Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 декабря 2005 г. N 657
"О создании Региональной системы электронной
торговли нефтегазохимического комплекса"


В целях развития конкуренции на товарных рынках нефтегазохимической продукции, обеспечения субъектов отраслевого малого бизнеса необходимыми сырьевыми ресурсами, повышения эффективности переработки имеющегося в республике углеводородного и нефтехимического сырья и выполнения решения Совета Безопасности Республики Татарстан от 9 июня 2005 года N 24 Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Одобрить Концепцию создания Региональной системы электронной торговли нефтегазохимического комплекса (далее - РСЭТ НГХК), разработанную Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан и открытым акционерным обществом "Татнефтехиминвест-холдинг", согласно приложению N 1.

2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан определить компанию - оператора РСЭТ НГХК.

3. В целях реализации указанной Концепции и осуществления первоочередных мер по созданию РСЭТ НГХК:

государственному унитарному предприятию "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" осуществлять на основании заявок промышленных предприятий Республики Татарстан закупку необходимых им материально-технических ресурсов и реализацию производимой продукции;

принять предложения ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Казаньоргсинтез" о реализации проекта создания РСЭТ НГХК для удовлетворения потребностей субъектов отраслевого малого бизнеса в сырье и о привлечении ОАО "Современные Интернет Технологии" в качестве исполнителя указанной работы.

4. Принять предложение ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ОАО "Казаньоргсинтез" о выделении в 2006 году квот на углеводородное сырье и нефтехимическую продукцию для нужд субъектов отраслевого малого бизнеса согласно приложению N 2 к настоящему постановлению с равномерным распределением по месяцам.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.


Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов


Приложение N 1
к постановлению КМ РТ
от 29 декабря 2005 г. N 657


Концепция
создания Региональной системы электронной
торговли нефтегазохимического комплекса

Предпосылки создания Региональной системы
электронной торговли нефтегазохимического комплекса

Крайне важное значение для эффективной работы предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан, а также - с учетом высокого удельного веса товарной продукции комплекса в республиканском промышленном производстве - для экономики всей республики имеет загрузка производственных мощностей.

В последние годы вопрос о приоритетном направлении сырьевых ресурсов на предприятия республики в целях загрузки имеющихся производственных мощностей по переработке углеводородного сырья и производству нефтехимической продукции решался с использованием механизма развития внутриреспубликанской кооперации путем принятия Правительством Республики Татарстан соответствующих постановлений (распоряжений) о встречных поставках предприятиями необходимых им сырьевых ресурсов. Это стало одним из значимых факторов динамичного развития ключевых предприятий комплекса и субъектов отраслевого малого бизнеса. Сегодня нефтехимический комплекс республики занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации.

Одновременно Правительством Республики Татарстан перед Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" и предприятиями комплекса была поставлена задача постепенного перехода к использованию современных рыночных механизмов в решении данного вопроса.

9 июня 2005 года на заседании Совета Безопасности Республики Татарстан было принято решение о создании в городе Казани в 2005-2006 гг. специализированной товарно-сырьевой биржи, ориентированной главным образом на торговлю продукцией предприятий нефтегазохимического комплекса республики.

Товарная биржа - организация, действующая на основе самоокупаемости для оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок, упорядочения товарной торговли, регулирования торговых операций и разрешения торговых споров, сбора и опубликования сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Целью развития биржевой торговли является создание конкурентной среды, стабилизация товарных и финансовых рынков, уменьшение рисков в хозяйственной деятельности, формирование рыночных цен. Формируемые на биржах цены в мировой практике являются общепризнанными ориентирами при совершении сделок купли-продажи, составлении макроэкономических и бюджетных прогнозов.

С определенной долей условности товарные биржи можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными производителями и покупателями (в т.ч. посредническими фирмами) для осуществления совместного проекта организации регулируемого рынка товаров, обеспечивающего каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций.

Необходимость создания в республике товарно-сырьевой биржи продиктована рядом важных обстоятельств и отвечает интересам как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики республики в целом.

Сегодня практически нет проблем с реализацией ряда химической и нефтехимической продукции, особенно используемой для дальнейшего передела. Более того, она дефицитна, что не позволяет уже сегодня весь ассортимент продукции нефтегазохимического комплекса направлять для реализации на бирже.

