В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить с 1 января 2005 года прилагаемые:
Положение о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан;
максимально допустимые уровни роста платежа населения за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от доходов семьи;
социальные нормы площади жилья для населения, применяемые при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
предельные объемы потребления услуг для населения и предельные ставки, применяемые при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
2. Рекомендовать кредитно-банковским учреждениям производить обслуживание и учет операций по счетам граждан для осуществления ежемесячных выплат субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг без взимания комиссионных сборов в соответствии с договорами, заключенными с Министерством социальной защиты Республики Татарстан.
3. Рекомендовать администрациям районов и городов Республики Татарстан обеспечить создание необходимых условий для приема граждан в органах социальной защиты организацию приема заявлений одиноко проживающих пенсионеров по месту их проживания и проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации, профессиональных союзах и объединениях работников.
4. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 августа 2003 г. N 438 "О предоставлении адресных жилищно-коммунальных субсидий в Республике Татарстан".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство социальной защиты Республики Татарстан и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок и условия предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - ЖКУ) в Республике Татарстан.
1.2. Решения о предоставлении субсидий принимаются территориальными органами социальной защиты (далее - органы социальной защиты).
1.3. Действие настоящего Положения распространяется на следующие виды субсидий:
субсидии отдельным категориям граждан, имеющим право на скидку в оплате ЖКУ в соответствии с законодательством (далее - субсидии-льготы);
субсидии, предоставляемые в соответствии с республиканским стандартом максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи (далее - субсидии по малообеспеченности);
субсидии, предоставляемые в соответствии с максимально допустимым уровнем роста платежа населения за ЖКУ в зависимости от доходов семьи (далее - субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ).
2.1. Субсидии по малообеспеченности и субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ предоставляются:
а) нанимателю жилого помещения по договору социального найма;
б) нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;
в) члену жилищного, жилищно-строительного кооператива;
г) собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), в том числе члену товарищества собственников жилья;
д) гражданину, проживающему в общежитии, относящемся к жилищному фонду независимо от формы собственности.
Субсидии по малообеспеченности и субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ предоставляются указанным гражданам Российской Федерации и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей, имеющим гражданство Российской Федерации.
Субсидии-льготы предоставляются гражданам, имеющим право на скидку в оплате ЖКУ, по месту постоянного жительства в соответствии с законодательством.
2.2. Граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими и юридическими лицами) частного жилищного фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде независимо от формы собственности, не имеют права на получение субсидии по малообеспеченности и субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ.
2.3. Гражданам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ на момент подачи заявления о предоставлении субсидии, субсидии по малообеспеченности и субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ назначаются в случае заключения соглашения с управляющей компанией о реструктуризации задолженности.
Соглашение о реструктуризации задолженности заключается сроком на 6 месяцев на полную сумму долга заявителя на момент подачи заявления. Платежи по соглашению распределяются равными долями в течение срока действия соглашения. Заявитель обязан ежемесячно вносить указанные в соглашении суммы.
Копия соглашения направляется управляющей компанией в орган социальной защиты.
2.4. Для получения субсидий граждане, указанные в пункте 2.1 настоящего Положения (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством, представляют в орган социальной защиты по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление о предоставлении субсидии;
б) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии (при определении права на получение субсидии по малообеспеченности и субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ);
в) копии документов, подтверждающих право заявителя на субсидии-льготы;
г) паспорт, свидетельство о рождении;
Орган социальной защиты в присутствии заявителя формирует на основе использования интегрированных информационных технологий следующие документы:
а) документы о составе семьи заявителя;
б) документы, содержащие сведения о суммах платежей за ЖКУ, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по оплате ЖКУ.
Документы подписываются заявителем и заверяются представителями органа социальной защиты в присутствии заявителя.
В случае определения права на получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг одиноко проживающих пенсионеров формирование заявления о предоставлении субсидий производится органом социальной защиты на основе использования интегрированных информационных технологий. Заявление заверяется представителем органа социальной защиты и подписывается заявителем по месту проживания.
В 2005 году назначение субсидий производится с 1 января 2005 года при условии обращения заявителя в установленном порядке до 15 февраля 2005 года.
2.5. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений, а также документов, в которых они содержатся. Представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. В заявлении о предоставлении субсидии по малообеспеченности и субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ должно быть изложено согласие заявителя и членов его семьи на проверку органом социальной защиты в налоговых, таможенных и других органах и организациях представленных сведений о доходах.
2.6. Выдача документов (копий документов), необходимых для получения субсидии, осуществляется соответствующими органами (организациями) без взимания платы. Указанные органы (организации) несут ответственность за своевременность представления и достоверность содержащихся в этих документах сведений в соответствии с законодательством.
2.7. Орган социальной защиты при получении документов, предусмотренных в пункте 2.4 настоящего Положения, в срок не позднее 10 дней принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, определяет размер субсидии по малообеспеченности, предельный размер субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ. Решение оформляется документально и доводится до заявителя.
2.8. Действие (бездействие) органа социальной защиты, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с назначением компенсационных выплат, пособий и оказанию адресной социальной помощи населению администрации района (города) или в суд.
2.9. Получатель субсидии по малообеспеченности и (или) субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ обязан в течение 15 дней сообщить в орган социальной защиты об изменении доходов членов семьи. Обязанность представления сведений об изменении доходов возникает в отношении:
а) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход выше прожиточного минимума, если:
доход увеличился более чем на 20 процентов - при назначении субсидий по малообеспеченности;
изменение величины дохода влечет за собой перемещение между группами, фиксирующими значения максимально допустимого уровня роста платежа населения за ЖКУ в зависимости от доходов семьи (согласно утвержденным Максимально допустимым уровням роста платежа населения за жилищно-коммунальные услуги) - при назначении субсидий на ограничение роста платежа за ЖКУ;
б) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, если этот доход увеличился до величины, равной или превышающей прожиточный минимум.
