Недействующий

Об утверждении новой редакции "Инструкции по заполнению Акта по результатам проверки природоохранной деятельности"


4. Порядок заполнения раздела
"Охрана атмосферного воздуха"

    

4.1. Данный раздел Акта заполняется в том случае, если на предприятии имеются стационарные и (или) передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В пункте 1.1 Акта необходимо указать, к какой категории опасности относится проверяемое предприятие. Категория опасности определяется согласно действующих методических указаний.

В пункте 1.1.1 должны быть перечислены основные технологические производства предприятия, соответствующие выпускаемой продукции, а также вспомогательные, отмеченные в проекте нормативов ПДВ. При отсутствии инвентаризации источников выбросов, проекта нормативов ПДВ, основные и вспомогательные производства определяет госинспектор совместно с представителем предприятия.

4.2. В таблицу пункта 1.2 заносятся сведения об источниках выброса загрязняющих веществ у предприятия с указанием технического состояния установок очистки газа, их количества (в шт.) и объема затрат на реконструкцию, строительство, приведение в исправное состояние (как правило, за проверяемый период). Графа "Количество" таблицы разделена на два. Подграфа "по проекту ПДВ" заполняется на основании согласованного проекта ПДВ только при заполнении строк N 1, NN 1.1-1.3 и строки N 2. Подграфа "фактически" заполняется на основании фактических данных, выявленных при проверке предприятия по результатам визуального осмотра территории, изучения материалов инвентаризации источников выбросов, бухгалтерского учета основных средств предприятия (счета N 01, 02, 47) и договоров аренды основных средств (счет N 03), других документов, имеющихся на предприятии. Для заполнения строки N 2 и строк N 2.1-2.3 используются сведения паспортов установок очистки газа (далее - ГОУ), формы первичного учета ПОД-3, акта отбора проб и акта обследования ГОУ.

При этом под неисправной ГОУ следует понимать установку, имеющую повреждения механических, электрических или других узлов, приводящих к снижению степени очистки газа от загрязняющих веществ; под неэффективной - установку, не обеспечивающую в исправном состоянии очистку газа от загрязняющих веществ до концентраций, предусмотренных проектом, вследствие наличия конструктивных недостатков, низкого качества изготовления или несоблюдения оптимальных параметров поступающего на очистку газа; под неиспользуемой - установку, не находящуюся в эксплуатации по следующим причинам: низкое качество изготовления, проведение ремонтных или иных работ при работающем технологическом оборудовании, исключение из рабочего процесса обводным газоходом, работа с изъятием очистного реагента, хранение на складе более 1 года*(9).

Нарушение правил эксплуатации, не использование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов, которые могут привести к загрязнению атмосферного воздуха, либо использование неисправных сооружений, оборудования или аппаратуры является нарушением действующего законодательства и влечет за собой, в том числе и административную ответственность*(10).

Строки N 2.4-2.4.2 заполняются на основе проекта реконструкции, сметы и должны содержать сведения о реконструированных ГОУ, их мощности и объеме затрат на проведенную реконструкцию. На основании раздела "Охрана окружающей среды" проекта строительства, акта приемки оборудования в эксплуатацию, паспорта ГОУ и сметы заполняются строки N 2.5-2.5.3, 2.6-2.6.2, 2.7 и 2.7.1. Здесь должны быть указаны сведения о ГОУ построенных заново, приведенных в исправное состояние и зарегистрированных: количество, мощность и объемы затрат на новое строительство, приведение в исправное состояние с указанием за какой период (как правило за период проверки).

4.3. В соответствии с природоохранным законодательством предприятия, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по их улавливанию, утилизации, обезвреживанию, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух*(11). Кроме того, предприятие должно обеспечивать содержание установок очистки газа в исправном состоянии, поддерживать надежную, бесперебойную их работу с показателями, соответствующими проектным*(12).

В целях проверки выполнения этих требований заполняются пункты 1.3, 1.4 и 1.4.1 данного раздела. Источниками информации служат материалы инвентаризации источников выбросов (проект нормативов ПДВ), проекты строительства (реконструкции), паспорта ГОУ и формы первичного учета ПОД-3, результаты контрольных замеров.

