К основным социальным институтам, которые оказывают воздействие на языковые и межъязыковые процессы, относятся сферы образования, науки, права, семьи. Активизация и объединение позитивного потенциала указанных институтов образуют единый комплексный механизм реализации поставленных целей и задач.
Соответственно, можно выделить основные составляющие этого механизма:
нормативно-правовое обеспечение;
организационно-структурное обеспечение;
координация и организация научных исследований;
продолжение изучения языков в образовательной системе;
национально-языковая среда семьи;
институт общественного мнения;
ресурсное обеспечение.
В настоящее время эти составляющие действуют с разной степенью эффективности в силу их собственной готовности и адекватности целям и задачам Программы. Их работоспособность, в первую очередь, зависит от форм организационного обеспечения.