Инерционный прогноз предполагает медленный, депрессивный рост сети автомобильных дорог, в целом адекватный темпам, которыми развивался автодорожный комплекс Республики Татарстан в 1990-е годы. Подобное развитие ставит серьезную угрозу росту экономики и повышению безопасности дорожного движения. Качество автомобильных дорог в значительной степени определяется уровнем их покрытия. Согласно эффективному варианту прогноза предусматривается достижение к 2012 году практически 100-процентного уровня автодорог с твердым покрытием.
Характеристика плотности дорожной сети - один из традиционных показателей, который определяет потребность в ресурсах для развития транспортной инфраструктуры. Этот показатель особенно важен при определении приоритета перевозки грузов и пассажиров между автомобильным и железнодорожным транспортом.
Плотность дорожной сети на 1000 кв.км площади Республики Татарстан к 2006 году составляет 215,4 км (в том числе с асфальтобетонным покрытием - 163,9 км/1000 кв.км), что значительно ниже, чем в экономически развитых странах (США - 600, Канада - 300 км/1000 кв.км) и центральной части России (390 км/1000 кв.км). Однако в Приволжском федеральном округе по этому показателю Татарстан занимает одно из ведущих положений.
В вопросе обеспеченности дорогами большую значимость приобретает плотность дорог с асфальтобетонным покрытием.
Отрицательной характеристикой дорожной сети Республики Татарстан к 2006 году остается неравномерность ее развития. Плотность ее колеблется от 150 км на 1000 кв.км в Агрызском, Мамадышском, Спасском районах до 300 км на 1000 кв.км в Альметьевском, Бугульминском и Тюлячинском районах.
Плотность дорог с твердым покрытием на тысячу жителей в Республике Татарстан составляет 3,5 км (в целом по Российской Федерации 5,3 км на тысячу человек) и находится на уровне среднего значения по Приволжскому федеральном округу. Такой показатель республики объясняется наличием относительно высокой плотности населения в регионе (56 человек на кв. км). В Российской Федерации только около трети субъектов имеют плотность, превышающую среднюю величину. В пятнадцати регионах, среди которых Московская, Самарская, Челябинская, Ростовская области и другие, это значение (3,0 км на тысячу человек) ниже, чем в Республике Татарстан. Для сравнения, на Украине указанная плотность составляет 3,3 км, в Казахстане - 5,0 км, в Финляндии - около 10 км, в США - около 13 км, во Франции - 15,1 км на тысячу жителей.
В результате реализации мероприятий настоящей Программы плотность дорог Республики Татарстан к 2011 году составит 218,6 км на 1000 кв.км (в том числе с асфальтобетонным покрытием 173,0 км на 1000 кв.км), а индикатор обеспеченности дорогами достигнет уровня 0,22 км на 1 кв.км площади.