Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 декабря 2005 г. N 657
"О создании Региональной системы электронной
торговли нефтегазохимического комплекса"
В целях развития конкуренции на товарных рынках нефтегазохимической продукции, обеспечения субъектов отраслевого малого бизнеса необходимыми сырьевыми ресурсами, повышения эффективности переработки имеющегося в республике углеводородного и нефтехимического сырья и выполнения решения Совета Безопасности Республики Татарстан от 9 июня 2005 года N 24 Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Одобрить Концепцию создания Региональной системы электронной торговли нефтегазохимического комплекса (далее - РСЭТ НГХК), разработанную Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан и открытым акционерным обществом "Татнефтехиминвест-холдинг", согласно приложению N 1.
2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан определить компанию - оператора РСЭТ НГХК.
3. В целях реализации указанной Концепции и осуществления первоочередных мер по созданию РСЭТ НГХК:
государственному унитарному предприятию "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" осуществлять на основании заявок промышленных предприятий Республики Татарстан закупку необходимых им материально-технических ресурсов и реализацию производимой продукции;
принять предложения ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Казаньоргсинтез" о реализации проекта создания РСЭТ НГХК для удовлетворения потребностей субъектов отраслевого малого бизнеса в сырье и о привлечении ОАО "Современные Интернет Технологии" в качестве исполнителя указанной работы.
4. Принять предложение ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ОАО "Казаньоргсинтез" о выделении в 2006 году квот на углеводородное сырье и нефтехимическую продукцию для нужд субъектов отраслевого малого бизнеса согласно приложению N 2 к настоящему постановлению с равномерным распределением по месяцам.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Приложение N 1
к постановлению КМ РТ
от 29 декабря 2005 г. N 657
Концепция
создания Региональной системы электронной
торговли нефтегазохимического комплекса
Предпосылки создания Региональной системы
электронной торговли нефтегазохимического комплекса
Крайне важное значение для эффективной работы предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан, а также - с учетом высокого удельного веса товарной продукции комплекса в республиканском промышленном производстве - для экономики всей республики имеет загрузка производственных мощностей.
В последние годы вопрос о приоритетном направлении сырьевых ресурсов на предприятия республики в целях загрузки имеющихся производственных мощностей по переработке углеводородного сырья и производству нефтехимической продукции решался с использованием механизма развития внутриреспубликанской кооперации путем принятия Правительством Республики Татарстан соответствующих постановлений (распоряжений) о встречных поставках предприятиями необходимых им сырьевых ресурсов. Это стало одним из значимых факторов динамичного развития ключевых предприятий комплекса и субъектов отраслевого малого бизнеса. Сегодня нефтехимический комплекс республики занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации.
Одновременно Правительством Республики Татарстан перед Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" и предприятиями комплекса была поставлена задача постепенного перехода к использованию современных рыночных механизмов в решении данного вопроса.
9 июня 2005 года на заседании Совета Безопасности Республики Татарстан было принято решение о создании в городе Казани в 2005-2006 гг. специализированной товарно-сырьевой биржи, ориентированной главным образом на торговлю продукцией предприятий нефтегазохимического комплекса республики.
Товарная биржа - организация, действующая на основе самоокупаемости для оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок, упорядочения товарной торговли, регулирования торговых операций и разрешения торговых споров, сбора и опубликования сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.
Целью развития биржевой торговли является создание конкурентной среды, стабилизация товарных и финансовых рынков, уменьшение рисков в хозяйственной деятельности, формирование рыночных цен. Формируемые на биржах цены в мировой практике являются общепризнанными ориентирами при совершении сделок купли-продажи, составлении макроэкономических и бюджетных прогнозов.
С определенной долей условности товарные биржи можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными производителями и покупателями (в т.ч. посредническими фирмами) для осуществления совместного проекта организации регулируемого рынка товаров, обеспечивающего каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций.
Необходимость создания в республике товарно-сырьевой биржи продиктована рядом важных обстоятельств и отвечает интересам как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики республики в целом.
Сегодня практически нет проблем с реализацией ряда химической и нефтехимической продукции, особенно используемой для дальнейшего передела. Более того, она дефицитна, что не позволяет уже сегодня весь ассортимент продукции нефтегазохимического комплекса направлять для реализации на бирже.
Но уже к 2010 году в Татарстане, например, планируется втрое увеличить объемы производства полиэтилена, построить производства полипропилена мощностью 180 тыс.тонн, поликарбоната - 65 тыс.тонн и ряда другой многотоннажной химической продукции. Кроме того, организуют свои крупные производства нефтехимической продукции крупнейшие производители Российской Федерации, стран дальнего и ближнего зарубежья.
