Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 4 марта 2005 г. N 110
"Об утверждении Республиканской целевой программы модернизации
сети сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы"

В целях доступности качественного образования в условиях сельской школы, модернизации системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, укрепления материально-технической и учебно-методической базы общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу модернизации сети сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы.

2. Министерству финансов Республики Татарстан при формировании консолидированного бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать расходы на реализацию Республиканской целевой программы модернизации сети сельских образовательных учреждений в Республике Татарстан на 2005-2007 годы.

3. Предложить администрациям городов и районов, министерствам и ведомствам Республики Татарстан обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных указанной Программой.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.


Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Республиканская целевая программа
модернизации сети сельских образовательных
учреждений на 2005-2007 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 4 марта 2005 г. N 110)

  

Паспорт
республиканской целевой программы модернизации сети
сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование   ¦Республиканская целевая  программа  модернизации   сети¦
¦Программы      ¦сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы  ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Основание   для¦Федеральная программа развития образования;            ¦
¦разработки     ¦Концепция модернизации российского образования;        ¦
¦Программы      ¦постановление Правительства  Российской  Федерации   от¦
¦               ¦17.12.2001 г.  N 871 "О реструктуризации сети общеобра-¦
¦               ¦зовательных учреждений,  расположенных в сельской мест-¦
¦               ¦ности";                                                ¦
¦               ¦протокол заседания Республиканской межведомственной ко-¦
¦               ¦миссии  по оптимизации бюджетных расходов от 14.04.2004¦
¦               ¦г.                                                     ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Государственный¦Кабинет Министров Республики Татарстан                 ¦
¦заказчик   Про-¦                                                       ¦
¦граммы         ¦                                                       ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Разработчики   ¦Министерство образования и науки Республики  Татарстан,¦
¦Программы      ¦Центр экономических и социальных исследований Республи-¦
¦               ¦ки Татарстан при Кабинете Министров Республики  Татарс-¦
¦               ¦тан                                                    ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Исполнители    ¦Министерство образования и науки Республики Татарстан; ¦
¦Программы      ¦Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республи-¦
¦               ¦ки Татарстан;                                          ¦
¦               ¦администрации городов и районов Республики Татарстан;  ¦
¦               ¦республиканские учреждения системы Министерства образо-¦
¦               ¦вания и науки Республики Татарстан,                    ¦
¦               ¦учреждения высшего и среднего профессионального образо-¦
¦               ¦вания                                                  ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Цель Программы ¦Обеспечение доступности и повышение качества  образова-¦
¦               ¦ния в сельской местности                               ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Задачи Програм-¦максимальное обеспечение функционирования общеобразова-¦
¦мы             ¦тельных  учреждений  за счет повышения их экономической¦
¦               ¦эффективности;                                         ¦
¦               ¦создание условий для устойчивого развития общего  сред-¦
¦               ¦него  образования на основе модернизации его содержания¦
¦               ¦с учетом потребностей развивающегося общества и  аграр-¦
¦               ¦но-сельского сектора республики;                       ¦
¦               ¦выравнивание условий  для  получения  сельскими  детьми¦
¦               ¦полноценного образования путем создания наряду с тради-¦
¦               ¦ционными гибких форм дошкольного,  дополнительного, на-¦
¦               ¦чального  профессионального образования в структуре об-¦
¦               ¦щеобразовательной школы;                               ¦
¦               ¦обеспечение доступа учащихся сельских школ к качествен-¦
¦               ¦ным  знаниям  за  счет  использования транспортных схем¦
¦               ¦доставки учащихся в базовые школы, интеграции общеобра-¦
¦               ¦зовательной школы с учреждениями дошкольного,  дополни-¦
¦               ¦тельного и профессионального образования;              ¦
¦               ¦создание системы школьных перевозок учащихся в сельской¦
¦               ¦местности, обеспечивающей условия равного доступа к об-¦
¦               ¦разовательным ресурсам, соответствующим требованиям ма-¦
¦               ¦териально-технического, кадрового и методического обес-¦
¦               ¦печения образовательного процесса для учащихся сельских¦
¦               ¦населенных пунктов республики;                         ¦
¦               ¦создание условий для всесторонней подготовки учащихся к¦
¦               ¦самостоятельной  жизни  и  сельскохозяйственному труду,¦
¦               ¦жизненному и профессиональному самоопределению на осно-¦
¦               ¦ве  усиления взаимосвязей общеобразовательного учрежде-¦
¦               ¦ния и производственных структур данного района,  предп-¦
¦               ¦рофессиональной специализации школ;                    ¦
¦               ¦улучшение материального оснащения сельских базовых школ¦
¦               ¦техническими средствами обучения, обеспечивающими обра-¦
¦               ¦зовательный процесс;                                   ¦
¦               ¦модернизация системы подготовки и переподготовки кадров¦
¦               ¦для общеобразовательных учреждений села                ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Сроки  реализа-¦2005-2007 годы                                         ¦
¦ции Программы  ¦                                                       ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Система  управ-¦Управление реализацией  Программы  осуществляет  Минис-¦
¦ления  реализа-¦терство образования и науки Республики Татарстан, кото-¦
¦цией Программы ¦рое вносит в  Кабинет  Министров  Республики  Татарстан¦
¦               ¦проекты законодательных и нормативных документов по ре-¦
¦               ¦ализации программных мероприятий, ежегодно уточняет це-¦
¦               ¦левые показатели и затраты по программным мероприятиям,¦
¦               ¦механизм реализации Программы  и  состав  исполнителей,¦
¦               ¦запрашивает у министерств и ведомств,  ответственных за¦
¦               ¦выполнение мероприятий,  администраций городов и  райо-¦
¦               ¦нов,  местного самоуправления, республиканских учрежде-¦
¦               ¦ний и учебных заведений системы Министерства  образова-¦
¦               ¦ния и науки Республики Татарстан сведения о ходе выпол-¦
¦               ¦нения Программы. Итоги выполнения Программы представля-¦
¦               ¦ются в Кабинет Министров Республики Татарстан.         ¦
¦               ¦Периодически (1 раз в полугодие) Министерство образова-¦
¦               ¦ния  и науки Республики Татарстан осуществляет контроль¦
¦               ¦за рациональным  использованием  выделяемых  финансовых¦
¦               ¦средств.                                               ¦
¦               ¦Министерство образования и науки  Республики  Татарстан¦
¦               ¦осуществляет  постоянный контроль за качеством реализа-¦
¦               ¦ции программных мероприятий                            ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые   ре-¦а) качественное образование станет более доступным  для¦
¦зультаты от ре-¦детей из сельской местности;                           ¦
¦ализации   Про-¦б) в основном завершится структурная  модернизация  уч-¦
¦граммы         ¦реждений образования, расположенных в сельской местнос-¦
¦               ¦ти, в том числе будет:                                 ¦
¦               ¦оптимизирована инфраструктура образовательных  учрежде-¦
¦               ¦ний в сельской местности;                              ¦
¦               ¦обеспечена возможность использования преимущества вари-¦
¦               ¦ативной системы образования, профильного обучения и вы-¦
¦               ¦бора образовательных программ для сельских школьников; ¦
¦               ¦модернизирована система подготовки и переподготовки пе-¦
¦               ¦дагогических кадров для малокомплектных сельских учреж-¦
¦               ¦дений образования;                                     ¦
¦               ¦сокращены в среднем на 10-12% текущие расходы на содер-¦
¦               ¦жание одного обучающегося в сельской местности;        ¦
¦               ¦создана система школьных перевозок учащихся в  сельской¦
¦               ¦местности, обеспечивающая условия равного доступа к об-¦
¦               ¦разовательным ресурсам, соответствующим требованиям ма-¦
¦               ¦териально-технического, кадрового и методического обес-¦
¦               ¦печения образовательного процесса для учащихся сельских¦
¦               ¦населенных пунктов республики;                         ¦
¦               ¦улучшено материальное оснащение сельских  базовых  школ¦
¦               ¦техническими средствами обучения, обеспечивающими обра-¦
¦               ¦зовательный процесс                                    ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

