Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 марта 2006 г. N 136
"Об утверждении Концепции развития личных подсобных хозяйств населения Республики Татарстан"



В целях укрепления агропромышленного производства, создания благоприятных условий для дальнейшего развития личных подсобных хозяйств населения, улучшения финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития личных подсобных хозяйств населения Республики Татарстан (далее - Концепция).

2. Возложить функции координации деятельности государственных органов Республики Татарстан по развитию личных подсобных хозяйств населения на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан совместно с Ассоциацией фермеров и крестьянских подворий Татарстана с участием глав муниципальных образований республики в двухмесячный срок со дня выхода настоящего постановления разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации Концепции.

4. Предложить:

главам муниципальных образований Республики Татарстан разработать местные планы мероприятий по реализации Концепции;

республиканским средствам массовой информации организовать освещение мероприятий, проводимых в рамках реализации Концепции.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан Б.П.Павлова.


Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов


Концепция
развития личных подсобных хозяйств населения Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 30 марта 2006 г. N 136)

Введение

Устойчивое развитие многоукладного сельского хозяйства предполагает гармоничное функционирование хозяйств различных форм собственности. Одной из самых гибких и динамичных форм организации производства в агропромышленном комплексе являются личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) населения, главная задача которых - производство сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей семьи. ЛПХ населения становятся одним из главных источников поступления продуктов питания для сельских жителей и активным субъектом продовольственного рынка России, в том числе и в Республике Татарстан.

В экономике агропромышленного комплекса ЛПХ населения занимают промежуточное положение между крупным коллективным и крестьянским (фермерским) хозяйствами. С одной стороны, эта форма хозяйствования существует как подсобная по отношению к базовому сельскохозяйственному предприятию, с другой - она представляет первоначальную основу для становления крестьянских (фермерских) хозяйств. Поэтому развитие и укрепление ЛПХ населения целесообразно рассматривать как реальную базу для формирования крестьянских (фермерских) хозяйств.

Концепция развития ЛПХ населения разработана в рамках реализации Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".

I. Содержание проблемы и пути ее решения

Анализ структуры производства сельскохозяйственной продукции показывает, что на долю ЛПХ населения приходятся значительные объемы производства. В общей стоимости валового производства продукции сельского хозяйства их доля составляет 46,1%, или 31,4 млрд.рублей (растениеводство - 46,7%, животноводство - 45,4%). За последние годы ЛПХ населения в Республике Татарстан по объемам сельскохозяйственного производства практически сравнялись с сельскохозяйственными организациями.

По состоянию на 1 января 2006 года в Республике Татарстан производством сельскохозяйственных продуктов в ЛПХ населения занимались 401,3 тыс.семей на земельной площади 108,3 тыс.гектаров.

Выполняя свою главную функцию - самообеспечение сельскохозяйственной продукцией, ЛПХ населения существенно пополняют и продовольственный рынок республики. Деятельность ЛПХ населения в значительной степени способствует решению социальных задач в деревне и, прежде всего, обеспечению занятости сельского населения, получению дополнительного дохода от реализации излишков сельскохозяйственной продукции. Таким образом, ЛПХ населения как экономический институт должны составить фундаментальную основу социальной устойчивости сельского сообщества.

Большинство ЛПХ населения являются семейными хозяйствами, ведущими производство животноводческой продукции с использованием кормов, полученных с приусадебных участков, а также с использованием сельскохозяйственной продукции, полученной в качестве платы за сданные в аренду земельные паи (доли). В целом ЛПХ населения республики имеют 303,9 тыс.голов крупного рогатого скота, 89,3 тыс.голов свиней, 353,1 тыс.голов овец.

Проблемы развития ЛПХ населения во многом схожи с проблемами крестьянских (фермерских) хозяйств:

отсутствие необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения;

ограничение доступа на рынки переработки и потребления;

низкие закупочные и договорные цены;

недостаточное обеспечение кормами;

отсутствие или низкий уровень организации закупки продукции;

низкий уровень квалификации граждан, ведущих ЛПХ, и недостаточность информационно-консультационного обслуживания;

низкий уровень технической оснащенности ЛПХ населения средствами малой механизации;

недостаточный уровень племенной работы и ветеринарного обслуживания в ЛПХ населения.

Предпосылками для разработки данной Концепции являются:

1. Создание угрозы разрушения сельского уклада жизни.

В сельскохозяйственное производство внедряется частный капитал в виде крупных компаний. При этом крупные компании применяют высокоэффективные технологии, что приводит (кроме снижения затрат) к эффективному использованию средств механизации, их высокой загрузке и высокой интенсивности труда работников, занятых в этом производстве. Следствием этого стало заметное уменьшение поголовья скота и птицы в домашних хозяйствах, что связано с сокращением свободного от работы времени и наличием заработной платы, достаточной для обеспечения питанием своей семьи. Но это коснулось только тех хозяйств, в которых работники оказались в новых производствах. Другая же часть хозяйств, где проживают либо пенсионеры, либо граждане, не сумевшие устроиться на новое производство, вынуждена сокращать поголовье скота и птицы, так как исчез источник получения практически бесплатных кормов. Возможности развить конкурирующее с новыми компаниями производство также нет.