Таким образом, в недалеком будущем может сложиться ситуация, когда ликвидная и дефицитная сегодня продукция станет труднопродаваемой. Для того, чтобы быть готовыми к обострению конкуренции на рынке нефтехимической продукции, необходимо в ближайшие годы сделать Татарстан общепризнанной торговой площадкой нефтехимической продукции в России. Уже сегодня необходимо готовить базу будущих клиентов - потребителей продукции предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан.
Вторым направлением является организация закупочной площадки материально-технических ресурсов. Это оптимальная информационная система, предназначенная для расширения круга потенциальных поставщиков, на которой проводятся конкурсы на поставку материалов и оборудования для нужд крупных, средних и малых предприятий республики.
Закупочная площадка - это универсальный инструмент для постоянного мониторинга рынка. Предприятия получают возможность выявить лучшую цену и, тем самым, оптимизировать закупки, сократить издержки.
Успешным и показательным примером реализации электронных закупок является опыт крупнейшей компании Татарстана. На закупочной площадке ОАО "Татнефть" размещена информация о приобретаемых компанией товарах и услугах, производятся регистрация и предварительный отбор предприятий-участников для конкурса на покупку. Такая организация процесса снабжения компании является эффективной и позволяет снизить затраты на приобретение продукции.
Кроме того, наличие биржевой торговли позволит отраслевому малому бизнесу получить свободный доступ к необходимому нефтехимическому сырью, минуя административные препоны на всех уровнях, в том числе и самые серьезные на уровне административного аппарата самих предприятий.
В ходе биржевых торгов формируется реальная рыночная цена, стоимость продукции может повышаться, увеличивая объем сделок в денежном выражении, а значит и налогооблагаемую базу с соответствующим увеличением налоговых платежей в соответствующие бюджеты.
При изучении законодательства о биржах и биржевых торгах было выявлено, что создание и функционирование биржи требует соблюдения большого количества требований и ряда условий как на этапе создания, так и в процессе функционирования. В их числе:
обязательное образование юридического лица, в уставном капитале которого доля каждого учредителя или члена биржи не может превышать десяти процентов;
осуществление биржевой торговли в форме гласных публичных торгов;
лицензирование биржевой торговли на уровне Российской Федерации;
запрет на участие в качестве членов биржи отдельных категорий граждан и юридических лиц, а также высших и местных органов государственной власти и управления;
обязательное наличие Государственного комиссара на товарной бирже, назначаемого Комиссией по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
и ряд других требований.
В то же время существует и в последние годы получила широкое распространение в мире и активно развивается в Российской Федерации более простая схема проведения торгов с использованием электронной торговой площадки, принципы функционирования которой близки к биржевым, но не требующие соблюдения многих формальностей и значительно уменьшающие затраты на организацию торговли.
Так, по данным Российской национальной ассоциации участников электронных торгов, объем электронной торговли в России составил в 2004 году около 4 млрд.долларов США, что более чем в 3,5 раза больше, чем в 2003 году. Аналогичные темпы прогнозируются и в дальнейшем. В целях создания в Российской Федерации благоприятных правовых условий для электронной торговли в ближайшее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации предполагается принятие закона об электронной торговле.
С учетом этого реализация поставленных Правительством Республики Татарстан и Советом Безопасности Республики Татарстан задач по переходу к рыночным механизмам при реализации продукции нефтегазохимического комплекса на первом этапе возможна в рамках проекта "Создание Региональной системы электронной торговли нефтегазохимического комплекса" (РСЭТ НГХК).
Принципы организации Региональной системы
электронной торговли нефтегазохимического комплекса
РСЭТ НГХК - это комплексный проект, целью которого является повышение эффективности функционирования экономики Республики Татарстан за счет создания универсальной системы электронной торговли, позволяющей организовать продажу продукции и закупку материалов и оборудования для малых, средних и крупных предприятий Республики Татарстан. Реализация проекта РСЭТ НГХК не требует его юридической регистрации в качестве биржи, так как деятельность бирж строго регламентирована и подразумевает жесткие ограничения выполняемых функций, связанные с особенностями законодательства.
Проект создания РСЭТ НГХК реализуется ключевыми предприятиями НГХК РТ, понимающими необходимость сотрудничества с малым и средним бизнесом Республики Татарстан, поддержки отечественного предпринимательства, развития инновационной деятельности, а также обеспечения баланса рабочих мест, и, соответственно, социально-экономической стабильности в регионе.
