Недействующий

Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 17 мая 2005 г. N 433
"О введении Положения "О порядке ведомственного контроля
за качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения
Республики Татарстан"



В целях повышения эффективности ведомственной экспертизы качества оказания медицинской помощи населению Республики Татарстан приказываю:

1. Утвердить Положение "О порядке ведомственного контроля за качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан" (далее - Положение) (приложение).

2. Начальникам территориальных управлений и отделов здравоохранения, главным врачам республиканских медицинских учреждений Министерства здравоохранения Республики Татарстан обеспечить организацию, проведение и оформление результатов ведомственного контроля за качеством оказания медицинской помощи населению в соответствии с утвержденным Положением.

3. Начальнику отдела качества медицинской помощи и отраслевой стандартизации (Р.Ф.Батыршин) обеспечить методическое руководство внедрения Положения и контроль его выполнения при проведении проверок медицинских учреждений.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения А.А.Гильманова.


Министр здравоохранения
Республики Татарстан К.Ш.Зыятдинов


Приложение
к приказу Минздрава РТ
от 17 мая 2005 г. N 433


Положение
о порядке ведомственного контроля за качеством медицинской помощи
в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации, порядку проведения и оформлению результатов ведомственного контроля за качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан.

1.2. Целью проведения ведомственного контроля за качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.

1.3. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по единой технологии с целью достижения конкретных результатов.

1.4. Настоящее Положение разработано с учетом требований следующих законодательных, нормативных правовых актов:

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 (с редакциями от 1998, 2000, 2003, 2004, 2005 гг. и изменениями от 24.12.2003 г.);

- Закон Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 02.04.1993 г. N 4741-1);

- Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 (с изменениями от 17.12.1999 г. N 212-ФЗ, от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ);

- Закон Республики Татарстан "О медицинском страховании граждан в Республике Татарстан" от 20.10.1993 г. N 1991;

- Закон Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" от 18.06.1998 г. N 1659 (в редакции Законов Республики Татарстан от 12.05.2003 г. N 14-ЗРТ, от 15.03.2004 г. N 14-ЗРТ);

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.1996 г. N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации";

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда ОМС от 21.01.1997 г. N 26/13 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда ОМС от 24.10.1996 г. N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации";

- постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.06.2002 г. N 332 "Об утверждении Положения о медицинской экспертизе в системе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан";

- программа "Управление качеством медицинской помощи населению Республики Татарстан" (решение коллегии Минздрава РТ от 24.12.2003 г. протокол N 7);

- приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 01.08.1997 г. N 506 "О совершенствовании экспертизы временной нетрудоспособности и управлении качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан";

- приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 18.06.2002 г. N 698 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в медицинских учреждениях";

- приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 04.11.2002 г. N 1192 "О введении форм отчета о результатах клинико-экспертной работы медицинских учреждений";

- приказ ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан от 27.10.2004 г. N 44-А/04 и Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 29.11.2004 г. N 1481 "О порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения";

- Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.02.2005 г. N 61;

- приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 17.02.2005 г. N 109 по сопровождению Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи на 2005 год.

1.5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия, термины и определения:

- ведомственный контроль качества медицинской помощи: оценка качества медицинской помощи субъектами государственной системы здравоохранения в пределах своей компетенции;

- субъекты системы ведомственного контроля качества медицинской помощи: организации и учреждения, за которыми законодательными, нормативными правовыми документами закреплено право на проведение вневедомственного контроля;

- качество медицинской помощи: система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача на определенной территории, так и отдельному больному;

- медицинская деятельность: деятельность, направленная на оказание медицинских услуг;

- медицинская услуга: мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость;

- диагностика заболевания: совокупность медицинских услуг, результатом которых является установление диагноза заболевания;

- лечение заболевания: совокупность медицинских услуг, результатом которых является изменение течения заболевания (исход заболевания);

- пациент (больной): потребитель медицинской услуги, обращающийся в медицинское учреждение или к медицинскому работнику за медицинской помощью;

- исходы заболеваний: медицинские и биологические последствия заболевания;

- последствия (результаты) заболеваний: исходы заболеваний, социальные, экономические результаты применения медицинских технологий;

- экспертиза: проверка соответствия деятельности и ее результатов имеющимся представлениям в виде руководств, экспертных мнений, норм и нормативов, проводимая высококвалифицированными специалистами;

- экспертиза временной нетрудоспособности: вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности;

- медико-социальная экспертиза: вид медицинской экспертизы, по результатам которой устанавливается причина и группа инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяются виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры их социальной защиты, даются рекомендации по трудоустройству граждан;

- медицинские документы: специальные формы документации, ведущиеся медицинским персоналом, в которых регламентируются действия, связанные с оказанием медицинских услуг;

- стандарт: нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области;

- протокол ведения больного: нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации;

- права пациента: специально закрепленные в нормативных актах специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных прав человека и реализуемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.


II. Организация ведомственного контроля за качеством медицинской
помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан

2.1. Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:

- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинского учреждения;

- экспертиза лечебно-диагностического процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

- изучение удовлетворенности пациентов от взаимодействия с системой здравоохранения;

- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;

- подготовка рекомендаций для руководителей медицинских учреждений и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных корригирующих воздействий;

- контроль за реализацией управленческих решений.

