Виды грузов | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
1. Нефтяные грузы | 61,07 | 64,61 | 68,65 | 73,81 | 75,58 | 77,49 |
2. Черные металлы | 6,60 | 6,95 | 7,24 | 7,65 | 7,94 | 8,15 |
3. Строительные | 7,85 | 5,34 | 2,98 | 0,08 | 0,08 | 0,08 |
4. Хлебные грузы | 6,60 | 7,10 | 7,61 | 7,88 | 7,98 | 8,13 |
5. Прочие грузы | 17,87 | 16,00 | 13,51 | 10,58 | 8,41 | 6,14 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Существенное снижение доли строительных материалов в структуре отправления грузов обуславливается, во-первых, растущими потребностями строительного комплекса Республики Татарстан (производимые в республике строительные материалы будут потребляться преимущественно недалеко от мест их производства, что экономически эффективно) и, во-вторых, ростом использования для транспортировки стройматериалов автомобильного транспорта отраслей экономики (в первую очередь, собственных автопарков предприятий-производителей), что объективно повышает уровень мобильности транспортировки и в ряде случаев снижает ее себестоимость.
Рост удельного веса отправления хлебных грузов железнодорожным транспортом общего пользования в 2005-2010 гг. обусловлен как планируемым Кабинетом Министров Республики Татарстан ростом объемных показателей отрасли на 27,4%, так и тенденциями роста конкурентоспособности хлебобулочной и кондитерской продукции и, соответственно, ростом спроса на нее в соседних регионах.
Как показано в таблице 4.2, параметры эффективного и инерционного вариантов прогноза развития железнодорожного транспорта Республики Татарстан различаются довольно существенно, причем в 2005-2007 гг. показатели инерционного варианта прогноза превышают показатели эффективного. Однако уже с 2008 года "разрыв" между вариантами прогноза достигнет 3,22 млн. тонн, или 5235,2 млн. тонно-километров грузооборота.
Таким образом, к 2010 г. темп роста объема перевозки грузов в рамках эффективного варианта прогноза (171,1% к уровню 2004 года) более чем на 50% превысит темп роста, предполагаемый инерционным вариантом прогноза. До 2020 года разница между эффективным и инерционным вариантами достигнет 9,39 млн. тонн грузоперевозок, или 8828,6 млн. тонно-километров грузооборота.
По показателям пассажирских перевозок разница между эффективным и инерционным вариантами прогноза еще более существенна. В рамках инерционного сценария прогнозируется медленное сокращение объема пассажирских перевозок до 12,93 млн. человек в 2010 году и 9,2 млн. человек в 2020 г. Эффективный вариант прогноза предполагает рост объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом Республики Татарстан прямо пропорционально темпам ежегодного роста реальных денежных доходов населения - до 24,01 млн. человек к 2020 году. Согласно эффективному варианту прогноза рост реальных денежных доходов населения вызовет и увеличение средней дальности поездки железнодорожным транспортом общего пользования - со 124,2 км в 2005 году до 154,2 км в 2010 году и 214,2 км в 2020 году. За счет этого будет возможен сравнительно быстрый рост пассажирооборота (табл.4.2).