Показатели развития внутреннего водного транспорта напрямую зависят не только от темпов развития отдельных отраслей экономики и промышленности, но и от тенденций динамики средней дальности перевозки грузов. В условиях экономического роста и активизации деловой активности, как правило, имеет место тенденция расширения хозяйственных связей и увеличения средней дальности грузоперевозок.
Параметр средней дальности грузоперевозок водным транспортом Республики Татарстан в 1997-2004 гг. был крайне неустойчивым, варьируясь от 101,5 до 409,9 км. В контексте общих тенденций экономического роста прогнозируется поступательное увеличение данного показателя с 249,2 км в 2004 г. до 398,8 км в 2010 г.
В рамках эффективного варианта прогноза объем перевозки грузов и грузооборот к 2010 году будут расти достаточно быстрыми темпами. В 2010-2020 гг. тенденция ускоренного роста данной подотрасли транспортного комплекса сохранится. Инерционный вариант прогнозирования предусматривает стабильный уровень объема грузоперевозок внутренним водным транспортом Республики Татарстан в 2005-2010 гг. на уровне 6,3-6,45 млн.тонн в год.
В структуре грузоперевозок доля внутреннего водного транспорта общего пользования будет сокращаться - с 42,5% грузооборота в 2005 г. до 27,4% в 2010 г.; в 2010-2020 гг. указанная тенденция сохранится и усилится. Основной прирост грузооборота будет обеспечен за счет внутреннего водного транспорта необщего пользования - перевозок грузов судами, принадлежащими предприятиям и организациям различных форм собственности и используемыми ими для удовлетворения собственных транспортных потребностей.
Спрос физических лиц на услуги внутреннего водного транспорта достаточно сильно зависит от уровня их реальных доходов. Этим объясняется существенная разница между эффективным и инерционным вариантами прогноза по показателям объема пассажирских перевозок (в 1,8 раза к 2010 г. и в 3,9 раза к 2020 г.) и пассажирооборота (в 1,4 раза к 2010 г. и в 2 раза к 2020 г.). В целом экономический кризис в отрасли носил и в определенной степени продолжает носить системный характер, проявляющийся в не вполне удовлетворительной динамике себестоимости и производительности труда, а также высоком износе основного капитала и низком уровне инновационной активности. В итоге по параметру объема пассажирских перевозок даже в рамках эффективного варианта прогноза лишь к 2015-2020 годам удастся достичь уровня середины 1990-х годов.
Таблица 4.4