Действующий

О Программе развития начального профессионального образования Республики Татарстан на 2005-2008 годы

2. Содержание проблемы

    

2.1. В Республике Татарстан создана и действует система начального профессионального образования, включающая 109 учреждений начального профессионального образования, 69 из которых осуществляют подготовку кадров для промышленности и 40 - для агропромышленного комплекса. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения осуществляется по 180 профессиям, наиболее востребованным на рынке труда. Число обучающихся в системе начального профессионального образования составляет 44 тыс.человек, в том числе по дневной форме обучения - 42 тыс.человек. В 2003 году выпуск квалифицированных рабочих составил 20102 человека.

Трудоустройство (включая призыв в армию) выпускников с 2000 г. выглядит следующим образом: 2000 г. - 90,1%, 2001 г. - 93,0%, 2002 г. - 93,1%, 2003 г. - 95,3 процента.

Ежегодно в учреждениях начального профессионального образования проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации около 12 тыс.человек из числа незанятого населения, около 400 призывников обучается профессии водителя автотранспортных средств для Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.2. Вместе с тем развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся внутренними и внешними к системе образования.

2.2.1. Должное качество образования не может быть обеспечено при использовании в производственном обучении и практике изношенной техники и устаревших моделей оборудования.

В настоящее время в учреждениях начального профессионального образования 65% оборудования учебно-производственных мастерских имеет срок эксплуатации от 20 до 30 лет, 94% тракторов, 82% зерноуборочных комбайнов, 86% грузовых автомобилей выработали свои амортизационные сроки.

2.2.2. Действующие государственные образовательные стандарты начального профессионального образования пока не согласуются с требованиями международных стандартов качества. Квалификационные характеристики по некоторым профессиям не соответствуют современным требованиям к подготовке квалифицированных рабочих.

2.2.3. Отсутствует единый центр ответственности за методическое обеспечение по информатизации учреждений образования, в том числе учреждений начального профессионального образования. Функции методического обеспечения по информатизации выполняются соответствующей структурой Министерства образования Республики Татарстан только для общеобразовательных учреждений.

2.2.4. В настоящее время престиж рабочих профессий низок.

Количество выпускников 9-х классов, которые пополняют рынок труда (не пошли учиться ни в 10 класс, ни в учреждения начального профессионального образования), составляет ежегодно около 5 тыс.человек. Кроме того, рынок труда пополняют 2,5 тыс. выпускников 11-х классов, не поступающих ежегодно в учреждения высшего профессионального образования. В то же время комплектование учреждений начального профессионального образования ежегодно выполняется со значительными усилиями работников этих учреждений. Одна из причин подобного положения дел - низкий уровень заработной платы, предлагаемой выпускникам учреждений начального профессионального образования предприятиями. Немаловажное значение имеет также низкий уровень технической вооруженности самих учреждений начального профессионального образования, что затрудняет работу выпускника на предприятиях, имеющих современную технику и оборудование.

2.2.5. Анализ сложившихся в последние годы типов образовательных учреждений показывает, что при внешнем разнообразии форм (лицеи, колледжи, профессиональные училища) они формируют унифицированную модель выпускника.

Назрела необходимость уточнения целей каждого типа образовательного учреждения и их последующей диверсификации в зависимости от результата, а также создания образовательных учреждений нового типа.

Минимальна интеграция учреждений начального профессионального образования с общеобразовательными учреждениями, в результате чего выпускники общеобразовательных учреждений, не поступив в высшие учебные заведения, пополняют рынок труда без какой-либо профессии.

2.2.6. Требует совершенствования система прогнозирования потребности рынка труда через создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости. Не сформирована система прогнозирования потребности в подготовке рабочих кадров в разрезе участников процесса подготовки (учреждения начального профессионального образования, работодатели) и источников финансирования.

2.2.7. Степень участия работодателей в решении проблем начального профессионального образования минимальна, в том числе в разработке образовательных стандартов (региональный компонент), согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в целевой контрактной подготовке кадров, в подготовке рабочих кадров через систему внутрифирменного обучения.

2.2.8. Требует реформирования система оценки качества образовательного процесса общего и профессионального образования, в том числе начального профессионального образования, с позиций инновационного образования.