Одной из наиболее разработанных и проверенных составляющих механизма реализации Программы является система общего образования республики, имеющая разветвленную инфраструктуру. Системы среднего и высшего профессионального образования в настоящее время ограничиваются координацией на уровне общественных советов руководителей учебных заведений. Укрепление и усовершенствование данной составляющей, вывод ее на новый уровень предполагают:
обеспечение изучения государственных языков в общеобразовательных учреждениях республики;
обеспечение преемственности в преподавании татарского языка в дошкольных учреждениях, а также в учреждениях общего и профессионального образования;
продолжение работы по расширению сети учебно-воспитательных учреждений, в которых воспитание и обучение ведутся на родном языке, и созданию классов с углубленным изучением татарского или (и) русского языков;
дальнейшую разработку и внедрение типовых учебных моделей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
ориентацию на формирование двуязычия в системе среднего и высшего профессионального образования, что даст возможность подготовки специалистов высокой степени языковой адаптации и конкурентоспособности на рынке профессиональной деятельности;
разработку и внедрение школьного курса татарского языка как родного с акцентом на расширение коммуникативной компетенции учащихся и глубокое усвоение литературных норм татарского языка;
качественное обновление содержания и методов преподавания татарского языка как неродного, укрепление учебно-методической и учебно-материальной базы преподавания татарского языка как государственного языка Республики Татарстан;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей татарского языка для Республики Татарстан;
улучшение качества преподавания русского языка в средней и высшей школе;
совершенствование работы по подготовке и изданию учебников русского языка для татарских школ, адаптированных к социально-культурным условиям республики;
координацию системы и содержания обучения государственным языкам Республики Татарстан;
содействие (совместно с соответствующими ведомствами субъектов Российской Федерации) обновлению содержания и методов обучения в учебных заведениях, где преподавание ведется на языках представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан;
укрепление учебно-материальной базы преподавания языков представителей народов, компактно проживающих в Республике Татарстан;
укрепление учебно-методической и учебно-материальной базы преподавания татарского языка за пределами Республики Татарстан;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров для учебных заведений с татарским языком обучения за пределами республики;
создание сети бесплатных курсов обучения государственным языкам Республики Татарстан не владеющих ими граждан.
Общими для всей системы образования республики в области изучения языков должны стать создание учебных программ нового поколения, разработка, поиск новых современных методов преподавания, оригинального иллюстративного материала и наглядных пособий, включая аудиовизуальные средства.