2.1. Акт по результатам проверки природоохранной деятельности (далее - Акт) (см. Приложение 1) оформляется на основании требований настоящей Инструкции с использованием полученных при проверке фактических данных, результатов проведенных исследований, анализов, материалов бухгалтерской и статистической отчетности, справок по вопросам охраны окружающей среды, представленных предприятием и других документов.
2.2. Акт должен заполняться непосредственно государственным инспектором при помощи машинки или компьютера, а при отсутствии такой возможности - от руки, разборчивым почерком, шариковой ручкой с черной, фиолетовой или синей пастой. Запрещается заполнять Акт чернилами или пастой другого цвета.
Разрешается заполнять Акт в одном экземпляре с последующим размножением его на множительном аппарате, при этом на размноженных экземплярах должны быть поставлены оригиналы подписи и печати.
2.3. При заполнении Акта не допускаются помарки и исправления, неточности. В крайнем случае, исправления должны быть предварительно оговорены с руководителем предприятия и внесены по правилам установленным стандартами на разработку документации (аккуратно зачеркнуть ошибку, вписать правильное значение и подтвердить "исправленному на ______________ верить" с подписями лиц, внесших изменение, а при необходимости и с печатью предприятия). Вносить изменения, добавления, исправления в подписанный, утвержденный Акт без ведома и согласования лица, подписавшего Акт, категорически запрещается.
2.4. Первый экземпляр подписанного Акта с копиями приложений вручается под расписку руководителю юридического лица (его заместителю), индивидуальному предпринимателю или же их уполномоченным представителям (допускается вручение Акта другим должностным лицам только в случае официальной регистрации Акта, как входящего документа), либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающегося в деле в Министерстве. Второй экземпляр акта вместе с материалами, подтверждающими достоверность представленных в акте данных, и обработанными государственным инспектором отчетами, справками о природоохранной деятельности предприятия, материалами, использованными при составлении Акта, размещается в формируемое по предприятию Дело и хранится в структурном подразделении Министерства, производившем проверку. Категорически не разрешается при проведении проверки изымать и приобщать к Делу оригиналы документов предприятия.
2.5. В случае выявления в результате проверки нарушения природоохранного законодательства государственным инспектором составляется Протокол. Порядок составления Протокола и дальнейшие действия госинспектора, проводившего проверку, а также других должностных лиц Министерства определяются утвержденным в Министерстве порядком прохождения материалов административного и искового производства.
2.6. В случае отказа предприятия предоставить государственному инспектору информацию со ссылкой на коммерческую тайну, необходимо иметь в виду, что информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности*(1).
К сведениям конфиденциального характера относятся:
а) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
б) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
в) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
г) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
д) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
е) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них*(2).
Коммерческую тайну не могут составлять*(3):
а) сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ;
б) сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;
в) документы об уплате налогов и обязательных платежей;
г) сведения о загрязнении окружающей среды, других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба.
Предприятия, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять выше перечисленные сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством.
2.7. Акт состоит из обязательных разделов ("Общая часть" и "Заключение") и тематических разделов, которые заполняются в зависимости от вида и цели проверки.
При проведении комплексной проверки заполняются все тематические разделы, относящиеся к деятельности конкретного предприятия.
При проведении целевой проверки тематические разделы заполняются в соответствии с поставленной задачей и целью проверки. Раздел 5 "Использование и охрана лесных ресурсов" заполняется при проверке природоохранной деятельности предприятий, осуществляющих пользование лесным фондом или использующих земли лесного фонда, при проверке природоохранной деятельности лесхозов данный раздел не заполняется, а результаты оформляются специальным актом.
2.8. Государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок.
В целях проверки выполнения предприятием обязательных требований природоохранительного законодательства проводятся плановые проверки. При этом в отношении одного предприятия плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации*(4).
При выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований, деятельность данного предприятия подлежит внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. В ходе такой внеплановой проверки определенные предписания, выданные ранее, могут быть аннулированы или выданы повторно.
При нехватке места на отведенных соответствующей тематике листах Акта разрешается использовать дополнительные листы, при этом нумерация листов продолжается.
При наличии у предприятия нескольких территориально разобщенных структурных подразделений (филиалов, представительств), объектов, например промышленных площадок, цехов, зданий, сооружений, в том числе, находящихся в эксплуатации структурных подразделений предприятия, разделы Акта для каждого территориально обособленного структурного подразделения, объекта заполняются (составляются) отдельно, при этом в начале каждого раздела Акта указывается его наименование.