Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемые территориальные строительные нормы Республики Татарстан (ТСН-12-320-2003) "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов".
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Территориальные строительные нормы Республики Татарстан "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов" (далее - ТСН) разработаны Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Республики Татарстан, Казанской государственной архитектурно-строительной академией в целях защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства.
Необходимость разработки и принятия данных норм обусловлена тем, что СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" предназначен в основном для централизованного бюджетного строительства и не учитывает новые экономические отношения в инвестиционно-строительной деятельности в условиях действующих федерального и республиканского законодательств.
Главная задача ТСН - установление общих принципов объективной, независимой и всесторонней оценки соответствия законченных строительством объектов требованиям проекта, градостроительной документации и нормативных документов, готовности объектов к нормальной эксплуатации, а также упорядочение процедур их приемки, ввода и документирования.
ТСН основаны на методе комиссионной проверки соответствия законченных строительством объектов утвержденной в установленном порядке проектной документации и требованиям нормативных документов.
В основе данных ТСН лежит схема, согласно которой законченный строительством объект принимается от подрядчика заказчиком-инвестором в соответствии с договором подряда рабочей комиссией, формируемой заказчиком-инвестором для комплексной проверки готовности законченного строительством объекта к предъявлению его приемочной комиссии. Далее принятый приемочной комиссией и подготовленный заказчиком к эксплуатации объект под контролем органов государственного надзора и с участием органов местного самоуправления вводится в эксплуатацию.
1.1. Настоящие ТСН о приемке и вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов устанавливают порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных новым строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением (далее - строительством) объектов производственного и непроизводственного назначения, инженерных коммуникаций и сооружений на них, новым строительством и реконструкцией автомобильных дорог и их участков (пусковых комплексов), мостов, путепроводов, объектов придорожного сервиса и других дорожных сооружений независимо от источников финансирования и форм собственности.
1.2. Железные дороги, автомобильные дороги федерального значения, мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и объекты сельскохозяйственного водоснабжения и другие объекты со специфическими условиями функционирования, производства продукции и оказания услуг принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными (отраслевыми) документами, согласованными с Госстроем России. В приемке таких объектов по своему усмотрению могут принимать участие представители органов местного самоуправления городов и районов.
1.3. Объекты систем газораспределения принимаются в эксплуатацию по правилам СНиП 42-01. При этом акт приемки для отдельно возводимых объектов газораспределения является окончательным, а для объектов систем газораспределения, входящих в состав здания или сооружения, включается в состав приемо-сдаточной документации по этому зданию или сооружению.
1.4. Объекты военной инфраструктуры или подобного специального назначения, а также все здания и сооружения, расположенные в зонах военных объектов или иных зонах режимных территорий, принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными документами Министерства обороны Российской Федерации и иных соответствующих ведомств.
1.5. Положения настоящего документа обязательны для органов государственной власти и надзора, а также предприятий, организаций и физических лиц независимо от форм собственности и принадлежности, участвующих в строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию объектов на территории Республики Татарстан.
В настоящих ТСН использованы ссылки на следующие документы:
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
СНиП 11-05-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы".
ГОСТ Р 51872-2002 "Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения".
СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов".
СНиП II-03-79* "Строительная теплотехника".
СНиП 2.05.03-84 "Мосты и трубы".
СНиП 3.06.07-86 "Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний".
3.1. В настоящих ТСН применены термины в соответствии со СНиП 10-01 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", а также их определения, используемые в федеральных законах, приказах Госстроя Российской Федерации:
3.1.1. Инвестор - единое юридическое или физическое лицо, осуществляющее от своего имени или группы юридических (физических) лиц - вкладчиков вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций на строительство объекта в объеме полного его инвестирования, а также обеспечивающее их целевое использование.
3.1.2. Вкладчик - юридическое или физическое лицо, передающее инвестору на договорных условиях собственные, заемные или привлеченные средства в качестве доли для формирования инвестиций на строительство объекта.
3.1.3. Заказчик - инвестор или другое, уполномоченное инвестором, лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта по строительству и подготовке к вводу в эксплуатацию объекта за счет средств инвестора с привлечением подрядчика на основе договора подряда для выполнения строительно-монтажных и других работ.
3.1.4. Застройщик - юридическое или физическое лицо, владеющее на правах собственности или аренды участком земли и принявшее решение о реализации программы строительства на нем объекта (комплекса объектов), определяющее методы финансового обеспечения и строительства и осуществляющее координацию работ по реализации программы строительства объекта.
3.1.5. Подрядчик - юридическое или физическое лицо, принимающее на себя по договору подряда обязательство своими силами (в объеме не менее 75%) и под свою ответственность выполнить строительно-монтажные работы и другие услуги, обеспечивающие полную реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта.
3.1.6. Генеральный подрядчик - подрядчик, привлекающий на договорной основе субподрядчиков к выполнению специальных работ при реализации инвестиционного проекта по строительству объекта и имеющий лицензию на выполнение этих функций.