Но уже к 2010 году в Татарстане, например, планируется втрое увеличить объемы производства полиэтилена, построить производства полипропилена мощностью 180 тыс.тонн, поликарбоната - 65 тыс.тонн и ряда другой многотоннажной химической продукции. Кроме того, организуют свои крупные производства нефтехимической продукции крупнейшие производители Российской Федерации, стран дальнего и ближнего зарубежья.

Таким образом, в недалеком будущем может сложиться ситуация, когда ликвидная и дефицитная сегодня продукция станет труднопродаваемой. Для того, чтобы быть готовыми к обострению конкуренции на рынке нефтехимической продукции, необходимо в ближайшие годы сделать Татарстан общепризнанной торговой площадкой нефтехимической продукции в России. Уже сегодня необходимо готовить базу будущих клиентов - потребителей продукции предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан.

Вторым направлением является организация закупочной площадки материально-технических ресурсов. Это оптимальная информационная система, предназначенная для расширения круга потенциальных поставщиков, на которой проводятся конкурсы на поставку материалов и оборудования для нужд крупных, средних и малых предприятий республики.

Закупочная площадка - это универсальный инструмент для постоянного мониторинга рынка. Предприятия получают возможность выявить лучшую цену и, тем самым, оптимизировать закупки, сократить издержки.

Успешным и показательным примером реализации электронных закупок является опыт крупнейшей компании Татарстана. На закупочной площадке ОАО "Татнефть" размещена информация о приобретаемых компанией товарах и услугах, производятся регистрация и предварительный отбор предприятий-участников для конкурса на покупку. Такая организация процесса снабжения компании является эффективной и позволяет снизить затраты на приобретение продукции.

Кроме того, наличие биржевой торговли позволит отраслевому малому бизнесу получить свободный доступ к необходимому нефтехимическому сырью, минуя административные препоны на всех уровнях, в том числе и самые серьезные на уровне административного аппарата самих предприятий.

В ходе биржевых торгов формируется реальная рыночная цена, стоимость продукции может повышаться, увеличивая объем сделок в денежном выражении, а значит и налогооблагаемую базу с соответствующим увеличением налоговых платежей в соответствующие бюджеты.

При изучении законодательства о биржах и биржевых торгах было выявлено, что создание и функционирование биржи требует соблюдения большого количества требований и ряда условий как на этапе создания, так и в процессе функционирования. В их числе:

обязательное образование юридического лица, в уставном капитале которого доля каждого учредителя или члена биржи не может превышать десяти процентов;

осуществление биржевой торговли в форме гласных публичных торгов;

лицензирование биржевой торговли на уровне Российской Федерации;

запрет на участие в качестве членов биржи отдельных категорий граждан и юридических лиц, а также высших и местных органов государственной власти и управления;

обязательное наличие Государственного комиссара на товарной бирже, назначаемого Комиссией по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

и ряд других требований.

В то же время существует и в последние годы получила широкое распространение в мире и активно развивается в Российской Федерации более простая схема проведения торгов с использованием электронной торговой площадки, принципы функционирования которой близки к биржевым, но не требующие соблюдения многих формальностей и значительно уменьшающие затраты на организацию торговли.

Так, по данным Российской национальной ассоциации участников электронных торгов, объем электронной торговли в России составил в 2004 году около 4 млрд.долларов США, что более чем в 3,5 раза больше, чем в 2003 году. Аналогичные темпы прогнозируются и в дальнейшем. В целях создания в Российской Федерации благоприятных правовых условий для электронной торговли в ближайшее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации предполагается принятие закона об электронной торговле.

С учетом этого реализация поставленных Правительством Республики Татарстан и Советом Безопасности Республики Татарстан задач по переходу к рыночным механизмам при реализации продукции нефтегазохимического комплекса на первом этапе возможна в рамках проекта "Создание Региональной системы электронной торговли нефтегазохимического комплекса" (РСЭТ НГХК).

Принципы организации Региональной системы
электронной торговли нефтегазохимического комплекса

РСЭТ НГХК - это комплексный проект, целью которого является повышение эффективности функционирования экономики Республики Татарстан за счет создания универсальной системы электронной торговли, позволяющей организовать продажу продукции и закупку материалов и оборудования для малых, средних и крупных предприятий Республики Татарстан. Реализация проекта РСЭТ НГХК не требует его юридической регистрации в качестве биржи, так как деятельность бирж строго регламентирована и подразумевает жесткие ограничения выполняемых функций, связанные с особенностями законодательства.

