Действующий

Об утверждении Концепции использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004-2007 годы (с изменениями на 6 мая 2006 г., 9 июня 2006 года)


Раздел 2. Экологическое и экономическое обоснование использования
компримированного природного газа и сжиженного нефтяного
газа - моторного топлива на автотранспортных средствах,
сельскохозяйственной технике

    

Развитый промышленный потенциал республики обуславливает значительное загрязнение окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют более 505 тыс.тонн в год, из них 42% приходится на автомобильный транспорт. В 2000-2003 годы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников составляли от 204 до 214 тыс.тонн.

Одним из путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние окружающей природной среды и, прежде всего, на атмосферный воздух является перевод транспортных средств на газомоторное топливо.

В связи с этим эффективность социально-экономических и экологических последствий реализации Концепции определяется снижением экологического ущерба, наносимого обществу и окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами.

При работе транспортных средств на компримированном природном газе наблюдается заметное улучшение экологических характеристик двигателей внутреннего сгорания. Для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 3 тонн выбросы загрязняющих веществ при работе на КПГ по сравнению с работой на бензине и СНГ, меньше в 1,78 раз по оксиду углерода; в 1,12 раз по окислам азота; в 1,11 раз по диоксиду серы; в 10 раз по формальдегиду; в 2,25 раз по бенз(а)пирену, в 1,2 раза по углеводородам.

Еще большее снижение выбросов отмечается в группе грузовых автомашин грузоподъемностью более 3 тонн. Выброс токсических составляющих (г/км) в окружающую среду снижается в среднем: по оксиду углерода - в 1,9 раз, углеводородам - в 1,25 раза, оксидам азота - в 2 раза, бенз(а)пирена - в 3,15 раз. Применение КПГ в качестве моторного топлива позволяет довести количество выбросов вредных веществ от работающего двигателя до норм "Евро-2" без установки дорогостоящих и сложных в ремонте и обслуживании систем.

Токсичность отработавших газов при работе двигателя на сжиженном нефтяном газе принимается равной токсичности отработавших газов при работе двигателя на неэтилированном бензине. Исходя из этого, использование сжиженного газа в качестве моторного топлива, ввиду отсутствия значимого экологического эффекта может рассматриваться, в основном, с учетом экономического фактора.

Экономическая эффективность обусловлена тем, что при равном годовом пробеге автотранспортных средств расходы на газомоторное топливо значительно сокращаются по сравнению с расходами на традиционное жидкое топливо за счет того, что цены на природный и сжиженный газ в 2 раза ниже цен на бензин и дизельное топливо.

Окупаемость же затрат на переоборудование автотранспортных средств на газомоторное топливо в основном зависит от вида выбранного оборудования и размера годового пробега автотранспортных средств. Стоимость газового оборудования с учетом затрат на его установку в зависимости от вида транспорта: для компримированного природного газа - 36-88 тыс.рублей, для сжиженного газа - 12-18 тыс.рублей. Срок окупаемости, соответственно: 1-2,5 года и до 1 года.