Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 ноября 2004 г. N 505
"О Программе развития лесопромышленного комплекса
Республики Татарстан на период до 2010 года"

     

В целях обеспечения эффективного освоения лесных ресурсов Республики Татарстан, а также развития производств и технологий в деревообрабатывающей промышленности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития лесопромышленного комплекса Республики Татарстан на период до 2010 года.

2. Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан внести предложения в Кабинет Министров Республики Татарстан по развитию производств в лесопромышленном комплексе.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов


Программа развития
лесопромышленного комплекса Республики Татарстан
на период до 2010 года
(утв. постановлением КМ РТ от 24 ноября 2004 г. N 505)

1. Паспорт программы

Наименование
Программы

Программа развития лесопромышленного комплекса
ки Татарстан на период до 2010 года

Республи-

Основание для
разработки
Программы

Договор N 02ДЭ-19С на разработку Программы развития ле-
сопромышленного комплекса Республики Татарстан на период
до 2010 года от 23.05.2002 года

Государствен-
ный заказчик -
координатор
Программы

Министерство экономики и промышленности Республики Та-
тарстан,
Министерство экологии и природных ресурсов Республики
Татарстан

Основной раз-
работчик Прог-
раммы

ОАО "Волжско-Камский научно-исследовательский институт
лесной промышленности"
Соисполнители:
Казанская лесоустроительная экспедиция,
Марийский государственный технический университет

Цели и задачи
Программы

Разработка комплекса мер, обеспечивающих эффективное ос-
воение лесных ресурсов Республики Татарстан на основе
внедрения современных технологий, машин, механизмов и
оборудования на лесозаготовках и в деревообработке;
глубокая переработка древесины, в том числе низкокачест-
венной, и отходов;
развитие производства качественной продукции из древеси-
ны как для удовлетворения потребностей в ней населения
республики, так и для продажи в соседние регионы и на
экспорт

Сроки реализа-
ции Программы

2004-2010 годы

Перечень осно-
вных мероприя-
тий Программы

Обновление материально-технической базы лесозаготови-
тельного производства;
строительство лесовозных автодорог;
мероприятия по научно-техническому обеспечению Програм-
мы;
создание двух лесоперерабатывающих комплексов (Черем-
шанского и Альметьевского);
создание девяти деревообрабатывающих предприятий

Исполнители
Программы

Предприятия лесозаготовительной и деревообрабатывающей
отраслей;
научно-исследовательские и проектные организации (в час-
ти научно-технического обеспечения) лесопромышленного и
лесохозяйственного профиля;
администрации городов и районов Республики Татарстан

Система орга-
низации конт-
роля за испол-
нением Прог-
раммы

Контроль за исполнением Программы независимо от источни-
ков финансирования осуществляет государственный заказчик
- Министерство экологии и природных ресурсов Республики
Татарстан
Государственный заказчик ежегодно готовит доклад по реа-
лизации Программы и представляет его до 1 февраля следу-
ющего за отчетным года в Министерство экономики и про-
мышленности Республики Татарстан, которое с участием за-
интересованных министерств и ведомств, органов государс-
твенной власти в районах Республики Татарстан, а также
независимых экспертов до 1 марта представляет доклад о
ходе реализации Программы в Кабинет Министров Республики
Татарстан

Объемы и исто-
чники финанси

(млн.рублей)

рования Прог-
раммы

Наименование показателей

2004 г.

2005-
2010 гг.

Объем инвестиций за счет всех источ-
ников финансирования - всего

30

1000

В том числе:

собственные средства хозяйственных
структур

-

50

инвестиции коммерческих структур

30

950

Ожидаемые ко-
нечные резуль-
таты реализа-
ции Программы


Годовой финансовый эффект от внедрения программных ме-
роприятий - 754 млн.рублей.
Годовой объем лесозаготовок по республике - 1300
тыс.куб.метров, товарной продукции деревообрабатывающих
предприятий (в ценах 2002 г.) - 2,9 млрд.рублей в год;
численность промышленно-производственного персонала, за-
нятого в отрасли, - 6250 человек


Производство важнейших видов продукции

Наименование показателей

Ед. изм.

