В целях эффективного использования существующей транспортной инфраструктуры необходимо ускорить ввод мультимодальных логистических центров (далее - МЛЦ), представляющих собой многофункциональный терминальный комплекс, обеспечивающий координацию и взаимодействие различных видов транспорта, включая перевалку грузов, их хранение, экспедирование и доставку "от двери до двери" и "точно в срок". Последние два принципа являются ключевыми.
Мощным двигателем развития МЛЦ является глобализация, а самый большой эффект достигается за счет привлечения заказчиков из регионов, весьма отдаленных от данной территории.
Главным источником логистической эффективности является сокращение запасов, т.е. повышение мобильности товарной массы и услуг. Среди других источников эффектов - снижение воздействия на экологию и экономия земли.
В Республике Татарстан целесообразно построить как минимум три МЛЦ, два из которых будут обслуживать все виды транспорта (Свияжский, Нижнекамский), а один на территории бывшего аэропорта Чистополя - только два (водный и автомобильный). С вводом в программный период в эксплуатацию Свияжского терминала Татарстан в перспективе сможет замкнуть на себе 8-8,5 млн. тонн грузов, так как он находится на пересечении двух международных транспортных коридоров. Конкурентом Свияжского МЛЦ выступает не столько Нижний Новгород, сколько Самара, и отставание в реализации этого проекта может стоить республике очень дорого, поскольку Самара может "перехватить" до 60% грузового потока.
В 1995 году Кабинетом Министров Республики Татарстан был заявлен проект создания в Татарстане международного перевалочного терминала в районе железнодорожной станции "Свияжск" Зеленодольского района, специализирующегося на складировании, консигнации, дистрибуции, переработке, распределении и отправке грузов потребителям разными видами транспорта. Предполагалось, что в первые годы эксплуатации деятельность логистического центра будет связана с международной торговлей и контейнерными перевозками по железной дороге, реке и автотрассам и таким образом повысит инвестиционную привлекательность республики. В частности, работа терминала должна была увеличить грузооборот за год работы на 20%, а через пять лет - в два раза. Несмотря на договоренности с западными партнерами из Германии и Франции (к примеру, французская фирма "Гаронор" разработала предварительные предложения для подготовки технико-экономического обоснования центра логистики), проект остался нереализованным - на его осуществление не нашлось средств. В 2005 году в послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан было заявлено о необходимости разработки технико-экономического обоснования организации центра логистики в республике. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан приступает к осуществлению первого этапа логистического проекта, который состоит в создании республиканской транспортной аналитической информационной системы. Она подразумевает создание единой базы данных о грузоотправителях и грузополучателях, единого диспетчерского центра и электронной транспортной информационной биржи, на которой будут происходить конкурсные торги с информацией о грузовых перевозках. Вторым промежуточным этапом должно стать создание единой системы управления комплексом логистических услуг на существующих в республике свободных складах и терминалах - их предлагается выкупать или арендовать у предприятий. И только потом предполагается приступить к основному этапу - подготовке технико-экономического обоснования строительства Свияжского мультимодального логистического грузового терминала. Но уже и первые два этапа, по замыслу инициаторов проекта, позволят существенно (с нынешних 20-50% до 7%) снизить транспортные затраты в стоимости продукции, успешно бороться с так называемыми "серыми экспедиторами" и увеличить долю местных перевозчиков в международных перевозках, сейчас составляющую 6%.
Созданию логистических центров в республике должен способствовать и пилотный проект автоматизированной системы управления транспортом, которая будет контролировать не только пассажироперевозки. Это обстоятельство, наряду с относительной проработанностью Свияжского МЛЦ, повышает шансы последнего выиграть время у Самарского МЛЦ.
Для строительства логистического центра в Республике Татарстан в 1996 году зарезервирован участок площадью 1200 гектаров на берегу реки Волги в 40 км вверх по течению от Казани.
Общий объем привлеченных инвестиций для реализации проекта - 5990 млн.рублей под гарантии Инвестиционного фонда Российской Федерации, в том числе инвестиции в первую очередь - 1800 млн.рублей. Срок реализации первой очереди проекта 18-24 месяца; срок окупаемости - 7 лет. При этом годовой оборот составит порядка 9 млрд.рублей.
Первой очередью строительства будет являться возведение центра логистики по распределению продуктов питания и непродовольственных товаров под объем контейнерных перевозок - 110,0 тыс. тонн. По предварительным проработкам первая очередь будет включать:
крытые складские помещения - 16 тыс.кв.метров;
открытые складские площадки для сборных грузов и контейнеров - 10 тыс.кв.метров;
транспортные площадки для авто- и железнодорожного транспорта и перевалки грузов - 10 тыс.кв.метров;
причальную стенку для обработки судов класса "река-море" водоизмещением до 4 тыс. тонн;
оборудование по перевалке "ро-ро" грузов на причалах;
железнодорожную станцию;
подъездные авто- и железнодорожные пути.
Краткое описание наиболее распространенных водных маршрутов, проходящих через Свияжский МЛЦ, дано в таблице 7.10.1
Таблица 7.10.1