В целях обеспечения эффективного освоения лесных ресурсов Республики Татарстан, а также развития производств и технологий в деревообрабатывающей промышленности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития лесопромышленного комплекса Республики Татарстан на период до 2010 года.
2. Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан внести предложения в Кабинет Министров Республики Татарстан по развитию производств в лесопромышленном комплексе.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Наименование | Программа развития лесопромышленного комплекса | Республи- | |||
Основание для | Договор N 02ДЭ-19С на разработку Программы развития ле- | ||||
Государствен- | Министерство экономики и промышленности Республики Та- | ||||
Основной раз- | ОАО "Волжско-Камский научно-исследовательский институт | ||||
Цели и задачи | Разработка комплекса мер, обеспечивающих эффективное ос- | ||||
Сроки реализа- | 2004-2010 годы | ||||
Перечень осно- | Обновление материально-технической базы лесозаготови- | ||||
Исполнители | Предприятия лесозаготовительной и деревообрабатывающей | ||||
Система орга- | Контроль за исполнением Программы независимо от источни- | ||||
Объемы и исто- | (млн.рублей) | ||||
рования Прог- | Наименование показателей | 2004 г. | 2005- | ||
Объем инвестиций за счет всех источ- | 30 | 1000 | |||
В том числе: | |||||
собственные средства хозяйственных | - | 50 | |||
инвестиции коммерческих структур | 30 | 950 | |||
Ожидаемые ко- | Годовой финансовый эффект от внедрения программных ме- |
Наименование показателей | Ед. изм. | 2002 г. | 2007 г. | 2010 г. |
Заготовка древесины (по рубкам глав- | тыс.куб.м | 484 | 900 | 1300 |
Пиломатериалы сырые на продажу | тыс.куб.м | 100 | 60 | 40 |
Строительный погонаж | тыс.куб.м | 13,7 | 20 | 30 |
Клееные полуфабрикаты (мебельный и | тыс.куб.м | - | 20 | 50 |
Фанера (без ОАО "Зеленодольский фа- | тыс.куб.м | 2,5 | 12 | 37 |
Древесные плиты | тыс.куб.м | - | 48 | 200 |
Столярные изделия (окна, двери, пар- | млн.рублей | 2,6 | 50 | 80 |
Другие товары народного потребления | млн.рублей | 70 | 75 | 80 |
Лесосырьевой потенциал Республика Татарстан представляет реальную основу для полноценного развития и функционирования лесопромышленного комплекса Республики Татарстан. Этот потенциал используется в настоящее время крайне неудовлетворительно.
Леса Татарстана занимают 1270,3 тыс.гектаров, или 17,2% территории. В них сосредоточено 168,76 млн.куб.метров древесины, из них запасы спелого и перестойного леса составляют 32 млн.куб.метров. Расчетная лесосека, определяющая научно-обоснованный размер рубки, с 01.01.96 г. установлена в объеме 1371,7 тыс.куб.метров, а объем лесозаготовок составляет не более 40% от установленной нормы пользования.
Преобладающими породами являются осина, запас которой составляет 10,6 млн.куб.метров, береза - 6,35 млн.куб.метров, дуб - 1,45 млн.куб.метров, липа - 1,18 млн.куб.метров, и сосна - 0,57 млн.куб.метров.
Запасы древесины основных пород (осины, березы, дуба) распределены по трем регионам (схема 1):
первый район расположен между Волгой, Камой и Вяткой ("Междуречье") (2517 тыс.куб.метров (14,4%));
второй - между Камой и Волгой ("Закамье") (13873 тыс.куб.метров (79,4%));
третий - за Волгой ("Заволжье") (1073 тыс.куб.метров (6,2%))
При этом в лесах Междуречья расчетная лесосека осваивается полностью, а в Закамье, где сосредоточены три четверти всех запасов древесины, - лишь на 16%.