В графе "Техническое состояние" таблицы 1.4 Акта после описания неисправностей (если таковые имеются) необходимо сделать заключение о техсостоянии ГОУ: исправная или неисправная, эффективная или неэффективная, неиспользуемая.

4.4. Количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подлежат государственному учету, в связи с чем, предприятия, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны проводить инвентаризацию выбросов вредных веществ и их источников*(13).

В пункте 1.5 данного раздела Акта необходимо дать характеристику загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. На основании статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух), а при ее отсутствии материалов инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ (проекта нормативов ПДВ), результатов контрольных замеров, паспортов ГОУ, формы первичного учета ПОД-3 указываются: код и наименование вещества, масса загрязняющих веществ, выбрасываемых без очистки и поступающих на очистку (в том числе масса загрязняющих веществ, уловленных и выброшенных), масса выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ (по фактическим данным и по ПДВ).

4.5. Предприятия, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух должны осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха путем назначения лиц, ответственных за проведение такого контроля и (или) организации экологической службы*(14).

В целях реализации данного требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха организуются посты стационарных, подфакельных и маршрутных наблюдений. Результаты наблюдений (осуществляемых санитарно-промышленной лабораторией предприятия и органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха) заносятся в пункт 1.6 Акта. Здесь необходимо указать данные о выявленных превышениях предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе: код веществ, его наименование, установленное ПДК, концентрацию вещества (в мг/м3) и повторяемость (кратность превышения ПДК).

В пункте 1.6.1 необходимо указать осуществляет ли предприятие аналитический контроль за соблюдением нормативов ПДВ, если да, то получила ли его лаборатория в установленном порядке свидетельство об оценке состояния измерений (аттестат об аккредитации).

4.6. Пункт 1.7 Акта заполняется на основании формы первичного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ПОД-1 и результатов ведомственного и государственного аналитического контроля за проверяемый период. В пункте необходимо указать наименование источника выброса, его номер по тому ПДВ, код и наименование загрязняющего вещества, норматив ПДВ и фактически осуществляемый выброс (в г/сек), дату замера и наименование организации, производившей замер.

4.7. На основании результатов проверки предприятия в пункте 1.8 дается характеристика источников выбросов или выделений загрязняющих веществ в атмосферу, не учтенных в проектах нормативов ПДВ и не имеющих, соответственно, разрешения на выброс вредных веществ. Здесь необходимо указать характеристику источника выброса или выделения:

- расход сырья, материалов (с указанием точной характеристики сырья, материалов: марки, типа, вида и т.п.);

- время его работы за проверяемый период в часах.

Графа "Расход сырья, материалов, при использовании которых осуществляются выбросы" заполняется в том случае, если на предприятии обнаружено не учтенное при разработке ПДВ хранение, использование сырья, материалов, валовые выбросы вредных веществ с которых рассчитываются с использованием удельных показателей в расчете на единицу массы. Например, это такие как:

- топливо, израсходованное при работе котлоагрегатов;

- материалы, израсходованные при работе абразивного оборудования (круги кругло-, плоскошлифовальных станков, круги заточных, наждачных станков);

- материалы, израсходованные при сварочных работах (электроды, карбид кальция, ацетилен, пропан-бутан, кислород);

- материалы, израсходованные при проведении окрасочных работ (лаки, краски, эмали, растворители);

- материалы, израсходованные при проведении термообработки и гальванопокрытий (растворы гальванопокрытий, закалочные жидкости);

- нефтепродукты, хранящиеся в емкостях;

- сыпучие материалы, хранящиеся на открытых площадках территории предприятий и т.п.

Графы "Наименование загрязняющего вещества" и "Выбрасывается в атмосферу" могут при составлении Акта оставаться незаполненными, если отпущенное на проверку время не позволяет произвести необходимые для этого расчеты выбросов ввиду их сложности и трудоемкости. В этих случаях расчеты неучтенных (сверхнормативных) выбросов производятся при расчете размеров вреда, причиненного окружающей среде несоблюдением нормативов допустимых воздействий.