Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 11 мая 2004 г. N 226
"О мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Татарстан"
(с изменениями на 3 ноября 2005 г., 14 августа 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 марта 2021 года N 144
____________________________________________________________________
В целях защиты населения и территории Республики Татарстан от последствий разливов нефти и нефтепродуктов, во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Татарстан и представлению отчетов о проведении работ по их ликвидации;
2. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан совместно и по согласованию с исполнительными комитетами муниципальных районов и городских округов, Управлением Приволжского округа Госгортехнадзора России (по согласованию), Татарским республиканским отделением Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации (по согласованию), Верхне-Волжской инспекцией Российского речного регистра (по согласованию), федеральным государственным учреждением "Управление государственного энергетического надзора по Республике Татарстан" (по согласованию), Министерством экологии и природных ресурсов Республике Татарстан (по согласованию) в месячный срок представить на утверждение в Комиссию по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан перечень предприятий независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, и график согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Установить, что до принятия соответствующих федеральных нормативных правовых актов:
учет загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов ведется в рамках Территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан;
разработка мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, проводимых в повседневной деятельности и при угрозе разлива нефти и нефтепродуктов, входящих в состав планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, осуществляется в соответствующих проектных, научных организациях по согласованию с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
1. Настоящие Требования разработаны на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", с учетом положений приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 28 декабря 2004 года N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - Календарные планы) для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан (далее - ТСЧС) и организаций независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрации портов (далее - организации).
2. Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.
Организации разрабатывают Планы и Календарные планы, которые подлежат согласованию (утверждению) в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти Республики Татарстан и другими организациями в соответствии с их компетенцией. Сроки рассмотрения Планов и Календарных планов, представленных на согласование в соответствующие органы, не должны превышать тридцати календарных дней с момента поступления документов.
В рамках ТСЧС разрабатываются Планы Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан (далее - Планы Республики Татарстан), а также Планы аналогичных комиссий муниципальных образований (далее - Планы муниципальных образований).
3. Планы и Календарные планы разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти и нефтепродуктов между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
4. Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", а также приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 г. N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации".
При разливах нефти и нефтепродуктов, не подпадающих под классификацию чрезвычайных ситуаций, в организациях должен разрабатываться внутренний регламент с учетом требований приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 г. N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации".
В соответствии с установленным порядком при выполнении организациями сезонных, периодических или разовых работ, в процессе которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее - Главное управление МЧС России по Республике Татарстан) требует у них разработку Планов, соответствующих уровням возможных чрезвычайных ситуаций.
Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих уровней:
локального - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов, классифицирующегося как чрезвычайная ситуация, до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
местного - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы Республики Татарстан либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы Республики Татарстан либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы Республики Татарстан;
федерального - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, уровень чрезвычайной ситуации может быть повышен.
5. В соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, организации разрабатывают Планы, соответствующие уровню возможной чрезвычайной ситуации: локальному, местному, территориальному, региональному и федеральному, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов ТСЧС и ее звеньев.
6. Разработка Планов и Календарных планов может выполняться как самой организацией, так и с привлечением специализированных организаций.
Количество экземпляров разрабатываемых Планов и Календарных планов определяют разработчики с учетом того, что по одному экземпляру должно находиться у разработчика, у всех согласующих и утверждающих организаций. Кроме того, выписки из Планов и Календарных планов направляются всем заинтересованным территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Татарстан, главам муниципальных образований и взаимодействующим организациям.
7. Организация, имеющая несколько объектов, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, разрабатывает Планы для каждого объекта в отдельности и предприятия в целом.
С учетом результатов оценки риска возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной разливами нефти и нефтепродуктов, соответствующие территориальные органы МЧС России в Республике Татарстан при рассмотрении проектной документации на опасные производственные объекты вправе потребовать разработки Планов, в том числе и при рассмотрении предполагаемых к реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источником возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
8. Планы подлежат экспертизе экспертным органом Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан на предмет их соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при их разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в Республике Татарстан, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
Экспертная оценка Планов проводится на основании соглашения (договора) между экспертным органом Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и организациями, представляющими Планы на утверждение, причем экспертиза Планов воинских частей производится на безвозмездной основе.