2.2. Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами медицинских учреждений и органов управления здравоохранением, комитетами качества и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники вузов, научных центров, НИИ и других учреждений на договорной основе.

2.3. Качество оказания медицинской помощи предусматривает ее соответствие федеральным, республиканским и учрежденческим стандартам, протоколам ведения больных, а при их отсутствии - соответствующим клиническим руководствам, которые содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, и нормативам длительности госпитализации больных по КСГ.

2.4. В медицинских учреждениях в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 01.08.1997 г. N 506 "О совершенствовании экспертизы временной нетрудоспособности и управлении качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан" экспертиза качества медицинской помощи проводится:

- заведующими подразделениями медицинских учреждений стационарного или амбулаторно-поликлинического типа (первая ступень контроля),

- заместителями руководителя учреждения по клинико-экспертной работе или лечебной работе, или амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень контроля),

- комитетом качества медицинского учреждения (третья ступень контроля).

2.4.1. Заведующий подразделением на первой ступени контроля:

- осуществляет постоянный контроль за исполнением лечащими врачами функций по организации и проведению лечебно-диагностического процесса;

- проводит экспертную оценку качества оказания медицинской помощи пациентам на разных сроках лечения с обязательным личным осмотром пациента и записью в первичных медицинских документах, а также осуществляет экспертную оценку медицинской документации по завершению лечебно-диагностического процесса в отношении конкретного больного или при переводе его на другой этап лечения;

- ежемесячно анализирует клинико-экспертные ошибки;

- осуществляет контроль за своевременным повышением квалификации лечащих врачей по вопросам качества оказания медицинской помощи;

- проводит экспертизу не менее 50% (для стационаров) и не менее 20% (для амбулаторно-поликлинических учреждений) законченных случаев ежемесячно;

- осуществляет учет и отчетность по результатам экспертизы оказания медицинской помощи в подразделениях.

2.4.2. Заместитель руководителя учреждения по клинико-экспертной работе (лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи) на второй ступени контроля:

- осуществляет выборочный текущий и по законченным случаям контроль (по медицинской документации или после личного осмотра пациентов) за исполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации, принимает участие в решении сложных клинико-экспертных вопросов;

- анализирует клинико-экспертные ошибки, докладывает на врачебных конференциях результаты анализа и проводимых мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи;

- рассматривает иски и претензии медицинских страховых организаций, территориальных исполнительных органов Фонда социального страхования, жалобы пациентов по вопросам качества медицинской помощи;

- организует учебу лечащих врачей по вопросам качества оказания медицинской помощи;

- проводит экспертизу качества медицинской помощи не менее 30-50 экспертиз в квартал;

- осуществляет учет и отчетность по результатам экспертизы оказания медицинской помощи в медицинском учреждении.

2.4.3. Объем работы комитета качества медицинского учреждения на третьей ступени контроля определяется задачами в области обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, поставленными как руководителем данного медицинского учреждения, так и вышестоящими органами управления здравоохранением.

Результаты работы комитета качества медицинского учреждения регистрируются в "Журнале регистрации результатов трехступенчатого контроля качества медицинской помощи", который ведется в произвольной форме.

2.4.4. Руководитель медицинским учреждением:

- является ответственным за экспертизу качества медицинской помощи в медицинском учреждении, издает приказы по вопросам ее организации и проведения;

- организует учет и отчетность по экспертизе качества медицинской помощи;

- утверждает состав комитета качества, положение о регламенте его работы;

- применяет меры дисциплинарного и материального воздействия к работникам, допустившим клинико-экспертные ошибки.

2.4.5. Комитет качества органа управления здравоохранением города, района:

- осуществляет выборочную экспертную оценку качества медицинской помощи населению в подведомственных медицинских учреждениях;

- принимает решение и дает заключение в сложных и конфликтных ситуациях, возникающих при проведении экспертной оценки лечебно-диагностического процесса (по представлению комитетов качества медицинских учреждений), в случаях исков и претензий территориальных исполнительных органов Фонда социального страхования, медицинских страховых организаций, жалоб граждан.

2.4.6. Главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Республики Татарстан по качеству медицинской помощи, органа управления здравоохранением города, района:

- анализирует состояние и качество оказания медицинской помощи в административной территории, готовит предложения и аналитические записки по данному вопросу для рассмотрения комитетом качества, на коллегии органа управления здравоохранением;

- контролирует организацию и эффективность работы, проводимой учреждениями здравоохранения по качеству оказания медицинской помощи;

- контролирует реализацию нормативно-правовых и инструктивных документов по экспертизе качества медицинской помощи;

- взаимодействует с соответствующими территориальными исполнительными органами Фонда социального страхования, страховыми медицинскими организациями;

- организует мероприятия по систематическому повышению квалификации врачей по вопросам экспертизы качества медицинской помощи;

- рассматривает самостоятельно или готовит для рассмотрения комитетом качества наиболее сложные экспертные вопросы, встречающиеся в практике медицинских учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»