались 926 ВИЧ-инфицированных осужденных.
Наиболее сложная обстановка сложилась в следственных изоляторах, материально-техническая база которых десятилетиями практически не обновлялась, в связи с чем условия содержания осужденных и лиц, находящихся под стражей, приводят к нарушению прав человека, не обеспечивают в должной мере охрану здоровья и личную безопасность. Постоянное переполнение камер неизбежно влечет за собой распространение инфекционных заболеваний, в первую очередь туберкулеза легких. При нормативе жилой площади в расчете на одного следственно-арестованного в размере 4 кв.метров фактическая обеспеченность составляет 2,9 кв.метра.
Для более качественного укомплектования кадров и повышения престижности работы в уголовно-исполнительной системе необходимо решать и вопросы предоставления жилья сотрудникам.
Комплексное решение этих проблем возможно только при участии всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти Республики Татарстан.
Согласно данным, приведенным в аналитической записке Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.08.2002 г. N 04-53/3683 по вопросу демографической ситуации в Республике Татарстан, следует, что при вложении средств в размере 163 млн.рублей в реконструкцию и строительство новых объектов (следственных изоляторов, тюрьмы и Казанской воспитательной колонии) эффект от этих затрат в виде экономии средств на лечение и профилактику туберкулеза в последующем составит не менее 50 млн.рублей в год. Принимая во внимание, что 95% спецконтингента являются жителями Татарстана, объективная целесообразность этих дополнительных вложений очевидна.
Имеющийся производственный потенциал в уголовно-исполнительной системе в определенной мере позволяет решать возложенные на него задачи по обеспечению трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы. Однако большинство производственных структур уголовно-исполнительной системы в Республике Татарстан было создано в 50-60-е годы и характеризуется устаревшими основными фондами. Доля оборудования, имеющего полный износ, превысила 78%. Недостаток собственных средств не позволяет провести техническое переоснащение и модернизацию существующих производственных мощностей, освоение выпуска новых конкурентоспособных видов продукции, реализовать перспективные инвестиционные проекты. Все это приводит к тому, что не все осужденные могут быть обеспечены работой в местах лишения свободы. Низким остается заработок осужденных, что не позволяет им в полной мере возмещать расходы на содержание и производить выплаты по исполнительным листам. В 2005 году среднемесячная заработная плата осужденных составила 950 рублей (по Республике Татарстан - 6780 рублей).
Это свидетельствует о масштабности проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Республике Татарстан и определяет необходимость принятия на республиканском уровне комплекса решений по улучшению условий содержания, охраны и изоляции осужденных и следственно-арестованных, их дополнительной трудовой занятости, повышению социальной защищенности персонала уголовно-исполнительной системы на основе целенаправленных, скоординированных действий органов государственной власти Республики Татарстан и подразделений уголовно-исполнительной системы, что и послужило основой для разработки настоящей Программы.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Главными целями разработки и реализации Программы являются:
приведение условий содержания, охраны и изоляции лиц, заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы, в соответствие с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
создание необходимых условий для обеспечения трудовой занятости осужденных;
повышение социальной защищенности персонала уголовно-исполнительной системы, в том числе обеспечение жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы и завершение передачи объектов ЖКХ в муниципальную собственность, и социальная реабилитация граждан, освобождающихся из мест лишения свободы.
В соответствии с обозначенными целями для реализации Программы были поставлены следующие задачи:
за счет капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов уголовно-исполнительной системы к 2009 году довести коммунально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания до установленных норм, создать дополнительно 900 мест для размещения осужденных и следственно-арестованных, уровень обеспеченности одного человека площадью должен быть не менее следующих показателей:
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ вид учреждения ¦ обеспеченность ¦
+-----------------------------------------------+-----------------------¦
¦следственные изоляторы ¦ 4 кв.метра ¦
+-----------------------------------------------+-----------------------¦
¦исправительные колонии ¦ 2 кв.метра ¦
+-----------------------------------------------+-----------------------¦
¦воспитательная колония для несовершеннолетних ¦ 3,5 кв.метра ¦
+-----------------------------------------------+-----------------------¦
¦лечебно-исправительное учреждение ¦ 5 кв.метров ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
за счет модернизации, технического переоснащения, ввода дополнительных мощностей производственного сектора к 2009 году обеспечить дополнительно эффективное трудовое использование не менее 900 осужденных, довести уровень среднего заработка осужденных до 1220 рублей в месяц, увеличить объем производства и оказания услуг учреждениями Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан на 230 млн.рублей;
в рамках государственной поддержки органами исполнительной власти Республики Татарстан учреждений уголовно-исполнительной системы завершить передачу объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность, обеспечить 100 семей сотрудников уголовно-исполнительной системы - жителей Татарстана жильем по социальной ипотеке.