2. Сельская безработица.

Сельскохозяйственные предприятия сокращают производство и ликвидируют рабочие места. Безработные граждане, не имея достаточных средств к существованию, являются категорией, которая способна повысить социальную напряженность в сельской местности. На селе складывается значительный избыток трудовых ресурсов, и, если они не будут заняты, забота об их доходах ложится на плечи бюджетов - республиканского и местного (жилищные субсидии, пособия и др.) Кроме того, обостряются и социальные проблемы - население либо перемещается в город, либо вынуждено заниматься нелегальной или даже незаконной деятельностью, что, в свою очередь, представляет угрозу для развития и новых производств, созданных инвесторами. Чтобы избежать этого, необходимо всем предоставить возможность обеспечить достойное существование путем самостоятельного хозяйствования на земле. Расширение и поддержка ЛПХ населения позволит решить эту задачу.

3. Демографическая ситуация.

Складывающаяся демографическая ситуация в республике (да и в стране в целом) характеризуется высоким дефицитом трудовых ресурсов. По предварительным оценкам, если тенденция "вхождения в село" частного крупного капитала сохранится, то, по экспертным оценкам, уже в 2006 году из экономики села "выпадет" примерно 14 тыс. трудоспособного населения, то есть более 10% от его численности (при сегодняшнем дефиците в 190 тыс.человек).

В связи с вышеизложенным и с учетом того, что резервы для дальнейшего развития ЛПХ населения и наращивания производства сельскохозяйственной продукции имеются, положение ЛПХ населения можно значительно улучшить при государственной поддержке этого сектора, комплексном подходе к решению вопросов развития сельскохозяйственного производства.

Принятие настоящей Концепции призвано решить указанные проблемы и способствовать развитию ЛПХ. Социальная значимость Концепции заключается в повышении уровня доходов граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и членов их семей.

II. Основные цели и задачи Концепции

Цели Концепции:

обеспечение с учетом государственной поддержки устойчивого развития и повышения эффективности ЛПХ населения;

экономическая и социальная поддержка данного сектора экономики.

Поставленные цели могут быть достигнуты путем решения следующих задач:

создание правовой базы и экономически благоприятных условий, способствующих эффективной деятельности ЛПХ населения;

обеспечение ЛПХ населения земельными участками;

формирование механизмов финансового обеспечения ЛПХ населения;

улучшение социальных условий и повышение жизненного уровня сельского населения;

увеличение занятости экономически активного населения на селе;

создание эффективного механизма взаимодействия и кооперирования ЛПХ населения.

Основные мероприятия, проводимые в рамках настоящей Концепции, направлены на:

совершенствование законодательного и иного нормативного обеспечения развития ЛПХ населения;

совершенствование взаимодействия ЛПХ населения с сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и торговыми предприятиями и содействие в организации других форм рыночной интеграции;

финансово-кредитную поддержку ЛПХ населения;

организацию информационно-консультационного обслуживания ЛПХ населения;

повышение роли местного самоуправления в поддержке ЛПХ населения.

III. Направления решений поставленных задач

Совершенствование законодательного и иного нормативного обеспечения развития личных подсобных хозяйств населения

Правовое регулирование ЛПХ населения осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

1. Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Татарстан.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".

4. Федеральный закон от 07.08.2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан".

5. Федеральный закон от 19.06.1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

6. Федеральный закон от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".

В соответствии с перечисленными правовыми актами ЛПХ населения являются формой ведения сельского хозяйства гражданами на участках земли, предоставленных, приобретенных или полученных ими в собственность с целью удовлетворения собственных потребностей и производства товарной продукции.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения ЛПХ населения является одним из приоритетных направлений для создания благоприятных условий развития ЛПХ.

Со стороны федеральных органов законодательной и исполнительной власти такими мерами могут стать принятие нормативно-правовых актов, позволяющих включить занятость граждан в ЛПХ в их трудовой стаж и дающих право на трудовую пенсию, обеспечивающих другие виды социальной защищенности занятых в ЛПХ, способствующих созданию благоприятной экономической среды для развития ЛПХ.

Со стороны органов местного самоуправления - принятие нормативно-правовых актов, развивающих, уточняющих, конкретизирующих как сами меры, принятые на федеральном уровне, так и порядок и организацию их реализации.

В частности, необходимо разработать и принять закон Республики Татарстан о личном подсобном хозяйстве, направленный на оказание организационной, экономической и социальной поддержки ЛПХ населения, занятого производством и поставкой сельскохозяйственной продукции; определить место ЛПХ населения в экономической системе агропромышленного комплекса Республики Татарстан; принять меры по упрощению процедуры оформления гражданами земельных участков, по обеспечению кормами поголовья скота в ЛПХ населения.

