Развитие пассажирского транспорта общего пользования (автобусные, трамвайные, троллейбусные перевозки и перевозки метрополитеном) требует особого нормативного подхода к планированию и прогнозированию. В 2005 г. значительный спад количественных показателей объемов перевозок пассажиров (более чем в два раза) во многом объясняется несовершенством существующей системы учета пассажиров и в определенной степени является следствием отмены льгот на проезд. Платежеспособный спрос населения на транспортные услуги установится на новом, достаточно устойчивом уровне в 477 млн. пассажиров в год (пассажирооборот составит 4671,2 млн. пассажиро-километров.)
Структура спроса на услуги пассажирского транспорта общего пользования в 2006-2010 гг. будет обуславливаться следующими факторами:
1. Рост реальных денежных доходов населения и, соответственно, сравнительное увеличение его предпочтений в отношении более мобильного и быстрого автобусного транспорта общего пользования.
2. Снижение уровня финансового предпочтения в отношении трамвайного и троллейбусного транспорта общего пользования, вызванное уменьшением разницы между стоимостью проезда в наземном электрическом транспорте, с одной стороны, и в автотранспорте (в том числе принадлежащем частным автоперевозчикам) - с другой.
3. Появление и развитие в г.Казани метрополитена.
4. Совершенствование системы частных пассажирских автоперевозок.
Наземный городской электротранспорт реализует две важнейшие функции: социальную (обеспечивает возможность перемещения наименее обеспеченных слоев населения) и экологическую. Его развитие - это один из важнейших приоритетов государственной политики, непосредственно сказывающийся на здоровье населения республики. В этой связи основная цель государственной политики в области наземного электротранспорта - его сохранение, поддержание стоимости проезда на социально приемлемом уровне и совершенствование системы маршрутов и качества транспортных услуг. В частности, активное развитие троллейбусного транспорта планируется в г. Альметьевске; сооружение более удобных для пассажиров троллейбусных и трамвайных линий предусматривается в г.Казани, трамвайной линии - в г.Набережные Челны.
Возможны два варианта прогноза темпов развития наземного пассажирского транспорта общего пользования в Республике Татарстан:
1. Радикальный вариант предполагает сокращение к 2010 году объема пассажирских перевозок трамвайным транспортом и стабилизацию троллейбусных перевозок в связи с уменьшением спроса на услуги наземного электротранспорта пропорционально росту реальных денежных доходов населения.
2. Оптимальный (нормативный) вариант также предполагает сокращение к 2010 году объема пассажирских перевозок трамвайным транспортом, в первую очередь, в г.Казани, и рост объема троллейбусных перевозок как в Казани, так и в г.Альметьевске по мере дальнейшего развития маршрутной сети. Для обеспечения указанного поступательного роста, помимо стратегических мероприятий, таких как развитие и совершенствование маршрутной сети, необходима и активизация маркетинговой политики, в частности, в таких направлениях, как снижение стоимости проездных билетов на отдельные маршруты, проведение розыгрышей для пенсионеров - основных потребителей услуг пассажирского электротранспорта общего пользования и т.п.
Кроме того, в программном периоде планируется развитие инновационного вида пассажирского транспорта общего пользования - метрополитена в г.Казани. Предусматривается увеличение объема пассажирских перевозок метрополитеном ориентировочно до 106,8 млн. пассажиров в год к 2010 г. и до 306,2 млн. пассажиров в год к 2020 году.
Таблица 4.5