1. Основание для разработки Программы

1.1. Республиканская целевая программа модернизации сети сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана на основании Концепции модернизации российского образования, Федеральной программы развития образования, постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности" и в соответствии с Протоколом заседания Республиканской межведомственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов от 14.04.2004 года.

В Программе использованы следующие термины и их определения:

оптимизация сети сельских образовательных учреждений - оптимизация региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации;

базовая школа - общеобразовательная школа, имеющая сеть малокомплектных начальных, основных общеобразовательных школ и комплексов "школа - детский сад", функционирующих в качестве структурных подразделений (филиалов);

образовательная программа - нормативный документ, который регламентирует учебную деятельность образовательного учреждения. Образовательная программа является проектом совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Образовательные программы реализуются как за счет средств бюджетного финансирования, так и через платные дополнительные образовательные услуги. К образовательным программам школьного, локального уровня относятся образовательно-воспитательные программы, воспитательные программы, профильные программы, программы кружков и факультативов;

профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

2. Содержание проблемы

В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной долгосрочной политики государственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования в селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума.

В целях решения этой задачи принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности", которым одобрена Концепция реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

В 2004/2005 учебном году сельские школы республики составили 77% (1864) количества всех школ, в них обучалось 29,2% (136407) учащихся и работало 47% (22878) учителей.

В структуре сельских школ доля начальных составляет 41%, основных - 11%, средних - 48 процентов. Количество малочисленных по контингенту учащихся сельских школ ежегодно увеличивается. Эта тенденция характерна не только для нашей республики, но и для Российской Федерации в целом. На сегодняшний день каждую третью и каждую вторую основную школу в сельской местности можно отнести к малочисленной.