9. Планы согласовываются и утверждаются Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан при наличии положительного заключения экспертизы, указанной в пункте 8 настоящих Требований.
Планы и Календарные планы организаций для локального уровня чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, утверждаются их руководителями и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти муниципального образования, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Планы организаций для местного уровня чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, утверждаются их руководителями и Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а Календарные планы организаций для местного уровня - их руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти муниципального образования.
Планы и Календарные планы организаций для территориального уровня чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, утверждаются их руководителями и Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Планы организаций для регионального уровня чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Приволжско-Уральским региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр). Календарные планы организаций для чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, регионального уровня утверждаются их руководителями и региональным центром по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Планы организаций для федерального уровня чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, согласовываются с региональными центрами, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются ее руководителем, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований разрабатывают Планы звеньев ТСЧС на основании Планов и Календарных планов организаций местного уровня по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. План утверждается Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан и комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти Республики Татарстан разрабатывают Планы ТСЧС на основании Планов муниципальных образований, Планов и Календарных планов организаций территориального уровня, а также соответствующих Планов звеньев функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Планы ТСЧС согласовываются с региональным центром, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются органом исполнительной власти Республики Татарстан и МЧС России.
10. Введение Планов в действие оформляется приказом по организации с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших Планы.
Время на разработку, согласование и утверждение Планов предусматривается в зависимости от уровня планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
Введение Планов в действие должно осуществляться в следующие сроки:
Планы организаций:
объектового и местного уровней - четыре месяца,
территориального уровня - шесть месяцев,
регионального уровня - девять месяцев,
федерального (трансграничного) уровня - двенадцать месяцев;
Планы муниципальных образований - шесть месяцев;
Планы звеньев ТСЧС - девять месяцев.
11. Срок действия Планов организаций составляет для объектового и местного уровня - три года, для территориального уровня - четыре года, регионального и федерального уровней - пять лет.
Срок действия Планов звеньев ТСЧС - пять лет.
По истечении указанных сроков Планы подлежат корректировке (переработке). Кроме того, Планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов, его утвердившего, или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
12. Корректировка (переработка) Планов осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефти и нефтепродуктов, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших эти Планы.
В этом случае корректировка (переработка), экспертиза, а также согласование и утверждение Планов и Календарных планов не должны превышать сроков, определенных в п.10 настоящих Требований, с момента официальной регистрации измененных исходных данных.
Контроль за ходом выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, определенных в Планах, осуществляется соответствующими контролирующими и надзорными органами исполнительной власти в ходе плановых и внеплановых проверок, а также в процессе практических действий организаций при ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, проведении учений и тренировок (п.8 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов").
13. В срок, не превышающий 30 суток по окончании ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности представляют отчет о проделанной работе в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
Отчет по ликвидации чрезвычайной ситуации, обусловленной разливом нефти и нефтепродуктов, включает в себя:
аннотацию, содержащую сведения об источнике чрезвычайной ситуации, обусловленной разливами нефти и нефтепродуктов, ее развитии, трансформации, принятии решения о начале, временном и окончательном прекращении операции по ликвидации чрезвычайной ситуации;
изложение причин, обстоятельств и последствий чрезвычайной ситуации, обусловленной разливами нефти и нефтепродуктов, для населения, окружающей среды и объектов экономики;
оценку действий органов управления и сил при ликвидации чрезвычайной ситуации, обусловленной разливами нефти и нефтепродуктов, а также организацию применения специальных технических средств;
затраты на ликвидацию чрезвычайной ситуации, обусловленной разливами нефти и нефтепродуктов, возмещение ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения и состояние технологического оборудования;
предложения по технологиям выполнения работ и оснащению подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке;
рекомендации по предотвращению возникновения подобных источников чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, приемам и технологиям ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также обоснование необходимости внесения изменений и дополнений в Планы и Календарные планы организаций.
14. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов содержат следующие разделы:
преамбула (вступительная часть);
раздел 1. Общая часть;
раздел 2. Оперативная часть;
раздел 3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
раздел 4. Обязательные приложения;
раздел 5. Рекомендуемые (справочные) приложения.
15. В преамбуле (вступительной части) дается перечень определений, обозначений и сокращений, используемых в разработанном Плане.