2002 г.

2007 г.

2010 г.

Заготовка древесины (по рубкам глав-
ного пользования)

тыс.куб.м

484

900

1300

Пиломатериалы сырые на продажу

тыс.куб.м

100

60

40

Строительный погонаж

тыс.куб.м

13,7

20

30

Клееные полуфабрикаты (мебельный и
столярный брус и щит) из древесины

тыс.куб.м

-

20

50

Фанера (без ОАО "Зеленодольский фа-
нерный завод" и АОР "НП "Поволжский
фанерно-мебельный комбинат" (далее -
ЗФЗ и ПФМК)

тыс.куб.м

2,5

12

37

Древесные плиты

тыс.куб.м

-

48

200

Столярные изделия (окна, двери, пар-
кет)

млн.рублей

2,6

50

80

Другие товары народного потребления

млн.рублей

70

75

80


2. Введение

2.1. Состояние проблемы и необходимость ее решения

     

Лесосырьевой потенциал Республика Татарстан представляет реальную основу для полноценного развития и функционирования лесопромышленного комплекса Республики Татарстан. Этот потенциал используется в настоящее время крайне неудовлетворительно.

Леса Татарстана занимают 1270,3 тыс.гектаров, или 17,2% территории. В них сосредоточено 168,76 млн.куб.метров древесины, из них запасы спелого и перестойного леса составляют 32 млн.куб.метров. Расчетная лесосека, определяющая научно-обоснованный размер рубки, с 01.01.96 г. установлена в объеме 1371,7 тыс.куб.метров, а объем лесозаготовок составляет не более 40% от установленной нормы пользования.

Преобладающими породами являются осина, запас которой составляет 10,6 млн.куб.метров, береза - 6,35 млн.куб.метров, дуб - 1,45 млн.куб.метров, липа - 1,18 млн.куб.метров, и сосна - 0,57 млн.куб.метров.

Запасы древесины основных пород (осины, березы, дуба) распределены по трем регионам (схема 1):



первый район расположен между Волгой, Камой и Вяткой ("Междуречье") (2517 тыс.куб.метров (14,4%));

второй - между Камой и Волгой ("Закамье") (13873 тыс.куб.метров (79,4%));

третий - за Волгой ("Заволжье") (1073 тыс.куб.метров (6,2%))

При этом в лесах Междуречья расчетная лесосека осваивается полностью, а в Закамье, где сосредоточены три четверти всех запасов древесины, - лишь на 16%.

Существующий лесопромышленный комплекс республики можно подразделить на 3 основные группы:

крупные деревообрабатывающие и мебельные предприятия - Зеленодольский район;

лесозаготовительные и деревообрабатывающие производства в лесхозах;

все остальные деревообрабатывающие и мебельные предприятия, находящиеся в г.Казани и других населенных пунктах республики. Крупные лесоперерабатывающие предприятия республики - ПФМК и ЗФЗ, используя благоприятную конъюнктуру по сбыту фанеры, обеспечивая необходимое качество продукции, добились выхода на рынки дальнего зарубежья и реализуют на экспорт - до 90% и 85% соответственно производимой фанеры. На ПФМК, кроме фанеры, в широком ассортименте производятся мебельные заготовки и мебель, более 80% которых реализуются в дальнем зарубежье.

Эти предприятия сегодня являются своего рода флагманами деревообрабатывающей промышленности республики. Их технико-экономическое состояние вполне благополучно.

Вторая часть лесоперерабатывающего комплекса Республики Татарстан сосредоточена в более чем тридцати лесхозах, которые являются главными лесозаготовителями (до 600 тыс.куб.метров, что составляет около 40% расчетной лесосеки).