Структура сельских общеобразовательных школ

+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование  ¦Количество в ¦Количество в ¦Количество в ¦Количество в ¦
¦  показателя   ¦  2001/2002  ¦  2002/2003  ¦  2003/2004  ¦  2004/2005  ¦
¦               ¦учебном году ¦учебном году ¦учебном году ¦учебном году ¦
¦               +-------------+-------------+-------------+-------------¦
¦               ¦школ ¦обучаю-¦школ ¦обучаю-¦школ ¦обучаю-¦школ ¦обучаю-¦
¦               ¦     ¦щихся  ¦     ¦щихся  ¦     ¦щихся  ¦     ¦щихся  ¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦Количество     ¦ 1938¦ 158396¦ 1929¦ 154454¦ 1884¦ 148228¦ 1864¦ 136407¦
¦сельских школ -¦     ¦       ¦     ¦       ¦     ¦       ¦     ¦       ¦
¦всего          ¦     ¦       ¦     ¦       ¦     ¦       ¦     ¦       ¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦в том числе    ¦     ¦       ¦     ¦       ¦     ¦       ¦     ¦       ¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦начальных      ¦  820¦   8859¦  812¦   9228¦  768¦   8503¦  756¦   8039¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦основных       ¦  212¦  10186¦  208¦   9557¦  214¦   9738¦  213¦   9206¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦средних        ¦  894¦ 138399¦  898¦ 134791¦  891¦ 129201¦  885¦ 118493¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------¦
¦коррекционных  ¦   12¦    952¦   11¦    878¦   11¦    786¦   10¦    669¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Количество начальных, основных и средних сельских
школ по числу учащихся (без коррекционных школ)

+-----------------------------------------------------------------------+
¦  Учебные   ¦  Число  ¦         Из них с количеством учащихся          ¦
¦    годы    ¦начальных+------------------------------------------------¦
¦            ¦  школ   ¦до 10¦10-14¦15-20¦21-29¦30-40 ¦41-60¦61-100¦101-¦
¦            ¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦      ¦280 ¦
+------------+---------+-----+-----+-----+-----+------+-----+------+----¦
¦2001/2002   ¦   820   ¦ 438 ¦ 171 ¦ 121 ¦ 68  ¦  18  ¦  3  ¦  1   ¦    ¦
+------------+---------+-----+-----+-----+-----+------+-----+------+----¦
¦2002/2003   ¦   812   ¦ 424 ¦ 175 ¦ 122 ¦ 65  ¦  19  ¦  6  ¦      ¦ 1  ¦
+------------+---------+-----+-----+-----+-----+------+-----+------+----¦
¦2003/2004   ¦   768   ¦ 409 ¦ 164 ¦ 107 ¦ 66  ¦  16  ¦  5  ¦      ¦ 1  ¦
+------------+---------+-----+-----+-----+-----+------+-----+------+----¦
¦2004/2005   ¦   756   ¦ 412 ¦ 169 ¦ 109 ¦ 47  ¦  9   ¦  8  ¦  1   ¦ 1  ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

+-----------------------------------------------------------------------+
¦  Учебные  ¦   Число   ¦         Из них с количеством учащихся         ¦
¦   годы    ¦ основных  +-----------------------------------------------¦
¦           ¦   школ    ¦40 и менее¦  41-100   ¦  101-200  ¦  201-280   ¦
+-----------+-----------+----------+-----------+-----------+------------¦
¦2001/2002  ¦    212    ¦    85    ¦    121    ¦     6     ¦            ¦
+-----------+-----------+----------+-----------+-----------+------------¦
¦2002/2003  ¦    208    ¦    93    ¦    112    ¦     3     ¦            ¦
+-----------+-----------+----------+-----------+-----------+------------¦
¦2003/2004  ¦    214    ¦   101    ¦    109    ¦     2     ¦     2      ¦
+-----------+-----------+----------+-----------+-----------+------------¦
¦2004/2005  ¦    213    ¦   112    ¦     99    ¦     1     ¦     1      ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

+-----------------------------------------------------------------------+
¦  Учебные  ¦  Число   ¦         Из них с количеством учащихся          ¦
¦   годы    ¦ средних  +------------------------------------------------¦
¦           ¦   школ   ¦100 и ¦101- ¦201- ¦281- ¦401- ¦641- ¦881- ¦1121-¦
¦           ¦          ¦менее ¦200  ¦280  ¦400  ¦640  ¦880  ¦1120 ¦1600 ¦
+-----------+----------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦
¦2001/2002  ¦   894    ¦ 323  ¦ 430 ¦ 68  ¦ 31  ¦ 27  ¦  8  ¦  6  ¦  1  ¦
+-----------+----------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦
¦2002/2003  ¦   898    ¦ 358  ¦ 406 ¦ 72  ¦ 24  ¦ 23  ¦  9  ¦  5  ¦  1  ¦
+-----------+----------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦
¦2003/2004  ¦   891    ¦ 355  ¦ 401 ¦ 67  ¦ 28  ¦ 28  ¦ 10  ¦  2  ¦     ¦
+-----------+----------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦
¦2004/2005  ¦   885    ¦ 392  ¦ 380 ¦ 61  ¦ 20  ¦ 24  ¦  7  ¦  1  ¦     ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Средняя наполняемость в классах сельских школ (человек) по годам

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»