Недействующий

Закон Республики Татарстан от 27 марта 2004 г. N 30-ЗРТ
"Об утверждении Республиканской программы содействия занятости
и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан
на 2004-2006 годы"


Принят Государственным Советом РТ 26 февраля 2004 г.

Статья 1. Утвердить Республиканскую программу содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы (прилагается).

Статья 2. Кабинету Министров Республики Татарстан предусматривать средства для реализации вышеуказанной программы в бюджете Республики Татарстан при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2004-2006 годы.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Президент Республики Татарстан          М.Ш.Шаймиев

Казань, Кремль 27 марта 2004 г. N 30-ЗРТ

Приложение
 к Закону Республики Татарстан
 от 27 марта 2004 г. N 30-ЗРТ

Паспорт
Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты
незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы ¦Республиканская программа содействия  занятости¦
¦                       ¦и  социальной  защиты незанятого населения Рес-¦
¦                       ¦публики Татарстан на 2004-2006 годы            ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Основание для разработ-¦Закон Республики Татарстан "О занятости населе-¦
¦ки программы           ¦ния"                                           ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Разработчик программы  ¦Министерство труда и занятости  Республики  Та-¦
¦                       ¦тарстан                                        ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Исполнители программы  ¦Министерство труда и занятости  Республики  Та-¦
¦                       ¦тарстан,  другие  министерства и ведомства Рес-¦
¦                       ¦публики Татарстан,  администрации городов и ра-¦
¦                       ¦йонов Республики Татарстан,  предприятия, орга-¦
¦                       ¦низации,  учреждения, находящиеся на территории¦
¦                       ¦Республики Татарстан, Федерация профсоюзов Рес-¦
¦                       ¦публики Татарстан                              ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Цели и задачи программы¦развитие активных программ содействия  занятос-¦
¦                       ¦ти;                                            ¦
¦                       ¦регулирование трудовой миграции;               ¦
¦                       ¦содействие занятости в сельской местности;     ¦
¦                       ¦содействие в  трудоустройстве  граждан,   особо¦
¦                       ¦нуждающихся в социальной защите;               ¦
¦                       ¦повышение качества и конкурентоспособности  ра-¦
¦                       ¦бочей  силы за счет развития системы профессио-¦
¦                       ¦нального обучения, организации профессиональной¦
¦                       ¦ориентации  и психологической поддержки населе-¦
¦                       ¦ния;                                           ¦
¦                       ¦развитие социального партнерства на рынке  тру-¦
¦                       ¦да;                                            ¦
¦                       ¦повышение роли коллективных договоров в  вопро-¦
¦                       ¦сах регулирования оплаты и условий труда;      ¦
¦                       ¦осуществление мер по предупреждению  увольнения¦
¦                       ¦работников  в  связи  с ликвидацией организации¦
¦                       ¦либо сокращением численности или штата, смягче-¦
¦                       ¦нию последствий массовых увольнений;           ¦
¦                       ¦обеспечение информационной  поддержки  политики¦
¦                       ¦занятости  населения  и развитие информационных¦
¦                       ¦технологий;                                    ¦
¦                       ¦оказание социальной поддержки безработным граж-¦
¦                       ¦данам в период активного поиска работы;        ¦
¦                       ¦совершенствование системы  регулирования  рынка¦
¦                       ¦труда и рынка образовательных услуг            ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Сроки реализации  прог-¦2004-2006 годы                                 ¦
¦раммы                  ¦                                               ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Источники  финансирова-¦федеральный бюджет,  бюджет Республики  Татарс-¦
¦ния программы          ¦тан,   местные  бюджеты,  собственные  средства¦
¦                       ¦предприятий                                    ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Ожидаемые    результаты¦уровень официальной безработицы в республике не¦
¦реализации программы   ¦превысит  1,5  процента от численности экономи-¦
¦                       ¦чески активного населения при  сохранении  сло-¦
¦                       ¦жившихся тенденций на рынке труда;             ¦
¦                       ¦ежегодное оказание услуг по вопросам  трудоуст-¦
¦                       ¦ройства не менее 590 тыс. граждан;             ¦
¦                       ¦ежегодное трудоустройство не менее 138 тыс. че-¦
¦                       ¦ловек,  из  них в рамках специальных программ -¦
¦                       ¦не менее 115,6 тыс. человек;                   ¦
¦                       ¦предоставление возможности получения профессио-¦
¦                       ¦нальных  навыков для последующего трудоустройс-¦
¦                       ¦тва не менее 7,0 тыс. человек в год;           ¦
¦                       ¦ежемесячная поддержка доходов не менее  чем  25¦
¦                       ¦тыс. безработных граждан                       ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Контроль за реализацией¦Министерство труда и занятости  Республики  Та-¦
¦программы              ¦тарстан                                        ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Республиканская программа
содействия занятости и социальной защиты незанятого населения
Республики Татарстан на 2004-2006 годы

Введение

Республиканская программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 15 Закона Республики Татарстан "О занятости населения".