Проект создания РСЭТ НГХК реализуется ключевыми предприятиями НГХК РТ, понимающими необходимость сотрудничества с малым и средним бизнесом Республики Татарстан, поддержки отечественного предпринимательства, развития инновационной деятельности, а также обеспечения баланса рабочих мест, и, соответственно, социально-экономической стабильности в регионе.

Функционирование РСЭТ НГХК обеспечивает компания-оператор, которая формирует инфраструктуру проекта в соответствии с его целями и задачами, содержит необходимый штат сотрудников соответствующей квалификации для обеспечения устойчивого функционирования РСЭТ НГХК и создания условий для работы в системе всех заинтересованных сторон.

На первом этапе основными направлениями деятельности РСЭТ НГХК могли бы стать:

сырьевое обеспечение субъектов малого и среднего отраслевого бизнеса республики;

использование конкурсного механизма закупок материально-технических ресурсов для нужд крупных, средних и малых предприятий нефтегазохимического комплекса республики;

активное продвижение на рынке продукции, имеющей ограниченный сбыт.

Основными задачами технической реализации 1 этапа РСЭТ НГХК должны стать:

разработка специализированного программного обеспечения, соответствующего принятым стандартам;

реализация механизма юридически значимой электронной цифровой подписи;

создание центра обработки данных системы электронной торговли с соответствующей телекоммуникационной инфраструктурой;

обеспечение защиты данных на всех этапах работы системы.

В дальнейшем на основе и с учетом полученного опыта необходимо будет приступить к реализации более масштабных задач по организации биржевой торговли, в том числе по реализации основной продукции, выпускаемой предприятиями нефтегазохимического комплекса.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта создания РСЭТ НГХК позволит достичь следующих краткосрочных и долгосрочных результатов:

обеспечение условий для формирования рыночных цен на продукцию предприятий нефтегазохимического комплекса, реализуемую при помощи РСЭТ НГХК;

обеспечение субъектов отраслевого малого бизнеса необходимыми сырьевыми ресурсами;

снижение издержек при закупках материально-технических ресурсов для нужд предприятий нефтегазохимического комплекса.

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан Ш.Х.Гафаров


Приложение N 2
к постановлению КМ РТ
от 29 декабря 2005 г. N 657


Перечень
видов углеводородного сырья и нефтехимической продукции,
предусмотренных для реализации субъектам малого предпринимательства
в 2006 году в региональной системе электронной торговли
нефтегазохимического комплекса

N
п/п

Наименование сырья и продукции

Объем поставок
на 2006 год,
тонн

Примечание

Поставщик - ОАО "Нижнекамскнефтехим"

1.

Лапрол 6003

5300

2.

Лапрол 3603

6000

3.

Лапрол 3003

250

4.

Лапрол 5003

910

5.

Лапрол 373

120

6.

Лапромол 294

120

7.

Полиэфир 4202

4500

8.

Полиэфир СТХ-2124

80

Итого

17280

9.

Моноэтиленгликоль

8900

10.

Неонол АФ9-4

280

11.

Неонол АФ9-6

1220

12.

Неонол АФ9-10

120

13.

Неонол АФ9-12

1610

14.

Диэтиленгликоль

6200

15.

Триэтиленгликоль

300

16.

Флотореагент Т66

990

17.

Смола нефтеполимерная

240

18.

Абсорбент Н марки А

1200

19.

Этилцеллозольв

50

20.

КОРБ

130

21.

Полигликоли

200

22.

Тримеры пропилена

60

23.

Моноалкилфенол

60

24.

Окись пропилена

540

Поставщик - ОАО "Казаньоргсинтез"

1.

Полиэтилен высокого давления

18980

2.

Полиэтилен низкого давления

25136

Итого

44116

3.

Вторичный гранулированный
полиэтилен

3472

Будет реализо-
вываться по
мере образова-
ния отходов и
их переработки

4.

Моноэтиленгликоль

440

5.

Моноэтаноламин

1680

6.

Диэтаноламин

240

7.

Триэтаноламин

790

8.

Ацетон

420

9.

Бутилкарбитол

100

10.

Диэтиленгликоль

290

11.

ПЭГ-9

30

12.

ПЭГ-35

270

13.

Синтанол ЭС-3

50

14.

Синтанол АЛМ-10

50

15.

Бутилцеллозольв

260

16.

Реапон 4В

20

17.

Фенол

140

18.

Дипроксамин 157

100

19.

Диэтиленгликоль

240


Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан Ш.Х.Гафаров

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»