Действующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" (с изменениями на 5 августа 2008 года)

Доля услуг отдельных видов транспорта в себестоимости продукции
отдельных отраслей экономики Республики Татарстан, %

Отрасль
экономики

Виды транспорта

автомобильный

железнодорожный

речной

воздушный

вся сеть

Промышленность

3,92

1,05

0,39

0,03

5,4

В т.ч. строй-
материалов

3,87

3,13

7,9

-

14,9

Лесная

12,03

5,18

1,28

0,02

18,5

Пищевая

15,75

1,98

0,24

0,03

18

Сельское
хозяйство

2,74

0,25

0,03

0,01

3,1

В том числе
растениевод-
ство

1,96

0,2

0,04

-

2,2

Из него: зерно

1,82

0,21

0,06

-

2,1

Сахарная
свекла

21,3

0,78

0,11

-

22,2

Животноводство

7,36

0,39

0,04

-

7,8

Из него:
крупный
рогатый скот

14,12

0,99

0,09

-

15,2

Свиноводство

4,33

5,34

0,04

-

9,7

Молочная
промышленность

2,34

0,02

0,04

-

2,4

Транспорт,

8,49

9,32

5,19

-

23

в том числе
грузовой
транспорт

3,36

3,69

2,06

-

9,1

Прочие

0,08

0,16

0,05

0,01

0,3

Республика в
целом

6,02

0,63

0,35

-

7


Как показано в таблице, предприятия практически всех отраслей Республики Татарстан при транспортировке грузов отдают предпочтение автомобильному транспорту. Так, в промышленности Республики Татарстан по комплексному параметру "скорость транспортировки/стоимость перевозки" автомобильный транспорт в среднем в 3,7 раза предпочтительнее железнодорожного. Абсолютное предпочтение автомобильному транспорту уделяют такие подотрасли республиканской промышленности, как легкая, пищевая, молочная, а также все подотрасли агропромышленного комплекса. Железнодорожный транспорт сравнительно более эффективен для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, а также для отдельных предприятий промышленности строительных материалов.

В среднем по Республике Татарстан доля затрат на автоперевозки составляет 6,02% себестоимости продукции отраслей материального производства, а железнодорожного и внутреннего водного видов транспорта - на порядок меньше (0,63% и 0,35%, соответственно). Это наглядно свидетельствует о более высокой конкурентоспособности автомобильного транспорта. Железнодорожный же транспорт становится сравнительно более конкурентоспособным при перевозке отдельных видов грузов на большие расстояния.

Кроме того, более полная потенциальная способность автомобильного транспорта удовлетворять потребности хозяйствующих субъектов Республики Татарстан в перевозке грузов обуславливается еще и наличием конкурентного, в полной мере рыночного, механизма ценообразования на услуги автотранспортных предприятий. В то же время на железнодорожном транспорте имеет место не всегда экономически эффективная монополия в области установления тарифов.

С учетом вышеизложенного, исходя из сравнительной конкурентоспособности отдельных видов транспорта и тенденций развития отраслей экономики и промышленности Республики Татарстан целесообразно по железнодорожному и внутреннему водному транспорту в качестве программного принять инерционный вариант прогноза. Соответственно структура перевозки грузов транспортом отраслей экономики Республики Татарстан будет иметь следующий вид.


Таблица 2.3