В случае, если получатель субсидии не выполнил указанные требования без уважительной причины, неосновательно перечисленные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущих субсидий, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет Республики Татарстан. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску органа социальной защиты взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Оповещение органа социальной защиты об изменении доходов членов семьи является основанием для перерегистрации права получения субсидии на новый срок.
2.10. Органы социальной защиты вправе проверять представленные заявителем сведения путем направления официальных запросов в:
государственные внебюджетные фонды;
налоговые и таможенные органы;
органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения;
другие органы и организации.
2.11. Органы социальной защиты формируют в отношении каждого заявителя дело, в которое включают документы, указанные в пунктах 2.4 и 2.7 настоящего Положения (далее - персональное дело). Документы на бумажных и электронных носителях подлежат хранению в течение не менее 3 лет. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
2.12. Органы социальной защиты и их должностные лица несут ответственность за распространение и незаконное использование конфиденциальной информации, ставшей известной им в связи с решением вопроса о предоставлении субсидий.
2.13. Субсидии по малообеспеченности и субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ предоставляются на 6 месяцев.
Субсидия по малообеспеченности и субсидия на ограничение роста платежа за ЖКУ одиноким неработающим пенсионерам, а также одиноким супружеским парам из числа неработающих пенсионеров назначаются без ограничения срока выплаты субсидий с перерасчетом при изменении размеров пенсий на основе использования интегрированных информационных технологий.
В случае изменения обстоятельств, влияющих на срок выплаты субсидий (трудоустройство, изменение состава семьи), одинокий неработающий пенсионер (одинокая супружеская пара) обязан(а) своевременно сообщить об этом в территориальный орган социальной защиты.
2.14. Назначение субсидий производится с месяца обращения гражданина с представлением всех необходимых документов.
При представлении заявителем документов, предусмотренных в пунктах 2.4 настоящего Положения, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
В 2005 году назначение субсидий производится с 1 января 2005 года при условии обращения заявителя в установленном порядке до 15 февраля 2005 года.
2.15. Начисленные суммы субсидий, причитавшиеся гражданину к выплате и оставшиеся не полученными в текущем месяце в связи с его смертью, выплачивается органом социальной защиты по заявлению члена (членов) его семьи, который(ые) проживал(и) с ним совместно на день его смерти, если обращение за неполученными суммами субсидий последовало не позднее шести месяцев со дня смерти гражданина. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами субсидий причитающиеся им суммы субсидий делятся между ними поровну.
Выплата неполученной суммы субсидий заявителю (заявителям) производится по истечении шести месяцев со дня смерти гражданина.
В случае отказа от получения сумм субсидий другими членами семьи она может быть выплачена заявителю до истечения шестимесячного срока
3.1.1. Начисление субсидии производится помесячно, при этом в расчет принимаются виды и размеры платежей, начисляемые получателю субсидии за предыдущий месяц.
3.1.2. При определении размера субсидий гражданам, проживающим в жилищном фонде независимо от формы собственности, расходы на оплату жилья исчисляются, исходя из установленных в соответствии со стандартами оплаты ЖКУ цен на содержание и ремонт жилья для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищных фондах, а в отношении нанимателей по договору социального найма - также с учетом размера платы за наем жилого помещения.
3.1.3. При использовании одной семьей для отопления жилого помещения двух и более видов топлива (газ, различные виды твердого топлива или иного топлива) при исчислении расходов на оплату коммунальных услуг принимается к расчету стоимость газа.
3.1.4. При изменении цен и тарифов, а также условий и порядка предоставления субсидий в Республике Татарстан перерасчет размеров субсидий производится органом социальной защиты без истребования у получателей субсидий каких-либо документов.
В случае наступления событий, указанных в пункте 2.9 настоящего Положения, перерасчет размера субсидии производится при представлении получателем субсидии соответствующих документов или получении органом социальной защиты от соответствующих органов (организаций) информации (документов) об этих событиях.
Сведения о перерасчете субсидии помещаются в персональное дело.
3.1.5. Предоставление субсидии на оплату приобретения твердого топлива (при наличии печного отопления) производится в пределах установленного норматива потребления не более двух раз в год при предъявлении счетов-фактур на оплату приобретения и доставки твердого топлива.
При определении размера субсидий используется цена твердого топлива, установленная решением администрации города (района) Республики Татарстан.
3.1.6. Совокупный размер всех видов субсидий, рассчитанный в пределах установленных социальных нормативов, не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг, исчисляемых в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставляемой гражданам по состоянию здоровья, нормативов потребления коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, включая газ в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, отопление, приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) и вывоза бытовых отходов.
3.2.1. Размер субсидии-льготы отдельному члену семьи, имеющему право на указанную субсидию, рассчитывается по формуле:
n
L = Сумма ЭОТi х Vi х Сi / 100, где:
i = 1
L - размер субсидии-льготы на оплату ЖКУ на одного человека (в рублях);
ЭОТi - экономически обоснованный тариф ЖКУ, утверждаемый в установленном порядке;
Vi - объем потребления ЖКУ. Объем потребления по каждой ЖКУ определяется, исходя из общего расхода семьи, в равной мере отнесенного на каждого члена семьи. При определении размера субсидии-льготы гражданам, оплачивающим электрическую и тепловую энергию, воду и сетевой газ по показаниям приборов учета, используется фактическое значение объема потребления ЖКУ. В случаях превышения величины фактического потребления над установленными социальными нормативами используется нормативное значение, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. При превышении установленных значений социальной нормы площади жилья над фактической величиной жилой площади в расчетах используется фактическая величина жилой площади;