В разделе "1. Общая часть" указываются:
нормативно-правовая база разработки Плана;
цели и задачи разработки Плана;
руководящие документы, нормативные правовые акты и методические пособия, использованные при разработке Плана;
основные характеристики организации и прогнозируемой зоны загрязнения в случае чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
зона действия Плана, готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
основные операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами;
географические и навигационно-гидрологические характеристики территории;
гидрометеорологические и экологические особенности района;
мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
возможные источники чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
прогнозирование объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов;
границы зон чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов;
ситуационные модели наиболее опасных чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории;
определение достаточного состава сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также подразделений пожарной охраны на случай возгорания нефти и нефтепродуктов с учетом их дислокации;
мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
обеспечение готовности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
уровни реагирования;
состав сил и средств, их дислокация и организация доставки в зону чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
зоны ответственности подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке, и подразделений пожарной охраны;
мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
организация управления, система связи и оповещения;
общие принципы управления и структура органов управления;
состав и функциональные обязанности членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и ее рабочих органов;
вышестоящий координирующий орган и организация взаимодействия с ним;
состав и организация взаимодействия привлекаемых сил и средств;
система связи и оповещения и порядок ее функционирования;
организация передачи управления при изменении категории чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
В разделе "2. Оперативная часть" указываются:
первоочередные действия при чрезвычайных ситуациях, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
оповещение о чрезвычайной ситуации;
первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения, оказание медицинской помощи;
мониторинг обстановки и окружающей среды;
организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов;
оперативный план ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
алгоритм (последовательность) проведения операций по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
тактика реагирования на разливы нефти и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей;
защита районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов;
технологии ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
организация материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара);
меры безопасности при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
порядок уточнения обстановки в зоне чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
документирование и порядок учета затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
В разделе "3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов" указываются:
ликвидация загрязнений территорий и водных объектов;
материально-техническое обеспечение;
технологии и способы сбора разлитой нефти и порядок их применения;
организация временного хранения собранной нефти и отходов, технологии и способы их утилизации;
технологии и способы реабилитации загрязненных территорий;
восстановительные мероприятия;
порядок обеспечения доступа в зону чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
типовой ситуационный календарный план проведения работ по восстановлению работоспособности поврежденных элементов;
организация приведения в готовность к использованию специальных технических средств и пополнение запасов финансовых и материальных ресурсов.
В разделе "4. Обязательные приложения" указывается перечень обязательных приложений, включающий в себя:
зону действия Плана и схему расположения опасного производственного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты;
свойства нефти и оценку риска возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
характеристики неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, для населения, окружающей среды и объектов экономики; карты и сценарии чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, различных уровней с учетом природно-климатических условий;
календарные планы оперативных мероприятий чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, и документы, регламентирующие порядок реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов, не попадающих под классификацию чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (для организаций);
расчет достаточности сил и средств с учетом их дислокации;
декларацию промышленной безопасности (в случаях, предусмотренных законодательством);
заключение экспертной организации;
финансовые и материальные резервы;
документ об аттестации собственного подразделения спасателей, оснащенного специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованного в установленном порядке, организации или договор на обслуживание с подразделениями спасателей, оснащенными специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованными в установленном порядке, других организаций, с учетом их дислокации;
лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти (для организаций);
перечень организаций согласно их отраслевой принадлежности, разрабатывающих Планы соответствующего уровня (для ТСЧС и ее звеньев).
Раздел "5. Рекомендуемые (справочные) приложения" может включать в себя:
алгоритмы (последовательность) принятия решений;
принципы взаимодействия со средствами массовой информации;
типовые формы приложений и отчетов;
рекомендуемые технологии сбора нефти и методики оценки ущерба;
схему организации мониторинга обстановки и окружающей среды с указанием мест хранения собранной нефти и способов ее утилизации;
перечень целевых и научно-технических программ;
план обеспечения постоянной готовности подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
документирование, учет затрат и отчетность.
15. Каждое приложение к Плану должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться соответствующим руководителем.
Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстуальном виде в зависимости от характера содержащейся в них информации.
Формат документов, масштабы карт (планов) определяются руководителем и должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях.