Закон Республики Татарстан от 18 января 2005 г. N 4-ЗРТ
"О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс
Республики Татарстан"
Принят Государственным Советом РТ 22 декабря 2004 года
Статья 1. Внести в Земельный кодекс Республики Татарстан (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1998, N 8 (II часть); 1999, N 8 (I часть) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
Земельный кодекс Республики Татарстан
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование земельных отношений
Правовое регулирование земельных отношений в Республике Татарстан осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Кодексом, иными законами Республики Татарстан, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Статья 2. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в области земельных отношений
К полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан в области земельных отношений относятся:
1) законодательное регулирование земельных отношений;
2) утверждение программ Республики Татарстан по рациональному использованию земельных ресурсов, повышению плодородия и охране почв;
3) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Статья 3. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области земельных отношений
К полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области земельных отношений относятся:
1) принятие нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан;
2) разработка и реализация программ Республики Татарстан по рациональному использованию земельных ресурсов, повышению плодородия и охране почв;
3) утверждение границ и особенностей режима особо охраняемых природных территорий, земель историко-культурного назначения республиканского значения;
4) принятие решений о предоставлении земельных участков в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом;
5) изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Республики Татарстан;
6) установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Республики Татарстан;
7) резервирование земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан;
8) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Статья 4. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области земельных отношений
1. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области земельных отношений (далее - уполномоченный орган исполнительной власти) относятся:
1) разработка перспективных направлений государственной политики в области управления земельными ресурсами и проведения земельной реформы, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам управления земельными ресурсами, государственного регулирования земельных отношений и развития земельного рынка;
2) принятие решений о предоставлении земельных участков в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом;
3) обеспечение от имени Республики Татарстан защиты имущественных прав и интересов Республики Татарстан в отношении земель, находящихся в собственности Республики Татарстан, в том числе расположенных за пределами Республики Татарстан;
4) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные подразделения.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:
1) принятие решений о предоставлении земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
2) изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд;
3) установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
4) разработка, утверждение и реализация местных программ использования и охраны земель;
5) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Глава II. Целевое назначение земель. Состав земель
Статья 6. Целевое назначение и правовой режим земель
1. Целевое назначение земель - установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с их категорией.
2. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Целевое назначение и правовой режим земель отражаются в градостроительной, землеустроительной документациях, в документах, удостоверяющих права на земельные участки, а также в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами Республики Татарстан.
3. На землях, отнесенных к нескольким категориям, действуют правила и ограничения, установленные для соответствующих категорий.
Статья 7. Состав земель в Республике Татарстан
Земли в Республике Татарстан по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Статья 8. Отнесение земель к категориям
1. Отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую земель, находящихся в собственности Республики Татарстан, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной и муниципальной собственности, осуществляются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
2. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральным законом.
Статья 9. Земли сельскохозяйственного назначения
1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
3. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Статья 10. Земли поселений и пригородные зоны
1. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
2. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны.
3. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
4. Утверждение и изменение черты городских и сельских поселений в Республике Татарстан осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.
5. В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны.
Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами Республики Татарстан.
6. Включение земельных участков в черту поселения не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
7. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами, кладбищами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Статья 11. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения
1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и(или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов обороны и осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
2. Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и учитываются при проведении зонирования территорий.
3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
4. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, находящихся в собственности Республики Татарстан, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Статья 12. Земли особо охраняемых территорий
1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий республиканского и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий республиканского и местного значения устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
4. Кабинет Министров Республики Татарстан, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий республиканского и местного значения (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
5. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных, дендрологических парков, ботанических садов, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
6. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
7. На землях особо охраняемых природных территорий республиканского значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство республиканских автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные законодательством.
8. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий Кабинет Министров Республики Татарстан вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Статья 13. Земли лесного фонда