Действующий

Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы (с изменениями на 18 июля 2005 г., 5 августа 2008 г., 29 июня 2009 г., 24 декабря 2009 года)

3. Мероприятия по реализации основных задач

    

В области реформирования ЖКК для реализации основных задач Программы необходимо:

3.1. Сформировать многообразие собственников в жилищной сфере, в том числе путем создания товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества, включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, что является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья путем:

содействия формированию ТСЖ в существующем жилищном фонде; пропаганды ТСЖ как эффективного способа управления собственностью в жилищной сфере в средствах массовой информации;

упрощения и удешевления процедуры регистрации ТСЖ;

предоставления налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством;

как правило, организации ТСЖ на этапе нового строительства, если возводимое жилье предполагается реализовывать различным собственникам;

предоставления земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества;

передачи в управление ТСЖ объектов нежилого фонда, находящихся в государственной и муниципальной собственности и входящих в состав комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома, предоставления информации об арендаторах и собственниках нежилых помещений, находящихся в границах комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома;

организации обучения членов правлений ТСЖ, специалистов для ТСЖ, профессиональных управляющих жилищным фондом;

направления не менее 15% от объема денежных средств, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан, на реконструкцию и модернизацию жилищного фонда с учетом ликвидации его недоремонта, в том числе жилищного фонда ТСЖ;

проведения расчетов населения, в том числе собственников помещений в многоквартирных домах, состоящих в ТСЖ, с поставщиком электроэнергии по общему счетчику по тарифам для населения со скидкой 12,5%, а при наличии в ТСЖ раздельного учета расхода электрической энергии - по дифференцированной двухтарифной системе расчетов: в часы ночного минимума нагрузок (с 23.00 ч. до 7.00 ч.) - по тарифу, составляющему 25% от уровня действующего тарифа для населения, в остальное время суток - по полному тарифу, с учетом 12,5%-ной скидки;

создания Республиканской межведомственной комиссии по развитию самоуправления в жилищной сфере;

определения администраций районов и городов центрами ответственности за организацию деятельности по формированию комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома, образованию и поддержке ТСЖ, общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по избранию способов управления комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома, в которых более 50% площади помещений находятся в частной собственности, создание консультативно-информационных центров и методических кабинетов по обмену опытом деятельности ТСЖ.

Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан совместно с администрациями районов и городов и органами местного самоуправления организовать обучение членов правлений ТСЖ, специалистов для ТСЖ и профессиональных управляющих жилищным фондом, готовых предложить свои услуги по управлению комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома.

3.2. Демонополизировать обслуживание жилищного фонда и сформировать рынок услуг путем:

разделения функций заказчика и подрядчика жилищно-коммунальных услуг и передачи их самостоятельным хозяйствующим субъектам; демонополизации и разгосударствления служб заказчика и подрядчика.

Выбор способа управления недвижимостью в жилищной сфере и обслуживающей организации является исключительной прерогативой собственника (нанимателя).

Исходя из того, что значительная часть жилищного фонда в настоящее время находится в государственной (и муниципальной) собственности, управляющие компании должны учреждаться при поддержке государства и муниципальных образований, при непосредственном участии в этом и ТСЖ.

Однако в процессе реформирования необходимо создать условия для привлечения организаций различных форм собственности в указанную сферу деятельности, сократив вмешательство государственных органов управления в деятельность управляющих организаций.

Качественному улучшению деятельности по управлению жилищной сферой будет способствовать переход на профессиональное управление на конкурсной основе, делегирование собственником жилищного фонда на конкурсной основе функций управления и обслуживания недвижимости жилищным организациям.

Система управления ЖКК рассматривается как трехуровневая:

собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;

заказчики жилищно-коммунальных услуг;

подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг;

формирования службы заказчика (управляющей компании) как субъекта рыночных отношений, которая должна быть максимально ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.

Основными задачами службы заказчика являются:

выбор подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;

заключение договоров с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг нормативного количества, качества и стоимости;