Главной целью стратегии развития Республики Татарстан является обеспечение достойного уровня жизни населения.

Уровень жизни во многом определяется возможностью предоставить гражданам работу, соответствующую заработную плату и надлежащие условия труда.

Немаловажное значение имеет функционирование гибкой системы содействия в трудоустройстве населению, испытывающему трудности в поиске работы.

Настоящая Программа содержит основные мероприятия, которые направлены на содействие занятости незанятой части экономически активного населения и его социальную защиту от безработицы.

1. Занятость и рынок труда в Республике Татарстан

1.1. Анализ ситуации в области занятости

На начало 2003 года, по данным Комитета государственной статистики Республики Татарстан, в экономике Республики Татарстан были заняты 1697,6 тыс. человек, что лишь на 0,05 процента меньше, чем на начало 2002 года. В числе занятых женщины составляют 52 процента, или более 880 тыс. человек, молодежь в возрасте до 30 лет - 24 процента, или порядка 411 тыс. человек. Средний возраст работающего достигает 38 лет. Основная доля занятого населения (45 процентов) имеет среднее и начальное профессиональное образование.

Почти 78 процентов были заняты на крупных и средних предприятиях, численность которых снизилась на 1,5 процента. Наряду с этим выросла численность занятых в малом предпринимательстве, фермерских хозяйствах и занятых индивидуальным трудом.

Незначительное увеличение численности работников произошло на транспорте, в торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, культуре и здравоохранении, снижение - в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве.

Численность незанятых граждан, активно ищущих работу, классифицируемых по методологии Международной организации труда как общая численность безработных, составила в 2002 году в среднем 99,3 тыс. человек, или 5,5 процента от численности экономически активного населения, что на 14,7 тыс. человек меньше, чем в среднем за 2001 год. На долю женщин в общем числе безработных приходится 47 процентов.

Состояние рынка труда в 2002 году определялось следующими факторами:

замедление роста объемов промышленного производства. В 2002 году производство промышленной продукции составило к уровню 2001 года 100,8 процента;

увеличение по отношению к 2001 году масштабов неполной занятости за счет роста численности работников, которым были предоставлены административные отпуска. В течение 2002 года в режиме неполного рабочего времени работали 31,0 тыс. человек, в административных отпусках находились 182,9 тыс. человек (в 2001 году соответственно 29,6 тыс. человек и 56,0 тыс. человек). Объемы неполной занятости соответствуют ежедневному невыходу на работу 9 тыс. человек;

рост объемов увольнения граждан с предприятий и организаций республики. В 2002 году с крупных и средних предприятий Республики Татарстан уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников 12,0 тыс. человек, в 2001 году - 7,6 тыс. человек;

превышение численности уволенных с предприятий над числом принятых на работу. В 2002 году с крупных и средних предприятий республики уволены по различным причинам 315,8 тыс. человек, а приняты на работу 291,1 тыс. человек. Уровень восполнения потерь в рабочей силе составил 92 процента, в то время как в предыдущие годы на работу принимали больше, чем увольняли;

снижение среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях республики. В январе-декабре 2002 года среднесписочная численность составила 1274,6 тыс. человек, что на 1,8 процента меньше показателя 2001 года;

существование значительных объемов неформального рынка труда. По результатам обследования Комитета государственной статистики республики, на "сером" рынке занято примерно 286 тысяч человек, или почти 16 процентов от численности экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет;

привлечение в экономику республики иностранной рабочей силы. В 2002 году в Республике Татарстан работали 3240 иностранных работников, из них на начало 2003 года продолжали работать 1340 человек, или 0,08 процента от численности занятых в экономике. В основном это граждане Турции (68,5 процента).

В результате в 2002 году по Республике Татарстан произошло снижение занятости в целом и рост регистрируемой безработицы.

