Действующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" (с изменениями на 5 августа 2008 года)


7.10. Подпрограмма государственно-частного партнерства
при строительстве транспортной инфраструктуры

Основной задачей Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан является сохранение существующей сети автомобильных дорог в республике и их дальнейшее развитие на основе гарантированного и стабильного финансирования.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов эффективным инструментом создания финансовой базы для развития транспортного комплекса республики является государственно-частное партнерство, позволяющее создавать совместные предприятия с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, предприятий и организаций различных форм собственности. С 1985 по 2000 год в мире было реализовано 699 транспортных проектов на основе государственно-частного партнерства на сумму 443 миллиарда долларов США.

Острая потребность в развитии региональной транспортной инфраструктуры, требующая огромных финансовых ресурсов, не позволяет решить эту проблему в обозримом будущем за счет бюджетных средств. В целях ускорения решения задачи создания транспортной инфраструктуры общего пользования, адекватной потребностям населения, государства, социально-экономического развития страны, а также снижения нагрузки на государственный бюджет при реализации задач, поставленных в послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2006 год по продвижению республиканских высокотехнологичных проектов для включения их в систему финансирования из Инвестиционного фонда Российской Федерации, в программный период будут сформированы механизмы привлечения внебюджетных средств для развития транспортной инфраструктуры, в том числе средств частных инвесторов, реализованы пилотные проекты для отработки и налаживания этих механизмов, начато практическое их использование для строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры.

В качестве основных направлений привлечения внебюджетных средств в дорожную отрасль в программный период будут рассматриваться:

замещение бюджетного финансирования внебюджетным при строительстве и содержании транспортной инфраструктуры и привлечение дополнительных финансовых ресурсов через механизмы государственно-частного партнерства и введения платности пользования объектами, находящимися в государственной собственности;

широкое привлечение негосударственных предприятий, связанных с обслуживанием пользователей транспортной инфраструктуры, проектированием, строительством, ремонтом, содержанием транспортной инфраструктуры, производством строительных материалов, дорожным сервисом;

создание дополнительных источников финансовых ресурсов для государственного сектора отрасли путем займов, кредитов и государственных гарантий, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Осуществление проектов позволит существенно снизить транспортные издержки при перевозках грузов и пассажиров, повысить безопасность движения, создать экономические основы эффективного диалога пользователей автомобильных дорог и органов государственной власти, ответственных за их состояние. Одновременно произойдет перераспределение транспортных потоков на сети существующих автодорог, улучшатся условия движения на перегруженных участках важнейших автомагистралей при существенной экономии бюджетных средств, уменьшится экологическая нагрузка на прилегающую к дорогам территорию.

В программный период развитие получит использование принципов государственно-частного партнерства в следующих сферах.

В дорожном хозяйстве можно выделить три основные группы объектов государственно-частного партнерства: главные магистрали с высокой интенсивностью движения, на которых в программный период предусматривается строительство платных автомобильных дорог с сохранением возможности проезда в заданном направлении по бесплатной автомобильной дороге общего пользования, "дороги развития" - магистрали, которые строятся для оживления экономики регионов или в целях освоения малодоступных месторождений, и дороги для расшивки "узких" мест дорожной сети. Первая группа проектов обладает высокой рентабельностью, вторая важна для развития экономики, третья группа совмещает и рентабельность, и социально-экономический эффект, поэтому наиболее перспективна. Острой потребностью Республики Татарстан является сооружение мостов и туннелей. Например, транспортный поток может пересечь Волгу и остальные реки республики лишь по считанному количеству мостов. Для этого требуется принятие закона Российской Федерации о платных дорогах.

При строительстве и содержании автомобильных дорог двойного назначения, выполняющих одновременно функции технологических дорог и автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог, обслуживающих трубопроводы, линии электропередач, другие инженерные коммуникации и объекты транспортной инфраструктуры, подъезды к крупным предприятиям, месторождениям и т.д. реализация таких проектов будет осуществляться на основе договоров с соответствующими органами государственной власти, предусматривающих долевое участие в финансировании проектов как владельцев указанных сооружений, так и государства.