Совершенствование взаимодействия ЛПХ населения с сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и торговыми предприятиями и содействие в организации других форм рыночной интеграции

Во многом рост экономической эффективности достигается за счет повышения организации взаимодействия всех участников рынка. В условиях нормально функционирующего рынка все его участники свободны и равнозначны. Только воспроизводимая взаимная выгода обуславливает устойчивые потоки обмена между ними товарами, услугами и финансовыми средствами. Наиболее полно преимущество такой кооперации участников рынка реализует кластерный подход.

Сельскохозяйственные предприятия и ЛПХ населения нуждаются в установлении принципиально новых экономических отношений между собой в целях более эффективного использования материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий и трудовых ресурсов населения.

Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства и его реальные возможности перехода к экономическому росту связаны с эволюцией ЛПХ населения в сторону рынка с расширением их предпринимательской деятельности. Эта эволюция невозможна без дальнейшего последовательного реформирования сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств в сторону кооперации и интеграции с ЛПХ населения. Может сложиться эффективный межотраслевой (молочный или животноводческий) кластер (производитель - заготовитель - переработчик - продавец).

С учетом организационных условий сельскохозяйственного производства можно выделить следующие типы ЛПХ населения, функционирующие в республике:

хозяйства потребительского типа, объем и структура которых определяются, как правило, потребностями семьи. Это, преимущественно, ЛПХ одиноких людей, пенсионеров, сельской интеллигенции, расположенные в отдаленных населенных пунктах. Их создание, как правило, обусловлено невысокими доходами домохозяйств;

частично потребительские хозяйства, производящие продукцию, предназначенную для самообеспечения семьи, а также для снабжения родственников и детей, проживающих в городе, или на продажу;

преимущественно товарные хозяйства населения, основная масса продукции которых идет на продажу. В основном такие хозяйства получили развитие вокруг промышленных центров и городов. Семьи, ведущие такие хозяйства, заинтересованы в дополнительных доходах.

В целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ населения необходимо создавать сельскохозяйственные кооперативы для организации сбора, хранения, переработки и сбыта продукции, обеспечения своих хозяйств необходимыми товарами и средствами производства, совместного использования сельскохозяйственной техники и других услуг. Сезонность сельскохозяйственного производства диктует необходимость организации таких кооперативов.

С учетом сложившихся условий ведения сельскохозяйственного производства в республике необходимо дальше развить следующие формы кооперации ЛПХ населения:

первая форма - кооперация по реализации молока;

вторая форма - кооперация по переработке животноводческой продукции (молока и мяса);

третья форма кооперации основана на кооперационных связях ЛПХ населения с сельскохозяйственным предприятием.

В третьей форме кооперации можно выделить два вида сотрудничества:

выращивание скота на небольших фермах на основе внутрихозяйственной кооперации;

выращивание общественного поголовья коров или молодняка скота в ЛПХ населения на условиях кооперации.

Преимущество второго вида сотрудничества очевидно, так как не требуется дополнительных ресурсов на строительство сооружений для содержания поголовья скота. Кроме того, члены ЛПХ населения получают достаточные для содержания своего домохозяйства доходы.

Технология реализации такого вида сотрудничества представлена на рисунке 1.


На рисунке представлены два варианта сотрудничества (второй в особенной его части отмечен пунктирной линией).

Банки кредитуют свою компанию А - производителя сельскохозяйственной продукции. Компания А кредитует комбикормовые заводы В и поставщика молодняка С (компания С может быть компанией А). Компания В обеспечивает компанию заготовителя С кормами. Через нее корма поступают в ЛПХ населения.

После получения готового продукта (в живом весе) от ЛПХ населения компания С сдает продукт либо переработчику Д, либо сельхозпроизводителю А (имея в виду, что у компании С налажены связи с переработчиком).

Необходимо также отметить еще одно важное обстоятельство. В настоящее время в конце названного выше межотраслевого кластера (производитель - заготовитель - переработчик - продавец) стоит, как правило, крупная торговая компания, которая имеет с поставщиками (которыми не обязательно является переработчик) контракты по реализации их продукции в своей сети торговых точек. "Входной билет" в эту торговую сеть имеет высокую стоимость. Поэтому при реализации настоящей Концепции необходимо учитывать это обстоятельство и предпринять шаги либо по кооперации с уже существующими поставщиками, либо использовать меры воздействия государственных и муниципальных органов на торговые компании.

Выбор района для начала реализации Концепции особого значения не имеет, учитывая, что действующие комбикормовые заводы рассредоточены по территории республики. Их загрузка в настоящее время составляет около 40%, что снимает опасения по поводу дефицита у них производственных мощностей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»