Функционирование РСЭТ НГХК обеспечивает компания-оператор, которая формирует инфраструктуру проекта в соответствии с его целями и задачами, содержит необходимый штат сотрудников соответствующей квалификации для обеспечения устойчивого функционирования РСЭТ НГХК и создания условий для работы в системе всех заинтересованных сторон.
На первом этапе основными направлениями деятельности РСЭТ НГХК могли бы стать:
сырьевое обеспечение субъектов малого и среднего отраслевого бизнеса республики;
использование конкурсного механизма закупок материально-технических ресурсов для нужд крупных, средних и малых предприятий нефтегазохимического комплекса республики;
активное продвижение на рынке продукции, имеющей ограниченный сбыт.
Основными задачами технической реализации 1 этапа РСЭТ НГХК должны стать:
разработка специализированного программного обеспечения, соответствующего принятым стандартам;
реализация механизма юридически значимой электронной цифровой подписи;
создание центра обработки данных системы электронной торговли с соответствующей телекоммуникационной инфраструктурой;
обеспечение защиты данных на всех этапах работы системы.
В дальнейшем на основе и с учетом полученного опыта необходимо будет приступить к реализации более масштабных задач по организации биржевой торговли, в том числе по реализации основной продукции, выпускаемой предприятиями нефтегазохимического комплекса.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта создания РСЭТ НГХК позволит достичь следующих краткосрочных и долгосрочных результатов:
обеспечение условий для формирования рыночных цен на продукцию предприятий нефтегазохимического комплекса, реализуемую при помощи РСЭТ НГХК;
обеспечение субъектов отраслевого малого бизнеса необходимыми сырьевыми ресурсами;
снижение издержек при закупках материально-технических ресурсов для нужд предприятий нефтегазохимического комплекса.
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан Ш.Х.Гафаров
Приложение N 2
к постановлению КМ РТ
от 29 декабря 2005 г. N 657
Перечень
видов углеводородного сырья и нефтехимической продукции,
предусмотренных для реализации субъектам малого предпринимательства
в 2006 году в региональной системе электронной торговли
нефтегазохимического комплекса
N | Наименование сырья и продукции | Объем поставок | Примечание |
Поставщик - ОАО "Нижнекамскнефтехим" | |||
1. | Лапрол 6003 | 5300 | |
2. | Лапрол 3603 | 6000 | |
3. | Лапрол 3003 | 250 | |
4. | Лапрол 5003 | 910 | |
5. | Лапрол 373 | 120 | |
6. | Лапромол 294 | 120 | |
7. | Полиэфир 4202 | 4500 | |
8. | Полиэфир СТХ-2124 | 80 | |
Итого | 17280 | ||
9. | Моноэтиленгликоль | 8900 | |
10. | Неонол АФ9-4 | 280 | |
11. | Неонол АФ9-6 | 1220 | |
12. | Неонол АФ9-10 | 120 | |
13. | Неонол АФ9-12 | 1610 | |
14. | Диэтиленгликоль | 6200 | |
15. | Триэтиленгликоль | 300 | |
16. | Флотореагент Т66 | 990 | |
17. | Смола нефтеполимерная | 240 | |
18. | Абсорбент Н марки А | 1200 | |
19. | Этилцеллозольв | 50 | |
20. | КОРБ | 130 | |
21. | Полигликоли | 200 | |
22. | Тримеры пропилена | 60 | |
23. | Моноалкилфенол | 60 | |
24. | Окись пропилена | 540 | |
Поставщик - ОАО "Казаньоргсинтез" | |||
1. | Полиэтилен высокого давления | 18980 | |
2. | Полиэтилен низкого давления | 25136 | |
Итого | 44116 | ||
3. | Вторичный гранулированный | 3472 | Будет реализо- |
4. | Моноэтиленгликоль | 440 | |
5. | Моноэтаноламин | 1680 | |
6. | Диэтаноламин | 240 | |
7. | Триэтаноламин | 790 | |
8. | Ацетон | 420 | |
9. | Бутилкарбитол | 100 | |
10. | Диэтиленгликоль | 290 | |
11. | ПЭГ-9 | 30 | |
12. | ПЭГ-35 | 270 | |
13. | Синтанол ЭС-3 | 50 | |
14. | Синтанол АЛМ-10 | 50 | |
15. | Бутилцеллозольв | 260 | |
16. | Реапон 4В | 20 | |
17. | Фенол | 140 | |
18. | Дипроксамин 157 | 100 | |
19. | Диэтиленгликоль | 240 |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан Ш.Х.Гафаров