3.1.7. Эксплуатирующая организация (пользователь объекта) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее на правах собственности или по поручению собственника (инвестора) эксплуатацию объекта.
3.1.8. Объект - предусмотренный утвержденной в установленном порядке проектной документацией комплекс зданий и сооружений, отдельное здание или сооружение либо его автономная часть в составе, обеспечивающем их самостоятельную эксплуатацию по назначению в соответствии с требованиями нормативных документов.
3.1.9. Законченный строительством объект - объект, на котором выполнены и приняты в соответствии с требованиями проекта и нормативных документов все строительно-монтажные работы, а также пусконаладочные и другие работы по подготовке его к вводу в эксплуатацию.
3.1.10. Реконструкция - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир или других помещений, строительного объема, общей площади здания, вместимости, мощности, пропускной способности или назначения объекта недвижимости).
3.1.11. Приемка законченного строительством объекта или пускового комплекса - комиссионная проверка и документальное подтверждение готовности объекта к вводу в эксплуатацию, оценка соответствия законченных строительством объектов требованиям проекта, градостроительной документации и нормативных документов.
3.1.12. Рабочая комиссия - временный коллегиальный орган, назначаемый заказчиком в целях комплексной проверки готовности законченного строительством объекта к предъявлению приемочной комиссии.
3.1.13. Приемочная комиссия - временный коллегиальный орган, созданный из представителей организаций, уполномоченных принимать решение о соответствии законченного строительством объекта утвержденной в установленном порядке проектной документации, требованиям нормативных документов и устанавливать готовность объекта к вводу в эксплуатацию.
3.1.14. Государственная приемочная комиссия - приемочная комиссия, назначаемая соответствующим органом государственной власти.
3.1.15. Приемка законченного строительством объекта - комиссионная проверка с последующим документальным подтверждением готовности объекта к вводу в эксплуатацию, оценка соответствия его требованиям проекта, градостроительной документации и других нормативных актов.
3.1.16. Ввод объекта в эксплуатацию - юридическое действие, осуществляемое инвестором и состоящее из: получения нормативно-правового акта на ввод объекта в эксплуатацию; регистрации инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора (далее - ГАСН) акта приемки для ведения реестра построенных объектов; включения объекта в государственную статистическую отчетность о вводе; технической паспортизации объекта; государственной регистрации права на недвижимое имущество и начала эксплуатации объекта в соответствии с его назначением.
3.1.17. Нормативно-правовой акт на ввод объекта в эксплуатацию, издаваемый исполнительным органом власти, - документ, подтверждающий соответствие законченного строительством объекта предъявленным к нему требованиям и являющийся разрешением на ввод в эксплуатацию, а также на регистрацию объекта в соответствующих органах.
3.1.18. Техническая паспортизация объекта - составление технического паспорта объекта органами технической инвентаризации в установленном порядке.
3.1.19. Теплотехническая паспортизация объекта - составление теплотехнического (энергетического) паспорта объекта с целью выявления соответствия теплотехнических характеристик ограждающих конструкций СНиП II-03-79* специализированными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке в качестве испытательных лабораторий по параметрам, определяющим теплотехническую и энергетическую эффективность зданий и ограждающих конструкций.
3.1.20. Государственная регистрация объекта - регистрация права собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, а также сделок с ним в уполномоченных государственных органах в установленном порядке.
3.1.21. Объекты индивидуального жилищного строительства - малоэтажные жилые дома и вспомогательные постройки, возведенные индивидуальными застройщиками.
3.1.22. Малоэтажные жилые дома - жилые дома, которые могут иметь до двух жилых этажей, цокольные и мансардные этажи.
3.1.23. Вспомогательные постройки - служебно-хозяйственные строения на индивидуальном приусадебном участке, выполняющие вспомогательные функции для ведения домашнего хозяйства.
4.1. Объект должен соответствовать проекту и требованиям нормативных документов, действовавших на момент передачи заказчиком генеральному подрядчику (подрядчику) проектной документации.
В случае введения в действие после указанного момента новых нормативно-правовых требований их предъявляют к вводимому объекту, если эксплуатация объекта, соответствующая требованиям ранее действовавших норм, может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Обязательность соответствия принимаемого объекта новым требованиям устанавливается решением соответствующего органа надзора.
4.2. Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию производится путем предъявления его приемочной комиссии, которая принимает решение о соответствии данного объекта требованиям проектной, нормативно-технической документации и возможности его эксплуатации в соответствии с назначением.
Инвестор, заказчик и (или) застройщик имеют право ввести в эксплуатацию только законченный строительством и принятый приемочной комиссией объект при наличии документации в соответствии с перечнем (приложение 1 к настоящим ТСН) и обязательного контроля инспекции ГАСН по соблюдению правил приемки законченного строительством объекта, соответствия нормативным документам, полноты и комплектности представленной документации, необходимой для ввода объекта в эксплуатацию.
4.3. Принятый и введенный в эксплуатацию объект должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к законченным строительством объектам.