За 2002 год численность зарегистрированных безработных увеличилась на 5 тыс. человек. Уровень безработицы составил 1,26 процента от экономически активного населения. Увеличение численности безработных произошло во всех городах и районах республики.

Существует территориальная дифференциация по уровню безработицы: от 0,21 процента в Рыбно-Слободском районе до 2,7 процента в Лениногорском районе и г.Лениногорске.

Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности зарегистрированных безработных к числу заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках) составил 1,7 человека на одну вакансию.

В истекшем году, наряду с количественным дисбалансом, сохранилось и структурное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по полу, в профессионально-квалификационном разрезе, по условиям оплаты труда.

В структуре вакансий 71 процент составляют места для рабочих, 23 процента - для женщин, а в 15 процентах вакансий предлагаемая заработная плата ниже прожиточного минимума.

59 процентов безработных составляют лица, имеющие рабочие профессии либо не имеющие профессии вообще, 76 процентов - женщины.

В результате на одну вакантную должность специалиста могут претендовать 2 безработных, на одну "женскую" вакансию - 6 безработных женщин.

Средний период трудоустройства безработных составляет в целом по республике 4,6 месяца. Более продолжителен период трудоустройства у инвалидов и женщин - 4,7 и 4,8 месяца соответственно.

Активизация процессов увольнения работников в связи с сокращением штатов вызвала изменения в структуре безработных. Наметилась тенденция к росту доли высвобожденных работников (с 16 процентов на начало 2002 года до 26 процентов на конец года), доли мужчин в составе безработных (с 19 до 24 процентов), снижению доли молодежи (с 33 до 29 процентов).

1.2. Перспективы развития сферы занятости

По прогнозам Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, в 2004-2006 годах продолжится рост объемов промышленного, сельскохозяйственного производства, увеличится объем инвестиций в основной капитал.

Предполагается, что заложенные до 2006 года положительные тенденции в экономике позволят сохранить незначительный рост занятости населения.

В то же время мотивирование предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции и саморазвитие, реструктуризация предприятий отдельных отраслей, демографические факторы (вступление в трудоспособный возраст многочисленного контингента населения 80-х годов рождения) вызовут более значительное увеличение предложения рабочей силы, превышающего спрос на нее.

Основным контингентом, составляющим предложение рабочей силы, будут в первую очередь уволившиеся по собственному желанию, уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников, а также лица с низкой конкурентоспособностью на рынке труда (молодежь без опыта работы, женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды).

По данным центров занятости населения, отраслевых министерств республики, ожидается ежегодное увольнение работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности в количестве не менее 8,6 тыс. человек. Увольнению будут подлежать работники промышленности (химии, нефтехимии, электроэнергетики, машиностроения), образования, связи.

Прогнозируемое совокупное фиксируемое предложение незанятой рабочей силы с учетом "переходящего" количества зарегистрированных безработных будет составлять ежегодно 75-80 тыс. человек.

По различным направлениям содействия занятости будут перераспределяться порядка 70 процентов фиксируемого предложения рабочей силы, что позволит стабилизировать численность и уровень безработицы на уровне 1,5 процента от численности экономически активного населения.

2. Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы являются содействие занятости незанятого населения и обеспечение его социальной защиты в период поиска работы.

Исходя из этого определяются следующие задачи:

развитие активных программ содействия занятости;

регулирование трудовой миграции;

содействие занятости в сельской местности;

содействие в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы за счет развития системы профессионального обучения, организации профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

развитие социального партнерства на рынке труда;

повышение роли коллективных договоров в вопросах регулирования оплаты и условий труда;

осуществление мер по предупреждению увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, смягчению последствий массовых увольнений;

обеспечение информационной поддержки политики занятости населения и развитие информационных технологий;

оказание социальной поддержки безработным гражданам в период активного поиска работы;

совершенствование системы регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг.

3. Развитие активных программ содействия занятости

3.1. Содействие в трудоустройстве

Задачи, стоящие перед центрами занятости, - совершенствование форм взаимодействия с работодателями, пополнение банка данных вакансий, его эффективное использование в целях сокращения времени поиска гражданами подходящей работы, периода безработицы.

Основными направлениями деятельности центров занятости населения будут:

расширение банка вакансий, улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и о ее предложении;

подбор подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и работников по запросу работодателя;

организация и проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест;

психологическая поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обучение навыкам активного поиска работы в рамках специальных программ содействия занятости - "Клуб ищущих работу", "Новый старт".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»