В целях доступности качественного образования в условиях сельской школы, модернизации системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, укрепления материально-технической и учебно-методической базы общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу модернизации сети сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы.
2. Министерству финансов Республики Татарстан при формировании консолидированного бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать расходы на реализацию Республиканской целевой программы модернизации сети сельских образовательных учреждений в Республике Татарстан на 2005-2007 годы.
3. Предложить администрациям городов и районов, министерствам и ведомствам Республики Татарстан обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных указанной Программой.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Республиканская целевая программа модернизации сети¦
¦Программы ¦сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Основание для¦Федеральная программа развития образования; ¦
¦разработки ¦Концепция модернизации российского образования; ¦
¦Программы ¦постановление Правительства Российской Федерации от¦
¦ ¦17.12.2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобра-¦
¦ ¦зовательных учреждений, расположенных в сельской мест-¦
¦ ¦ности"; ¦
¦ ¦протокол заседания Республиканской межведомственной ко-¦
¦ ¦миссии по оптимизации бюджетных расходов от 14.04.2004¦
¦ ¦г. ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Государственный¦Кабинет Министров Республики Татарстан ¦
¦заказчик Про-¦ ¦
¦граммы ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Разработчики ¦Министерство образования и науки Республики Татарстан,¦
¦Программы ¦Центр экономических и социальных исследований Республи-¦
¦ ¦ки Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарс-¦
¦ ¦тан ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Исполнители ¦Министерство образования и науки Республики Татарстан; ¦
¦Программы ¦Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республи-¦
¦ ¦ки Татарстан; ¦
¦ ¦администрации городов и районов Республики Татарстан; ¦
¦ ¦республиканские учреждения системы Министерства образо-¦
¦ ¦вания и науки Республики Татарстан, ¦
¦ ¦учреждения высшего и среднего профессионального образо-¦
¦ ¦вания ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Цель Программы ¦Обеспечение доступности и повышение качества образова-¦
¦ ¦ния в сельской местности ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Задачи Програм-¦максимальное обеспечение функционирования общеобразова-¦
¦мы ¦тельных учреждений за счет повышения их экономической¦
¦ ¦эффективности; ¦
¦ ¦создание условий для устойчивого развития общего сред-¦
¦ ¦него образования на основе модернизации его содержания¦
¦ ¦с учетом потребностей развивающегося общества и аграр-¦
¦ ¦но-сельского сектора республики; ¦
¦ ¦выравнивание условий для получения сельскими детьми¦
¦ ¦полноценного образования путем создания наряду с тради-¦
¦ ¦ционными гибких форм дошкольного, дополнительного, на-¦
¦ ¦чального профессионального образования в структуре об-¦
¦ ¦щеобразовательной школы; ¦
¦ ¦обеспечение доступа учащихся сельских школ к качествен-¦
¦ ¦ным знаниям за счет использования транспортных схем¦
¦ ¦доставки учащихся в базовые школы, интеграции общеобра-¦
¦ ¦зовательной школы с учреждениями дошкольного, дополни-¦
¦ ¦тельного и профессионального образования; ¦
¦ ¦создание системы школьных перевозок учащихся в сельской¦
¦ ¦местности, обеспечивающей условия равного доступа к об-¦
¦ ¦разовательным ресурсам, соответствующим требованиям ма-¦
¦ ¦териально-технического, кадрового и методического обес-¦
¦ ¦печения образовательного процесса для учащихся сельских¦
¦ ¦населенных пунктов республики; ¦
¦ ¦создание условий для всесторонней подготовки учащихся к¦
¦ ¦самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду,¦
¦ ¦жизненному и профессиональному самоопределению на осно-¦
¦ ¦ве усиления взаимосвязей общеобразовательного учрежде-¦
¦ ¦ния и производственных структур данного района, предп-¦
¦ ¦рофессиональной специализации школ; ¦
¦ ¦улучшение материального оснащения сельских базовых школ¦
¦ ¦техническими средствами обучения, обеспечивающими обра-¦
¦ ¦зовательный процесс; ¦
¦ ¦модернизация системы подготовки и переподготовки кадров¦
¦ ¦для общеобразовательных учреждений села ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Сроки реализа-¦2005-2007 годы ¦
¦ции Программы ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Система управ-¦Управление реализацией Программы осуществляет Минис-¦
¦ления реализа-¦терство образования и науки Республики Татарстан, кото-¦
¦цией Программы ¦рое вносит в Кабинет Министров Республики Татарстан¦
