Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городах и районах Республики Татарстан, из ветхого и аварийного жилищного фонда до 2010 года", реализуемой в рамках подпрограммы "Переселение граждан ... (утратило силу)

1. Общие положения

Исторические города республики в силу своего возраста (Казань, Бугульма, Зеленодольск и Чистополь) имеют ветхие жилые дома, срок постройки которых достигает 100-300 лет.

Наибольшая часть этих домов находится на территориях кварталов центральной части указанных городов.

Например, в г.Казани из 35873 семей, проживающих в ветхом фонде, 20 тысяч семей, или 62,7% общего количества, проживают в ветхом жилье, расположенном в центральном историческом районе города. При этом инженерные сооружения центрального района характеризуются большим процентом физического износа.

Значительные этапы развития г.г.Казани, Зеленодольска, Чистополя связаны с организацией производства оборонной продукции в годы войны и первые послевоенные годы, когда поспешно сооружались деревянные или другие недолговечные некапитальные жилые помещения, срок эксплуатации которых истек.

По таким же принципам развивался весь юго-восток республики - районы добычи нефти, часть населения которых так и осталась проживать в недолговечных временных поселках, домах барачного типа и в домах, отслуживших нормативный срок эксплуатации.

Около 1600 семей проживают в жилых домах, находящихся в аварийной ситуации из-за гидрогеологических изменений, оползней, подтоплений Куйбышевским и Нижнекамским водохранилищем.

В последние годы в связи с переходом на рыночные отношения, уменьшением профильных заказов на оборонные мощности резко ухудшилось состояние жилого фонда, имевшегося на балансе ведомств. Переданное в коммунальную собственность жилье потребовало дополнительных вложений из бюджета Республики Татарстан.

С началом приватизации жилищного фонда резко обострилась проблема социальной незащищенности граждан, проживающих в ветхом жилье.

Одной из форм обеспечения социальной справедливости было решение о необходимости ликвидации ветхого жилья.

Законодательно гражданам, проживающим в ветхом жилье, было предоставлено право на получение жилья исходя из состава семьи, проживающей на момент принятия на учет ветхого жилья, внесены ограничения на предмет обмена, приватизации ветхого жилья, составлен пофамильный список в разрезе всех городов и районов республики, установлены сроки предоставления жилья.

Первоначальное решение о выделении из бюджета Республики Татарстан средств на указанную программу в 1993-1995 годах показало невозможность достижения цели в связи с недостаточностью средств в бюджете и использованием поступлений на финансирование первоочередных мероприятий, а на фоне общего снижения инвестиций в капитальное строительство в республике сложилась ситуация, когда строительные организации, осуществлявшие строительство крупнейших промышленных комплексов, такие как ОАО "КАМАЗ", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина", ОАО "Оргсинтез", ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "КАПО им.Горбунова", имеющие потенциал ежегодного строительства 2-2,2 млн. квадратных метров жилья и соответствующих объектов коммунального хозяйства, остались без заказов, и более 80 тыс. человек - без работы.

Снижение инвестиционной деятельности привело к ухудшению интеграции республики с другими областями и краями Российской Федерации в области поставок материальных ресурсов, не производимых в республике: цемента, металла, санфаянса, некоторых изоляционных материалов, электрооборудования, лифтов и т.п.

В целях реализации жилищных прав граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, принятия дополнительных мер по ликвидации ветхого жилья и возрождения историко-архитектурного облика городов была принята Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в Республике Татарстан.

Для достижения целей в указанной программе решались вопросы определения:

объемов ветхого жилья и его размещения в республике, численности и семейного состава проживающего в нем населения;

объемов, структуры и размещения необходимого жилого фонда для улучшения условий граждан, проживающих в ветхом жилье;

объемов социально-бытовой инфраструктуры и инженерно-технического обеспечения;

финансовых затрат на мероприятия, связанные с улучшением условий населения, проживающего в ветхом жилье.

Результаты расчетов приведены в целом по республике, городам республиканского значения, административным районам.

Исходными материалами для разработки Программы послужили данные Комитета государственной статистики Республики Татарстан и отчеты городских и районных администраций, акты обследований и заключения социальных комиссий.

Государственный Совет Республики Татарстан принял решения о создании Внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан с самостоятельным формированием доходной части за счет целевого налога - 1% объема реализации продукции и отчислений в размере 15 рублей с добытой тонны нефти, а также о направлении налогов на имущество с физических лиц и 50% платежей за наем жилых помещений. Это позволило за 7 лет увеличить объемы строительства.

В 1996-2003 гг. гражданам, проживающим в ветхом жилье, предоставлены 41705 квартир, в том числе в г.Казани - 29404 квартиры.