Действующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" (с изменениями на 5 августа 2008 года)

Прогноз структуры отправления грузов железнодорожным
транспортом общего пользования по видам грузов, %

 

Виды грузов

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1. Нефтяные грузы

61,07

64,61

68,65

73,81

75,58

77,49

2. Черные металлы
(включая лом)

6,60

6,95

7,24

7,65

7,94

8,15

3. Строительные
материалы

7,85

5,34

2,98

0,08

0,08

0,08

4. Хлебные грузы

6,60

7,10

7,61

7,88

7,98

8,13

5. Прочие грузы

17,87

16,00

13,51

10,58

8,41

6,14

Итого

100

100

100

100

100

100


Существенное снижение доли строительных материалов в структуре отправления грузов обуславливается, во-первых, растущими потребностями строительного комплекса Республики Татарстан (производимые в республике строительные материалы будут потребляться преимущественно недалеко от мест их производства, что экономически эффективно) и, во-вторых, ростом использования для транспортировки стройматериалов автомобильного транспорта отраслей экономики (в первую очередь, собственных автопарков предприятий-производителей), что объективно повышает уровень мобильности транспортировки и в ряде случаев снижает ее себестоимость.

Рост удельного веса отправления хлебных грузов железнодорожным транспортом общего пользования в 2005-2010 гг. обусловлен как планируемым Кабинетом Министров Республики Татарстан ростом объемных показателей отрасли на 27,4%, так и тенденциями роста конкурентоспособности хлебобулочной и кондитерской продукции и, соответственно, ростом спроса на нее в соседних регионах.

Как показано в таблице 4.2, параметры эффективного и инерционного вариантов прогноза развития железнодорожного транспорта Республики Татарстан различаются довольно существенно, причем в 2005-2007 гг. показатели инерционного варианта прогноза превышают показатели эффективного. Однако уже с 2008 года "разрыв" между вариантами прогноза достигнет 3,22 млн. тонн, или 5235,2 млн. тонно-километров грузооборота.

Таким образом, к 2010 г. темп роста объема перевозки грузов в рамках эффективного варианта прогноза (171,1% к уровню 2004 года) более чем на 50% превысит темп роста, предполагаемый инерционным вариантом прогноза. До 2020 года разница между эффективным и инерционным вариантами достигнет 9,39 млн. тонн грузоперевозок, или 8828,6 млн. тонно-километров грузооборота.

По показателям пассажирских перевозок разница между эффективным и инерционным вариантами прогноза еще более существенна. В рамках инерционного сценария прогнозируется медленное сокращение объема пассажирских перевозок до 12,93 млн. человек в 2010 году и 9,2 млн. человек в 2020 г. Эффективный вариант прогноза предполагает рост объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом Республики Татарстан прямо пропорционально темпам ежегодного роста реальных денежных доходов населения - до 24,01 млн. человек к 2020 году. Согласно эффективному варианту прогноза рост реальных денежных доходов населения вызовет и увеличение средней дальности поездки железнодорожным транспортом общего пользования - со 124,2 км в 2005 году до 154,2 км в 2010 году и 214,2 км в 2020 году. За счет этого будет возможен сравнительно быстрый рост пассажирооборота (табл.4.2).