¦ ¦проекты законодательных и нормативных документов по ре-¦
¦ ¦ализации программных мероприятий, ежегодно уточняет це-¦
¦ ¦левые показатели и затраты по программным мероприятиям,¦
¦ ¦механизм реализации Программы и состав исполнителей,¦
¦ ¦запрашивает у министерств и ведомств, ответственных за¦
¦ ¦выполнение мероприятий, администраций городов и райо-¦
¦ ¦нов, местного самоуправления, республиканских учрежде-¦
¦ ¦ний и учебных заведений системы Министерства образова-¦
¦ ¦ния и науки Республики Татарстан сведения о ходе выпол-¦
¦ ¦нения Программы. Итоги выполнения Программы представля-¦
¦ ¦ются в Кабинет Министров Республики Татарстан. ¦
¦ ¦Периодически (1 раз в полугодие) Министерство образова-¦
¦ ¦ния и науки Республики Татарстан осуществляет контроль¦
¦ ¦за рациональным использованием выделяемых финансовых¦
¦ ¦средств. ¦
¦ ¦Министерство образования и науки Республики Татарстан¦
¦ ¦осуществляет постоянный контроль за качеством реализа-¦
¦ ¦ции программных мероприятий ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые ре-¦а) качественное образование станет более доступным для¦
¦зультаты от ре-¦детей из сельской местности; ¦
¦ализации Про-¦б) в основном завершится структурная модернизация уч-¦
¦граммы ¦реждений образования, расположенных в сельской местнос-¦
¦ ¦ти, в том числе будет: ¦
¦ ¦оптимизирована инфраструктура образовательных учрежде-¦
¦ ¦ний в сельской местности; ¦
¦ ¦обеспечена возможность использования преимущества вари-¦
¦ ¦ативной системы образования, профильного обучения и вы-¦
¦ ¦бора образовательных программ для сельских школьников; ¦
¦ ¦модернизирована система подготовки и переподготовки пе-¦
¦ ¦дагогических кадров для малокомплектных сельских учреж-¦
¦ ¦дений образования; ¦
¦ ¦сокращены в среднем на 10-12% текущие расходы на содер-¦
¦ ¦жание одного обучающегося в сельской местности; ¦
¦ ¦создана система школьных перевозок учащихся в сельской¦
¦ ¦местности, обеспечивающая условия равного доступа к об-¦
¦ ¦разовательным ресурсам, соответствующим требованиям ма-¦
¦ ¦териально-технического, кадрового и методического обес-¦
¦ ¦печения образовательного процесса для учащихся сельских¦
¦ ¦населенных пунктов республики; ¦
¦ ¦улучшено материальное оснащение сельских базовых школ¦
¦ ¦техническими средствами обучения, обеспечивающими обра-¦
¦ ¦зовательный процесс ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
1.1. Республиканская целевая программа модернизации сети сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана на основании Концепции модернизации российского образования, Федеральной программы развития образования, постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности" и в соответствии с Протоколом заседания Республиканской межведомственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов от 14.04.2004 года.
В Программе использованы следующие термины и их определения:
оптимизация сети сельских образовательных учреждений - оптимизация региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации;
базовая школа - общеобразовательная школа, имеющая сеть малокомплектных начальных, основных общеобразовательных школ и комплексов "школа - детский сад", функционирующих в качестве структурных подразделений (филиалов);
образовательная программа - нормативный документ, который регламентирует учебную деятельность образовательного учреждения. Образовательная программа является проектом совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Образовательные программы реализуются как за счет средств бюджетного финансирования, так и через платные дополнительные образовательные услуги. К образовательным программам школьного, локального уровня относятся образовательно-воспитательные программы, воспитательные программы, профильные программы, программы кружков и факультативов;
профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной долгосрочной политики государственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования в селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума.
В целях решения этой задачи принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности", которым одобрена Концепция реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
В 2004/2005 учебном году сельские школы республики составили 77% (1864) количества всех школ, в них обучалось 29,2% (136407) учащихся и работало 47% (22878) учителей.
В структуре сельских школ доля начальных составляет 41%, основных - 11%, средних - 48 процентов. Количество малочисленных по контингенту учащихся сельских школ ежегодно увеличивается. Эта тенденция характерна не только для нашей республики, но и для Российской Федерации в целом. На сегодняшний день каждую третью и каждую вторую основную школу в сельской местности можно отнести к малочисленной.