Существующий лесопромышленный комплекс республики можно подразделить на 3 основные группы:
крупные деревообрабатывающие и мебельные предприятия - Зеленодольский район;
лесозаготовительные и деревообрабатывающие производства в лесхозах;
все остальные деревообрабатывающие и мебельные предприятия, находящиеся в г.Казани и других населенных пунктах республики. Крупные лесоперерабатывающие предприятия республики - ПФМК и ЗФЗ, используя благоприятную конъюнктуру по сбыту фанеры, обеспечивая необходимое качество продукции, добились выхода на рынки дальнего зарубежья и реализуют на экспорт - до 90% и 85% соответственно производимой фанеры. На ПФМК, кроме фанеры, в широком ассортименте производятся мебельные заготовки и мебель, более 80% которых реализуются в дальнем зарубежье.
Эти предприятия сегодня являются своего рода флагманами деревообрабатывающей промышленности республики. Их технико-экономическое состояние вполне благополучно.
Вторая часть лесоперерабатывающего комплекса Республики Татарстан сосредоточена в более чем тридцати лесхозах, которые являются главными лесозаготовителями (до 600 тыс.куб.метров, что составляет около 40% расчетной лесосеки).
Третья группа предприятий лесопромышленного комплекса - многочисленные мелкие и средние деревообрабатывающие и мебельные предприятия в Казани и других городах республики практически не вносят заметного вклада в освоение лесов республики, т.к. предпочитают работать на качественном привозном сырье преимущественно хвойных пород.
Имевшийся в доперестроечные годы стабильный дефицит на пиломатериалы и изделия из древесины не создавал на внутреннем рынке благоприятных условий для развития лесопиления и деревообработки в лесхозах. Проблема реализации отсутствовала, распродавалась вся продукция, даже не всегда высокого качества.
С развитием рыночных отношений ситуация стала резко меняться. В республику хлынул поток лесопродукции из соседних областей, на местах, да и в самой Казани, появились множество мелких фирм, выпускающих высококачественную продукцию, иногда по европейским стандартам (строительный погонаж, окна, двери, мебель и др.), большей частью из привозного сырья с использованием зарубежных технологий и оборудования.
Продукция лесхозов, за исключением срубов и некоторых товаров народного потребления, в производстве которых лесхозы являлись монополистами, оказалась в разряде недорогой сравнительно невысокого качества.
Причины этого следующие:
незначительные объемы хвойных лесонасаждений;
низкое качество исходного сырья (перестойные и фаутные леса мягколиственных пород);
неудовлетворительное качество распиловки на лесопильных рамах устаревших конструкций;
отсутствие или некачественная сушка пиломатериалов в сушильных камерах, не имеющих аппаратуры и средств регулирования процессом сушки;
изношенность деревообрабатывающего станочного парка, неудовлетворительное состояние инструмента;
отсутствие современных технологий (например, производства фанеры, ДСП, клееных изделий) и оборудования, обеспечивающих производство высококачественной продукции при условии максимального использования биомассы древесины.
Выход товарной продукции с куб.метра заготовленной древесины весьма низок и составляет в среднем по лесхозам республики чуть больше 400 рублей. Между тем "глубокая" переработка с максимальным использованием для получения товарной продукции всей биомассы древесины позволила, например, Волжскому деревообрабатывающему комбинату "Заря" получать с куб.метра сырья товарную продукцию на сумму свыше 2000 рублей, а ПФМК и ЗФЗ - до 3000 рублей.
Износ основных производственных фондов в лесхозах приблизился к 60% - порогу, за которым начинается физическое уничтожение производственного потенциала.
Современная структура лесопромышленного производства в лесхозах Республики Татарстан, используемые технологии и оборудование безнадежно устарели. Значительная часть лесоматериалов (свыше 50%) реализуется в круглом виде или сырыми необрезными пиломатериалами.
Прибыль, остающаяся в распоряжении лесхозов, не обеспечивает им не только возможности обновления производства, но и поддержания его на достигнутом уровне.
Кредиторская задолженность лесхозов по зарплате в лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности на 01.01.2003 года составила 8 млн.рублей, по оплате единого социального налога - 14,5 млн.рублей.
Незначительно улучшается социально-экономическое положение работников лесных поселков, работающих в лесопромышленном комплексе.
Так, средняя зарплата в лесопромышленном комплексе лесхозов в 2002 г. составила 1826 рублей, что в 1,6 раза меньше по сравнению с крупными (ЗФЗ, ПФМК) деревообрабатывающими предприятиями.
