Важнейшими задачами, определяющими перспективное развитие экономики республики и обозначенными в качестве приоритетных в Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, являются следующие:
повышение качества рабочей силы соответственно требованиям современного рынка труда;
совершенствование системы комплексного регулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы;
развитие кадрового потенциала предприятий и организаций всех организационно-правовых форм собственности.
В настоящее время в связи с отменой централизованного распределения выпускников образовательных учреждений сложилась ситуация несоответствия спроса и предложения рабочей силы по объемам, структуре и качеству. Остро стоит и проблема отсутствия необходимой связи между рынками образовательных услуг и труда. Выпускники учреждений профессионального образования либо не могут трудоустроиться, либо работают не по своей специальности, фактически утрачивая ее. В этой связи трудоустройство выпускников указанных учреждений остается чрезвычайно важной проблемой.
Многофункциональная система общего и профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров переживает в Республике Татарстан сложный период адаптации к новым рыночным условиям. Изменения, происходящие в системе образования, во многом неадекватны переменам на рынке труда. Государственные и негосударственные образовательные учреждения, имеющие опыт обучения молодежи, часто не могут организовать эффективную профессиональную подготовку взрослого населения. Недостаточная ориентация на изменения в спросе и предложении рабочей силы ведет к несогласованности спроса и предложения на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Поэтому необходима качественная перестройка системы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, учитывающая региональные и местные особенности, с целью обеспечения высокого качества новой рабочей силы и снижения риска безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования.
Нерешенной пока остается проблема повышения качества рабочей силы, что отражается на конкурентоспособности предприятий республики на международном и национальном рынках. Качественный уровень работников существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. Значительная доля занятых в народном хозяйстве - это малоквалифицированные работники. Проводимая на большинстве предприятий кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Предстоит создать условия для профессионального роста работников и, прежде всего, за счет внутрипроизводственного обучения, имея в виду упреждающую подготовку персонала с целью освоения новых технологий.
Одним из приоритетных направлений действий на рынке труда является совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан. Профессиональное обучение безработных граждан является частью системы непрерывного профессионального образования и имеет целью повышение конкурентоспособности безработных граждан для скорейшего трудоустройства.
Исходя из основных направлений социальной политики в условиях модернизации экономики принципиально важным является создание условий для инвестиций в профессиональное развитие человека, образование эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации.
С этой целью необходимо проводить работу по:
формированию ежегодного государственного заказа на подготовку специалистов различного уровня в учебных заведениях профессионального образования;
отработке механизмов обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынках труда и образовательных услуг. Требует дальнейшего совершенствования работа по координации объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней в рамках социального партнерства службы занятости с органами управления образованием;
созданию системы контроля качества образования в учреждениях профессионального образования. При этом одним из основных критериев оценки деятельности образовательного учреждения должен стать уровень трудоустройства выпускников;
мониторингу трудоустройства выпускников, оценке их конкурентоспособности на рынке труда;
внедрению в работу учреждений профессионального образования технологий содействия эффективному трудоустройству выпускников;
повышению конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда путем предоставления им различных образовательных услуг с учетом потребности работодателей и прогнозов развития рынка труда;
повышению эффективности работы систем внутрипроизводственного обучения персонала организаций путем организационного и методического обеспечения, изучения и распространения передового опыта, повышения квалификации специалистов;
осуществлению превентивных мер в условиях угрозы высвобождения работников на основе содействия переподготовке, информированию о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения с последующим трудоустройством.