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование ¦Количество в ¦Количество в ¦Количество в ¦Количество в ¦
¦ показателя ¦ 2001/2002 ¦ 2002/2003 ¦ 2003/2004 ¦ 2004/2005 ¦
¦ ¦учебном году ¦учебном году ¦учебном году ¦учебном году ¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------¦
¦ ¦школ ¦обучаю-¦школ ¦обучаю-¦школ ¦обучаю-¦школ ¦обучаю-¦
¦ ¦ ¦щихся ¦ ¦щихся ¦ ¦щихся ¦ ¦щихся ¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦Количество ¦ 1938¦ 158396¦ 1929¦ 154454¦ 1884¦ 148228¦ 1864¦ 136407¦
¦сельских школ -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦начальных ¦ 820¦ 8859¦ 812¦ 9228¦ 768¦ 8503¦ 756¦ 8039¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦основных ¦ 212¦ 10186¦ 208¦ 9557¦ 214¦ 9738¦ 213¦ 9206¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦средних ¦ 894¦ 138399¦ 898¦ 134791¦ 891¦ 129201¦ 885¦ 118493¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦коррекционных ¦ 12¦ 952¦ 11¦ 878¦ 11¦ 786¦ 10¦ 669¦
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Учебные ¦ Число ¦ Из них с количеством учащихся ¦
¦ годы ¦начальных+------------------------------------------------¦
¦ ¦ школ ¦до 10¦10-14¦15-20¦21-29¦30-40 ¦41-60¦61-100¦101-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦280 ¦
+------------+---------+-----+-----+-----+-----+------+-----+------+----¦
¦2001/2002 ¦ 820 ¦ 438 ¦ 171 ¦ 121 ¦ 68 ¦ 18 ¦ 3 ¦ 1 ¦ ¦
+------------+---------+-----+-----+-----+-----+------+-----+------+----¦
¦2002/2003 ¦ 812 ¦ 424 ¦ 175 ¦ 122 ¦ 65 ¦ 19 ¦ 6 ¦ ¦ 1 ¦
+------------+---------+-----+-----+-----+-----+------+-----+------+----¦
¦2003/2004 ¦ 768 ¦ 409 ¦ 164 ¦ 107 ¦ 66 ¦ 16 ¦ 5 ¦ ¦ 1 ¦
+------------+---------+-----+-----+-----+-----+------+-----+------+----¦
¦2004/2005 ¦ 756 ¦ 412 ¦ 169 ¦ 109 ¦ 47 ¦ 9 ¦ 8 ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Учебные ¦ Число ¦ Из них с количеством учащихся ¦
¦ годы ¦ основных +-----------------------------------------------¦
¦ ¦ школ ¦40 и менее¦ 41-100 ¦ 101-200 ¦ 201-280 ¦
+-----------+-----------+----------+-----------+-----------+------------¦
¦2001/2002 ¦ 212 ¦ 85 ¦ 121 ¦ 6 ¦ ¦
+-----------+-----------+----------+-----------+-----------+------------¦
¦2002/2003 ¦ 208 ¦ 93 ¦ 112 ¦ 3 ¦ ¦
+-----------+-----------+----------+-----------+-----------+------------¦
¦2003/2004 ¦ 214 ¦ 101 ¦ 109 ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-----------+-----------+----------+-----------+-----------+------------¦
¦2004/2005 ¦ 213 ¦ 112 ¦ 99 ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Учебные ¦ Число ¦ Из них с количеством учащихся ¦
¦ годы ¦ средних +------------------------------------------------¦
¦ ¦ школ ¦100 и ¦101- ¦201- ¦281- ¦401- ¦641- ¦881- ¦1121-¦
¦ ¦ ¦менее ¦200 ¦280 ¦400 ¦640 ¦880 ¦1120 ¦1600 ¦
+-----------+----------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦
¦2001/2002 ¦ 894 ¦ 323 ¦ 430 ¦ 68 ¦ 31 ¦ 27 ¦ 8 ¦ 6 ¦ 1 ¦
+-----------+----------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦
¦2002/2003 ¦ 898 ¦ 358 ¦ 406 ¦ 72 ¦ 24 ¦ 23 ¦ 9 ¦ 5 ¦ 1 ¦
+-----------+----------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦
¦2003/2004 ¦ 891 ¦ 355 ¦ 401 ¦ 67 ¦ 28 ¦ 28 ¦ 10 ¦ 2 ¦ ¦
+-----------+----------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦
¦2004/2005 ¦ 885 ¦ 392 ¦ 380 ¦ 61 ¦ 20 ¦ 24 ¦ 7 ¦ 1 ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------------------+