Выполнение Программы рассчитано на 2007-2009 годы.
Реализация Программы предусмотрена по трем направлениям согласно поставленным задачам.
3. Программные мероприятия
В рамках задачи по строительству и реконструкции объектов уголовно-исполнительной системы планируются:
1) развитие и укрепление материальной базы подразделений, улучшение коммунально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, находящихся под стражей;
2) модернизация и техническое переоснащение охранных сооружений режимных объектов;
3) создание ремонтно-строительных бригад из числа осужденных с привлечением к труду не менее 350 человек;
4) расширение базы строительной индустрии в подразделениях уголовно-исполнительной системы;
5) проведение комплекса природоохранных мероприятий в местах дислокации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В настоящее время остро назрела необходимость проведения природоохранных мероприятий в районах дислокации и хозяйственной деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы. Крайняя изношенность очистных сооружений, канализационных сетей и инженерных коммуникаций приводит к сбросу неочищенных стоков в водоемы. При этом следует принять во внимание, что в последние годы увеличилось количество больных туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями среди лиц, отбывающих уголовные наказания. Это ведет к обострению эпидемиологической обстановки, создает угрозу жизни и здоровью сотрудников исправительных учреждений, членов их семей, жителей населенных пунктов в тех районах, где расположены данные учреждения.
Для решения этой проблемы Программой предусматривается строительство, реконструкция и ремонт очистных сооружений, станций обеззараживания и биологической очистки, канализационных сетей исправительных учреждений.
В рамках содействия трудовой занятости осужденных предполагается проведение ряда мероприятий по улучшению экономических показателей трудового использования осужденных, дальнейшему наращиванию объемов производства продукции, повышению финансовой устойчивости производственных структур, технологического и технического уровней производства и выпускаемой продукции. Для этого предполагаются:
реконструкция и модернизация литейных производств ФГУ ИК-2*, ФГУ ИК-5 и ФГУ ИК-19, организация производства по ремонту запчастей для сельскохозяйственной техники. Уровень удовлетворения потребностей заказчиков в чугунной трубопроводной запорной арматуре составляет только 73,8 процента. При этом основные объемы данной продукции находят рынок сбыта за пределами Республики Татарстан (гг.Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.). В связи с этим дополнительно будет организовано производство стальных задвижек в ФГУ ИК-4 и ФГУ ИК-10;
совершенствование технологии деревообрабатывающего производства с целью повышения качества продукции за счет закупки современного оборудования взамен устаревшего; организация выпуска мебели для внутрисистемных нужд, а также для учреждений здравоохранения и образования общим объемом производства 6 млн.рублей в год;
организация производства утеплителя для домов, керамзитобетонных блоков, тротуарной плитки, сетки кладочной;
расширение взаимовыгодных производственных связей с организациями строительной индустрии и дорожного строительства путем размещения заказов на выпуск строительных материалов и изделий;
освоение выпуска новых видов вещевого имущества для обеспечения внутрисистемных нужд и нужд других правоохранительных органов;
освоение выпуска изделий швейного производства для нужд органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, а также выпуск спецодежды.
4. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан в объемах, согласованных с органами государственной власти Республики Татарстан.
Капитальные вложения в строительство и реконструкцию объектов подразделений уголовно-исполнительной системы в Республике Татарстан (раздел I приложения к настоящей Программе) осуществляются из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан на условиях паритетного финансирования в соответствии с Соглашением об основных направлениях сотрудничества между Федеральной службой исполнения наказаний и Правительством Республики Татарстан от 4 мая 2005 года.