Недействующий

Об утверждении новой редакции "Инструкции по заполнению Акта по результатам проверки природоохранной деятельности"


7. Порядок заполнения раздела
"Обращение с отходами производства и потребления"

     

7.1. В данном разделе Акта указываются сведения об образовании движении, использовании отходов производства и потребления на предприятии.

Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию*(79). Пункты 4.1 и 4.1.1 заполняются на основании лицензии на обращение с опасными отходами. Здесь необходимо указать номер лицензии, срок ее действия, а также вид деятельности по обращению с опасными отходами, на который данная лицензия была выдана (информация содержится в выписке из реестра лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами). К лицензируемым видам деятельности относятся: транспортировка, сбор, использование, обезвреживание, размещение отходов I и IV классов опасности для окружающей природной среды, а также деятельность по обращению с отходами V класса опасности, если указанные отходы обладают опасными свойствами.

Не подпадают под лицензирование работы по сбору и хранению собственных отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непроизводственной сферы, разработавших и утвердивших в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной схеме*(80).

Наличие дополнительных требований и условий, оговоренных в лицензии на осуществление деятельности, необходимо отразить в пункте 4.1.1.

7.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования*(81).

Пункт 4.2 Акта заполняется на основании Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Здесь необходимо указать номер проекта, срок его действия, а также количество наименований опасных отходов и имеющихся паспортов на опасные отходы. Если при утверждении ПНООЛР были выданы дополнительные требования и условия, то в пункте 4.4 на основании заключения к ПНООЛР отмечается выполнение этих требований и условий*(82).

В пункт 4.3 вносятся данные об утвержденных лимитах размещения отходов для предприятия, действовавших в проверяемый период: их регистрационные номера и сроки действия.

7.3. Предприятия, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией*(83).

На основании статистической отчетности по формам N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности" или N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", а в случае их отсутствия, строки N 760 формы N 5 к бухгалтерскому балансу предприятия в пункт 4.5 Акта вносятся данные об общей среднесписочной численности работников, в том числе о численности административно-управленческого аппарата, а также сведения о количестве рабочих дней за проверяемый период в разрезе годов. Эти данные используются при расчете количества образующихся отходов "подобных бытовым" и, таким образом влияют на достоверность сведений отраженных в отчетах 2-ТП (отходы), Декларациях о природопользовании.

7.4. Предприятия, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов*(84).

В пункте 4.6 необходимо отразить ведение предприятием первичного учета образования и движения отходов.

При наличии у предприятий стандартов, технических условий, технологических регламентов и прочей нормативно-технической документации, регламентирующей образование отходов производства и потребления, конкретные формы такой документации необходимо указать в пункте 4.7.

7.5. Пункт 4.8 должен содержать сведения об отходах производства и потребления, не учтенных в ПНООЛР (в том числе отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами) и образование которых выявлено при изучении материалов бухгалтерской отчетности. При заполнении этой таблицы используются отчетность о расходе материалов на собственное производство, оборотные ведомости движения материалов, акты списания материалов, карточки и книги складского учета, накладные на внутренние перемещение, акты приема-передачи, накладные, счета-фактуры и платежные документы. Количество образующихся отходов определяется исходя из расхода сырья, материалов на основание материально-сырьевого баланса, нормативов, установленных технологическим регламентом, карт и т.п., а также количеством списанных материалов.

Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с действующими методическими указаниями.

В случае если деятельность по обращению с опасными отходами осуществляется без оформленной в установленном порядке нормативно-разрешительной документации, в таблицу пункта вносятся данные обо всех отходах производства и потребления, образующихся у предприятия.

Пункт 4.8.1 должен содержать данные о сторонних предприятиях, которым осуществляется передача отходов для дальнейшего использования, переработки, размещения на полигоне или другом объекте размещения отходов и которые не имеют лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами.

Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами*(85). Передача отходов лицу, не имеющему лицензию на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами, является нарушением действующего законодательства и влечет за собой, в том числе административную ответственность*(86). Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление приема опасных отходов от других природопользователей, их хранение, транспортировку, переработку (использование) составляется и ведется Министерством.

