Модернизация жилищного фонда, внедрение альтернативных локальных источников тепловой энергии приведут к снижению потребности в тепловой энергии и в ремонте и модернизации некоторых котельных и тепловых сетей.
Тем самым общая потребность в финансовых средствах на модернизацию ЖКК может быть частично компенсирована затратами на модернизацию жилищного фонда. Снижение потребности в бюджетном финансировании Программы может быть учтено при формировании бюджетов на соответствующий год в период реализации Программы.
Недоремонт жилищного фонда к концу 2004 г. по предварительным расчетам составит в объеме 6,5 млрд.руб. Затраты на капитальный ремонт жилищного фонда с 2005 г. рассчитаны исходя из федерального стандарта 2,6 рубля на 1 кв.м общей площади в месяц с учетом инфляции, за 7 лет они составят 10213 млн.руб.
Предполагается увеличить удельный вес выполнения комплексного капитального ремонта в городах и населенных пунктах, имеющих относительно старый жилищный фонд (города Казань, Чистополь, Бугульма), до 20-30% в общем объеме капитального ремонта жилищного фонда.
Применение долговечных строительных материалов и элементов инженерных систем (полимерные трубы и др.), использование современных технологий при производстве капитального ремонта позволят на момент завершения программы не только довести до нормативного уровня, но и увеличить срок эксплуатации жилых домов и межремонтный срок жилых зданий от 30 до 50 лет, снизив при этом эксплуатационные затраты до 70%, а также минимизировать аварийность жилищного фонда.
Плоские крыши жилых домов до 5 этажей, особенно с невентилируемыми чердачными помещениями, планируется реконструировать на скатные крыши, с надстройкой дополнительных этажей или мансард. При этом срок службы кровель увеличивается с 7-10 до 30 и более лет, создается дополнительная жилая площадь, реализация которой покрывает затраты на ремонт кровель.
В период выполнения Программы предполагается произвести замену 6,6 млн.кв.м кровельного покрытия по современным технологиям. Например, замена существующих мягких кровель (срок службы 10 лет) на кровли из полимерных материалов (срок службы 18-20 лет) или плоских крыш на скатные (срок службы 30 и более лет) позволит продлить срок службы кровель в два раза, экономический эффект при этом составит около 2 млрд.рублей.
Использование таких современных технологий, как утепление наружных стен жилых домов на основе передовых изоляционных и ограждающих материалов, позволит продлить срок службы зданий на 30 и более лет.
В период реализации Программы предполагается произвести замену более 11,0 млн.пог.м внутридомовых инженерных сетей холодного и горячего водоснабжения, отопления. Только за счет применения полимерных и металлополимерных труб межремонтный срок увеличивается втрое.
Направление в соответствии с настоящей Программой на реконструкцию и модернизацию жилых домов 5,48 млрд.руб. позволит модернизировать около 600 жилых домов.
Модернизация жилых домов при проведении работ по капитальному ремонту позволит улучшить технические параметры конструктивных элементов зданий. Кроме этого, проведение капитального ремонта жилищного фонда является одним из основных требований граждан по повышению качества предоставляемых услуг.
Финансирование на пополнение аварийного запаса из бюджета Республики Татарстан рассчитано с учетом инфляции.
Однако для объектов водо-, теплоснабжения уровень инфляции компенсируется снижением износа (за счет проводимой модернизации и реконструкции), а значит - снижением числа аварийных ситуаций. Для жилищного фонда аварийно-технический запас используется в основном на ликвидацию аварий вследствие климатических особенностей современного периода - ежегодно увеличивается число природных стихийных бедствий (ураганов, смерчей), в результате которых происходит разрушение жилых домов (срыв кровельного покрытия, смещение крышных конструкций), особенно в сельской местности. Кроме того, современные зимы, в отличие от предыдущих, имеют множество оттепелей и замораживаний, что является одной из причин недолговечности многих кровельных покрытий и фасадных отделок. Поэтому прогнозируется увеличение объемов финансирования на ликвидацию аварийных ситуаций в жилищном фонде.