Третья группа предприятий лесопромышленного комплекса - многочисленные мелкие и средние деревообрабатывающие и мебельные предприятия в Казани и других городах республики практически не вносят заметного вклада в освоение лесов республики, т.к. предпочитают работать на качественном привозном сырье преимущественно хвойных пород.

Имевшийся в доперестроечные годы стабильный дефицит на пиломатериалы и изделия из древесины не создавал на внутреннем рынке благоприятных условий для развития лесопиления и деревообработки в лесхозах. Проблема реализации отсутствовала, распродавалась вся продукция, даже не всегда высокого качества.

С развитием рыночных отношений ситуация стала резко меняться. В республику хлынул поток лесопродукции из соседних областей, на местах, да и в самой Казани, появились множество мелких фирм, выпускающих высококачественную продукцию, иногда по европейским стандартам (строительный погонаж, окна, двери, мебель и др.), большей частью из привозного сырья с использованием зарубежных технологий и оборудования.

Продукция лесхозов, за исключением срубов и некоторых товаров народного потребления, в производстве которых лесхозы являлись монополистами, оказалась в разряде недорогой сравнительно невысокого качества.

Причины этого следующие:

незначительные объемы хвойных лесонасаждений;

низкое качество исходного сырья (перестойные и фаутные леса мягколиственных пород);

неудовлетворительное качество распиловки на лесопильных рамах устаревших конструкций;

отсутствие или некачественная сушка пиломатериалов в сушильных камерах, не имеющих аппаратуры и средств регулирования процессом сушки;

изношенность деревообрабатывающего станочного парка, неудовлетворительное состояние инструмента;

отсутствие современных технологий (например, производства фанеры, ДСП, клееных изделий) и оборудования, обеспечивающих производство высококачественной продукции при условии максимального использования биомассы древесины.

Выход товарной продукции с куб.метра заготовленной древесины весьма низок и составляет в среднем по лесхозам республики чуть больше 400 рублей. Между тем "глубокая" переработка с максимальным использованием для получения товарной продукции всей биомассы древесины позволила, например, Волжскому деревообрабатывающему комбинату "Заря" получать с куб.метра сырья товарную продукцию на сумму свыше 2000 рублей, а ПФМК и ЗФЗ - до 3000 рублей.

Износ основных производственных фондов в лесхозах приблизился к 60% - порогу, за которым начинается физическое уничтожение производственного потенциала.

Современная структура лесопромышленного производства в лесхозах Республики Татарстан, используемые технологии и оборудование безнадежно устарели. Значительная часть лесоматериалов (свыше 50%) реализуется в круглом виде или сырыми необрезными пиломатериалами.

Прибыль, остающаяся в распоряжении лесхозов, не обеспечивает им не только возможности обновления производства, но и поддержания его на достигнутом уровне.

Кредиторская задолженность лесхозов по зарплате в лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности на 01.01.2003 года составила 8 млн.рублей, по оплате единого социального налога - 14,5 млн.рублей.

Незначительно улучшается социально-экономическое положение работников лесных поселков, работающих в лесопромышленном комплексе.

Так, средняя зарплата в лесопромышленном комплексе лесхозов в 2002 г. составила 1826 рублей, что в 1,6 раза меньше по сравнению с крупными (ЗФЗ, ПФМК) деревообрабатывающими предприятиями.

Работающие в лесопромышленном комплексе лесхозов не обеспечены нормативными бытовыми удобствами: водопроводом, канализацией и др. - по сравнению с работниками нефтяной отрасли.

Если негативные процессы, которые происходят в отрасли (в лесах республики), не будут приостановлены, то увеличения объемов лесопромышленного производства и улучшения социально-экономического положения жителей лесных поселков не произойдет.