7.6. В пункте 4.9 на основе оборотных ведомостей движения материалов, карточек и книг складского учета, актов выполненных работ (форма N 2) указывается, проводились ли предприятием капитальные и текущие ремонтные работы и учтены ли образующиеся отходы в ПНООЛР.

Если отходы в ПНООЛР не учтены или учтены не полностью, данные об образовавшихся отходах указываются в таблице пункта 4.10. При заполнении пунктов 4.8 и 4.10 следует обратить внимание, что, несмотря на похожесть, таблицы этих пунктов заполняются на основании разных документов. Таблица пункта 4.8 заполняется на основании фактических данных материалов бухгалтерской отчетности (списания сырья, материалов), а таблица пункта 4.10 заполняется для отходов, объемы которых рассчитываются по удельным показателям образования отходов.

В случае если деятельность по обращению с опасными отходами осуществляется без оформленной в установленном порядке нормативно-разрешительной документации, в таблицу пункта вносятся данные обо всех отходах производства и потребления, образующихся у предприятия.

7.7. Пункт 4.11 заполняется на основании договора на вывоз отходов с владельцем (арендатором) объекта размещения отходов, счетов-фактур и платежных документов, актов, талонов. Здесь необходимо указать наличие у предприятия договора с владельцами (арендаторами) объектов размещения отходов и подтвердить перечень и количество размещаемых отходов документами.

Если в ходе проверки было обнаружено, что предприятие производило размещение на объектах размещения отходов с превышением установленных лимитов, необходимо заполнить таблицу пункта 4.11: указать наименование владельца (арендатора) объекта размещения отходов (в пункте 4.11.1 указать наименование предприятия, не имеющего лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами), номер договора и дату его заключения, наименование отхода, установленный лимит и фактическое размещение отходов.

7.8. В пункте 4.12 на основании карточки и ведомости учета основных средств указывается наличие оборудования по обезвреживанию, использованию отходов. При положительном ответе, в пункте 4.13 указывается наличие проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также соответствие существующего производства установленному технологическому регламенту.

Кроме того, в пункте 4.13.1 на основании проектной документации на производство, оборудование, технологического регламента производственного процесса, оборотной ведомости по движению сырья указывается наименование, мощность (производительность) и количество установок, перечень и масса перерабатываемых отходов, масса вторичных отходов, образующихся при переработке.

7.9. Объекты размещения отходов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки*(87).

Характеристика объектов размещения отходов предприятия в Акте дана в пунктах 4.14 и 4.15. При их заполнении необходимо учесть, что пункт 4.14 должен содержать сведения о специально оборудованных местах для хранения отходов в определенных количествах и на установленные сроки (это специально оборудованные места для временного хранения отходов), тогда как пункт 4.15 - сведения о полигонах, шламохранилищах, хвостохранилищах и других сооружениях, обустроенных и эксплуатируемых в соответствии с экологическими требованиями и предназначенных для длительного хранения, а также захоронения отходов.

В пунктах 4.14 и 4.14.1 обязательно указывается соответствие обустройства мест временного хранения отходов установленным экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека*(88).

Можно выделить следующие требования по обустройству мест временного хранения отходов: хранение твердых промотходов I класса - в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II класса - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), III класса - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, IV класса - навалом, насыпью, в виде гряд; при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается; в воздухе промышленной площадки на высоте до 2,0 м от поверхности земли содержание вредных веществ не должно превышать 30% ПДК для рабочей зоны, содержание вредных веществ в подземных и поверхностных водах и в почве на территории предприятия не должно превышать ПДК этих веществ и соответствовать требованиям государственных стандартов системы "Охрана природы" для окружающей среды и Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами; предельное количество отходов в указанном случае может быть определено в соответствии с ориентировочным расчетом, а в случае превышения предельного количества эти отходы должны быть немедленно вывезены*(89).