Действующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" (с изменениями на 5 августа 2008 года)


1. Анализ развития транспортного комплекса в контексте
развития экономики Российской Федерации в 2000-2005 гг.

Транспортный комплекс является важнейшим сектором любой современной экономики индустриального типа. Его прогрессивное развитие, в свою очередь, обуславливается тенденциями роста базовых отраслей экономики и промышленности.

Формирование с 1999 г. тенденций экономического роста и относительное улучшение благосостояния населения сформировали закономерное увеличение платежеспособного спроса на транспортные услуги. По данным официальной статистики, в 2000-2005 гг. транспортный комплекс Российской Федерации в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров.

Основным фактором, влияющим на рост объема грузоперевозок, является рост объема промышленного производства, который составил в 2004 г. к уровню 2003 г. 106,1%. Следует отметить, что почти 70% народнохозяйственных грузов перевозится транспортом отраслей экономики, а в объеме грузооборота более 50% приходится на долю трубопроводного транспорта.

Из общего объема перевозок объем коммерческих перевозок грузов, выполняемый всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного), составил 3353,9 млн. тонн (35,3% общего объема), а коммерческий грузооборот - 2020,9 млрд. тонно-километров (44,4% общего объема). Прирост к уровню 2003 года объема перевозок грузов и объема грузооборота составил 6,2 процента.

Экономический рост и повышение социальной активности населения положительно сказались на показателях работы по перевозкам пассажиров. В 2004 году пассажирооборот транспорта общего пользования, включая городской электрический, увеличился на 3,7% против уровня 2003 года и составил 509,4 млрд. пассажиро-километров.

Таким образом, транспортный комплекс является достаточно динамично развивающимся сектором экономики Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить наличие ряда серьезных проблем, которые в дальнейшем могут нивелировать в целом позитивные тенденции последних лет. К основным из указанных проблем относятся:

высокий (до 50-70% в ряде подотраслей и районов) износ подвижного состава;

ценовая динамика транспортных услуг, устойчиво превышающая уровень инфляции;

высокие объемы незавершенного строительства и несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов магистральной транспортной инфраструктуры;

относительно низкая степень безопасности функционирования транспортного комплекса.

Указанные проблемы носят общефедеральный характер, в то же время они типичны и для большинства регионов Российской Федерации. Дальнейшее сохранение указанных проблем может вызвать ситуацию, в которой отечественный транспортный комплекс будет не в состоянии справиться с растущими потребностями экономики, что негативно отразится на интенсивности деловой активности хозяйствующих субъектов, эффективности их деятельности и, в конечном счете, может явиться тормозом планируемого Правительством Российской Федерации к 2010 г. удвоению валового внутреннего продукта (далее - ВВП).