Законченными строительством жилыми домами считаются объекты, в которых полностью готовы конструктивные и ограждающие элементы (за исключением внутренней отделки) при наличии основных действующих инженерных систем жизнеобеспечения (отопление, электроснабжение, канализация и внешнее водоснабжение), проезда к жилому дому.
Незавершенными при вводе объектов в эксплуатацию могут оставаться работы по внутренней отделке помещений, установке санитарно-технического оборудования и приборов в тех случаях, когда соглашениями между участниками инвестиционного процесса предусмотрено доведение помещений до полной готовности иждивением пользователя (собственника) объекта или жильцами дома в срок не более 6 месяцев.
4.4. Соответствие законченного строительством объекта утвержденному проекту и требованиям нормативных документов подтверждается первичными документами, актом рабочей комиссии и актом приемочной комиссии.
Первичные документы (сертификаты и паспорта на строительные материалы, изделия и конструкции, акты освидетельствования скрытых работ, акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты испытаний, документы лабораторного контроля, исполнительные геодезические съемки, журналы работ) комплектуются генеральным подрядчиком и передаются заказчику для предъявления законченного строительством объекта приемочной комиссии. В случае утраты первичных документов, подтверждающих соответствие материалов, изделий, конструкций и выполненных работ нормативным требованиям и проекту, допускается по предложению приемочной комиссии или соответствующего органа надзора (при приемке без комиссии) принимать решение об их соответствии на основании заключения компетентной организации о результатах обследования основных несущих конструкций и инженерных систем здания.
4.5. Комплект исполнительной документации после ввода объекта в эксплуатацию передается заказчиком-инвестором эксплуатирующей организации для постоянного хранения. Исполнительная документация по подземным сетям должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ Р 51872 и передана в территориальный геофонд.
4.6. На объектах, принимаемых в эксплуатацию в зимнее время, допускается по решению приемочной комиссии переносить сроки выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных путей к зданиям, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, а также по отделке элементов фасадов зданий на ближайший весенне-летний период, но не позднее августа, со сдачей их приемочной комиссии в порядке, установленном настоящими ТСН.
4.7. Запрещается заселение жилых домов и эксплуатация объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения до приемки их в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими ТСН.
4.8. Объекты, финансируемые из республиканского бюджета, подлежат приемке в эксплуатацию только при наличии авторского надзора.
4.9. Не допускается движение транспортных средств общего пользования по не сданным в эксплуатацию участкам автомобильных дорог, мостов, путепроводов.
4.10. Затраты на подготовку документации, приемку и ввод объекта в эксплуатацию, в том числе и на его содержание до момента передачи эксплуатирующей организации, несет застройщик (заказчик), если иное не установлено соглашениями между участниками инвестиционной деятельности.
5.1. Заказчик должен подготовить объект к вводу в эксплуатацию: принять объект от подрядчика в соответствии с условиями договора, выполнить комплексное опробование оборудования и пусконаладочные работы, обеспечить пробный выпуск продукции, передать эксплуатационным организациям внешние наружные коммуникации на обслуживание, получить специальные разрешения на эксплуатацию объектов и оборудования соответствующих государственных надзорных органов, укомплектовать объект эксплуатационными кадрами, сырьевыми и другими материально-техническими ресурсами.
5.2. Приемка законченного строительством объекта заказчиком от подрядчика осуществляется на основании акта рабочей комиссии. В качестве подрядчика участвует генподрядчик, а при его отсутствии - организация, выполнившая основные несущие и ограждающие конструкции.
5.3. Рабочие комиссии назначаются решением (приказом, постановлением и др.) организации-заказчика (застройщика). Порядок и продолжительность работы рабочих комиссий определяются заказчиком (застройщиком) по согласованию с генеральным подрядчиком.
5.4. В состав рабочих комиссий включаются представители заказчика (застройщика) - председатель комиссии, генерального подрядчика, субподрядных организаций, эксплуатационной организации, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора и других организаций и органов надзора в зависимости от сложности и назначения объекта и необходимости участия в работе комиссии.
При приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения в состав рабочих комиссий включаются архитекторы - авторы проектов (заместители председателя комиссии).
5.5. Рабочие комиссии создаются не позднее чем в пятидневный срок после получения письменного извещения генерального подрядчика о готовности объекта или оборудования к сдаче.
5.6. Рабочие комиссии до предъявления заказчиком приемочной комиссии к приемке в эксплуатацию объектов обязаны:
проверить соответствие выполненных строительно-монтажных работ, мероприятий по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей среды и антисейсмических мероприятий проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний конструкций;
б) произвести приемку оборудования после индивидуальных испытаний для передачи его для комплексного опробования по акту, составленному по форме, приведенной в обязательном приложении 1 к СНиП 3.01.04;
в) произвести приемку оборудования после комплексного опробования по акту, составленному по форме, приведенной в обязательном приложении 2 к СНиП 3.01.04, и принять решение о возможности предъявления его приемочной комиссии;
г) проверить отдельные конструкции, узлы зданий и сооружений и принять здания и сооружения для предъявления приемочной комиссии;