Работающие в лесопромышленном комплексе лесхозов не обеспечены нормативными бытовыми удобствами: водопроводом, канализацией и др. - по сравнению с работниками нефтяной отрасли.
Если негативные процессы, которые происходят в отрасли (в лесах республики), не будут приостановлены, то увеличения объемов лесопромышленного производства и улучшения социально-экономического положения жителей лесных поселков не произойдет.
Достаточные возобновляемые лесные ресурсы, имеющийся в республике значительные научно-производственные и технические средства, обширный внутренний, российский и зарубежный рынки создают потенциальные возможности иметь в Республике Татарстан развитый лесопромышленный комплекс, отвечающий уровню передовых стран, который способен внести достойный вклад в развитие народного хозяйства республики, повышение социально-экономического уровня определенной части ее населения.
Для решения проблемы выхода лесопромышленного комплекса из кризисного состояния и его последующего развития необходимы программные методы и государственная поддержка.
Такая потребность диктуется следующими мотивами:
не вырубаемые своевременно в достаточных объемах леса Республики Татарстан стареют, болеют, выпадают из лесосечного фонда, не принося экономике республики и ее жителям достаточной пользы;
накопившаяся с годами технологическая отсталость лесопиления и деревообработки в лесопромышленном комплексе республики привела к тому, что товарный выход продукции с куб.метра заготовленной древесины втрое ниже, чем в целом по Российской Федерации и в 4-5 раз по сравнению с передовыми предприятиями отрасли;
современное финансово-экономическое положение лесопромышленного комплекса Республики Татарстан, преобладание мягколиственных, низкотоварных лесов, а также действующий в стране рыночный механизм не позволяют эффективно и в приемлемые сроки решить проблемы лесной отрасли без мер государственной поддержки;
размещение лесов и предполагаемых пунктов их освоения и переработки древесины на территории большей части районов республики требует координации совместных действий республиканских и региональных органов власти, то есть решения проблемы программными методами.
Настоящая Программа должна стать общеотраслевым организационным документом для возрождения лесопромышленного комплекса в новых экономических условиях.
Программа включает в себя комплекс мер, обеспечивающих выход отрасли из кризисного состояния, стабилизацию, последующее развитие и выпуск всех видов продукции деревообработки на основе рационального лесопользования посредством рубок ухода, санитарных рубок и рубок главного пользования.
Стратегическим направлением структурной перестройки лесопромышленного комплекса принято опережающее развитие глубокой переработки древесины на основе использования новейших технологий и оборудования в районах основных лесозаготовок, исключающих излишнюю транспортировку сырья. Это позволит более полно и рационально использовать всю массу заготавливаемой древесины, включая малоценную, лиственную, дровяную и древесные отходы; получить качественную, конкурентоспособную на внутреннем и зарубежном рынках продукцию в виде строительного погонажа, клееных щитов и бруса из массива древесины для столярных изделий и мебельной промышленности, древесностружечных плит, листовой и гнутой фанеры, столярных изделий.
Для достижения структурных сдвигов в отраслях лесного комплекса, повышения качественных характеристик и конкурентоспособности продукции из древесины, социальной направленности, уменьшения экологического воздействия предприятий на окружающую среду, с учетом возможного потенциала материальных и финансовых ресурсов определены приоритеты развития отрасли лесного комплекса.
В лесозаготовительной промышленности и лесном хозяйстве:
создание стабильной базы развития лесозаготовок на основе непрерывного, неистощимого и рационального лесопользования, интенсификации ведения лесного хозяйства и своевременного восстановления продуктивных лесов на базе долговременной аренды участков лесного фонда;
развитие заготовки древесины по машинной, соответствующей лесоводственным требованиям, хлыстовой технологии;
внедрение и расширение использования сортиментной технологии заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования. Эта технология учитывает передовой опыт скандинавских стран и ориентирована на использовании вновь созданной отечественной техники;
снижение сезонности лесозаготовок за счет расширения строительства дорог круглогодового действия.
В лесопильно-деревообрабатывающей и мебельной промышленности:
техническое перевооружение существующих предприятий, создание новых узлов переработки древесины с использованием современных технологий, прогрессивного лесопильного и деревообрабатывающего оборудования; обеспечивающих переработку в высококачественную продукцию мягколиственной, тонкомерной и низкокачественной древесины;