2.1. Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинского учреждения;
- экспертиза лечебно-диагностического процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- изучение удовлетворенности пациентов от взаимодействия с системой здравоохранения;
- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
- подготовка рекомендаций для руководителей медицинских учреждений и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных корригирующих воздействий;
- контроль за реализацией управленческих решений.
2.2. Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами медицинских учреждений и органов управления здравоохранением, комитетами качества и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники вузов, научных центров, НИИ и других учреждений на договорной основе.
2.3. Качество оказания медицинской помощи предусматривает ее соответствие федеральным, республиканским и учрежденческим стандартам, протоколам ведения больных, а при их отсутствии - соответствующим клиническим руководствам, которые содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, и нормативам длительности госпитализации больных по КСГ.
2.4. В медицинских учреждениях в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 01.08.1997 г. N 506 "О совершенствовании экспертизы временной нетрудоспособности и управлении качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан" экспертиза качества медицинской помощи проводится:
- заведующими подразделениями медицинских учреждений стационарного или амбулаторно-поликлинического типа (первая ступень контроля),
- заместителями руководителя учреждения по клинико-экспертной работе или лечебной работе, или амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень контроля),
- комитетом качества медицинского учреждения (третья ступень контроля).
2.4.1. Заведующий подразделением на первой ступени контроля:
- осуществляет постоянный контроль за исполнением лечащими врачами функций по организации и проведению лечебно-диагностического процесса;
- проводит экспертную оценку качества оказания медицинской помощи пациентам на разных сроках лечения с обязательным личным осмотром пациента и записью в первичных медицинских документах, а также осуществляет экспертную оценку медицинской документации по завершению лечебно-диагностического процесса в отношении конкретного больного или при переводе его на другой этап лечения;
- ежемесячно анализирует клинико-экспертные ошибки;
- осуществляет контроль за своевременным повышением квалификации лечащих врачей по вопросам качества оказания медицинской помощи;
- проводит экспертизу не менее 50% (для стационаров) и не менее 20% (для амбулаторно-поликлинических учреждений) законченных случаев ежемесячно;
- осуществляет учет и отчетность по результатам экспертизы оказания медицинской помощи в подразделениях.
2.4.2. Заместитель руководителя учреждения по клинико-экспертной работе (лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи) на второй ступени контроля:
- осуществляет выборочный текущий и по законченным случаям контроль (по медицинской документации или после личного осмотра пациентов) за исполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации, принимает участие в решении сложных клинико-экспертных вопросов;
- анализирует клинико-экспертные ошибки, докладывает на врачебных конференциях результаты анализа и проводимых мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи;
- рассматривает иски и претензии медицинских страховых организаций, территориальных исполнительных органов Фонда социального страхования, жалобы пациентов по вопросам качества медицинской помощи;
- организует учебу лечащих врачей по вопросам качества оказания медицинской помощи;
- проводит экспертизу качества медицинской помощи не менее 30-50 экспертиз в квартал;
- осуществляет учет и отчетность по результатам экспертизы оказания медицинской помощи в медицинском учреждении.