Достаточные возобновляемые лесные ресурсы, имеющийся в республике значительные научно-производственные и технические средства, обширный внутренний, российский и зарубежный рынки создают потенциальные возможности иметь в Республике Татарстан развитый лесопромышленный комплекс, отвечающий уровню передовых стран, который способен внести достойный вклад в развитие народного хозяйства республики, повышение социально-экономического уровня определенной части ее населения.

Для решения проблемы выхода лесопромышленного комплекса из кризисного состояния и его последующего развития необходимы программные методы и государственная поддержка.

Такая потребность диктуется следующими мотивами:

не вырубаемые своевременно в достаточных объемах леса Республики Татарстан стареют, болеют, выпадают из лесосечного фонда, не принося экономике республики и ее жителям достаточной пользы;

накопившаяся с годами технологическая отсталость лесопиления и деревообработки в лесопромышленном комплексе республики привела к тому, что товарный выход продукции с куб.метра заготовленной древесины втрое ниже, чем в целом по Российской Федерации и в 4-5 раз по сравнению с передовыми предприятиями отрасли;

современное финансово-экономическое положение лесопромышленного комплекса Республики Татарстан, преобладание мягколиственных, низкотоварных лесов, а также действующий в стране рыночный механизм не позволяют эффективно и в приемлемые сроки решить проблемы лесной отрасли без мер государственной поддержки;

размещение лесов и предполагаемых пунктов их освоения и переработки древесины на территории большей части районов республики требует координации совместных действий республиканских и региональных органов власти, то есть решения проблемы программными методами.

Настоящая Программа должна стать общеотраслевым организационным документом для возрождения лесопромышленного комплекса в новых экономических условиях.


2.2. Стратегия структурной перестройки лесопромышленного
комплекса, сроки реализации Программы

     

Программа включает в себя комплекс мер, обеспечивающих выход отрасли из кризисного состояния, стабилизацию, последующее развитие и выпуск всех видов продукции деревообработки на основе рационального лесопользования посредством рубок ухода, санитарных рубок и рубок главного пользования.

Стратегическим направлением структурной перестройки лесопромышленного комплекса принято опережающее развитие глубокой переработки древесины на основе использования новейших технологий и оборудования в районах основных лесозаготовок, исключающих излишнюю транспортировку сырья. Это позволит более полно и рационально использовать всю массу заготавливаемой древесины, включая малоценную, лиственную, дровяную и древесные отходы; получить качественную, конкурентоспособную на внутреннем и зарубежном рынках продукцию в виде строительного погонажа, клееных щитов и бруса из массива древесины для столярных изделий и мебельной промышленности, древесностружечных плит, листовой и гнутой фанеры, столярных изделий.

Для достижения структурных сдвигов в отраслях лесного комплекса, повышения качественных характеристик и конкурентоспособности продукции из древесины, социальной направленности, уменьшения экологического воздействия предприятий на окружающую среду, с учетом возможного потенциала материальных и финансовых ресурсов определены приоритеты развития отрасли лесного комплекса.

В лесозаготовительной промышленности и лесном хозяйстве:

создание стабильной базы развития лесозаготовок на основе непрерывного, неистощимого и рационального лесопользования, интенсификации ведения лесного хозяйства и своевременного восстановления продуктивных лесов на базе долговременной аренды участков лесного фонда;

развитие заготовки древесины по машинной, соответствующей лесоводственным требованиям, хлыстовой технологии;

внедрение и расширение использования сортиментной технологии заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования. Эта технология учитывает передовой опыт скандинавских стран и ориентирована на использовании вновь созданной отечественной техники;

снижение сезонности лесозаготовок за счет расширения строительства дорог круглогодового действия.

В лесопильно-деревообрабатывающей и мебельной промышленности:

техническое перевооружение существующих предприятий, создание новых узлов переработки древесины с использованием современных технологий, прогрессивного лесопильного и деревообрабатывающего оборудования; обеспечивающих переработку в высококачественную продукцию мягколиственной, тонкомерной и низкокачественной древесины;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»