Целью государственной политики в сфере транспорта является обеспечение динамичного развития этой отрасли, способной удовлетворить потребности жителей Республики Татарстан в услугах транспорта для бытовых и производственных нужд экономически эффективным образом и с надлежащим уровнем безопасности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В соответствии с этой целью критериями успеха государственной политики в сфере транспорта являются:
обеспечение динамичности развития отрасли, снятие препятствий на пути этого развития;
обеспечение баланса между интересами производителей и потребителей, отвечающего потребностям развития общества;
осуществление экономической эффективности, означающей прибыльную работу предприятий отрасли, минимизацию расточительства в использовании ресурсов транспортного хозяйства и его услуг;
обеспечение общественно приемлемого уровня безопасности функционирования транспортных систем для жизни и здоровья людей;
удовлетворение потребностей государства в транспортных услугах при осуществлении им функций по обеспечению общественной безопасности;
реализация пяти предыдущих критериев в течение длительного срока.
Основной характеристикой целевого состояния является свободный рынок транспортных услуг в рамках правового государства.
Задачей исполнительных органов государственной власти в области управления транспортным комплексом является внедрение правил хозяйственной деятельности, основанных на:
свободе заключения и расторжения контрактов;
жестком государственном обеспечении прав собственности, выполнения контрактных обязательств и нормативных требований безопасности для жизни и здоровья;
полном исключении иного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Целевое состояние, в отличие от существующего ныне положения, будет обладать следующими особенностями.
1. Все ресурсы, используемые для производства транспортных услуг (включая такие "нетрадиционные", как участки пространства для движения и размещения отходов, дороги, объекты инфраструктуры), смогут быть предметами купли-продажи и извлечения дохода, т.е. получат рыночные цены. Это позволит достигнуть максимально эффективного использования ресурсов в сфере транспортной деятельности.
2. Транспортная сеть будет динамично развиваться. Со временем будет создана наиболее эффективная конфигурация сети, учитывающая произошедшие социально-экономические изменения, включение России в мировые рынки, геополитические требования и т.д. Исчезнет проблема "размазывания ресурсов" по большому количеству проектов. За счет концентрации ресурсов будут разрешены первоочередные задачи.
3. Все услуги, включая пользование ныне "бесплатными" объектами инфраструктуры, будут оплачиваться потребителями. Это будет иметь место и в тех случаях, когда за потребителей будут расплачиваться государство и муниципалитеты путем закупок услуг для общественных нужд. При этом в условиях быстрого технического прогресса платность не приведет к дополнительным неудобствам для потребителей.
4. Научно-технический прогресс в отрасли будет происходить гораздо более быстрыми темпами за счет стимулов к инновационной деятельности, а также за счет обеспечения единства государственного регулирования. В частности, будут быстро развиваться мультимодальные перевозки, информатизация транспортной отрасли и другие передовые технологии.
5. Возрастут объемы инвестиций в транспортную систему. Тем самым будет остановлен процесс физической деградации основных фондов; его место займет процесс динамичного развития и обновления производственного аппарата.
6. В итоге уменьшится общий объем транспортных издержек в экономике, вследствие чего снизится стоимость услуг для потребителей.
Достижение данного целевого состояния будет способствовать динамичному развитию транспортной системы Республики Татарстан, ее способности полностью удовлетворять спрос потребителей по приемлемым ценам и на приемлемом уровне качества.
Таблица 5.1