Действующий

О Программе развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы

1.4. Результаты промышленной политики в НГХК Республики Татарстан
в условиях переходного периода


В условиях системного кризиса российской экономики переходного периода в Татарстане была реализована региональная промышленная политика, направленная на сохранение производственно-технологического и кадрового потенциала НГХК, создание условий для его устойчивого роста и повышения конкурентоспособности, формирование в итоге высоких инвестиционных возможностей и усиление, бюджетообразующей роли с тем, чтобы впоследствии это объективно привело к позитивным структурным сдвигам в других сферах региональной экономики.

В результате сформировалась особая в постсоюзном пространстве региональная модель управления развитием НГХК. Содержательную сторону модели отражают следующие основные направления и мероприятия в области поддержки и содействия решению проблем развития отраслей НГХК:

1. В 1993 г. Указом Президента Республики Татарстан создано ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" в целях обеспечения ускоренного развития НГХК, осуществления его структурной перестройки, повышения эффективности и конкурентоспособности. Это особая региональная управляющая структура в НГХК Республики Татарстан, имеющая в своем уставном капитале 50% доли государства, другие 50% распределены между предприятиями НГХК, что обеспечивает наиболее эффективную связь между государством и акционерными компаниями, а также баланс интересов всех участников регионального рынка.

2. В 1995-1998 гг. в целях поддержки ОАО "Татнефть" реализовано решение о предоставлении компании налоговых льгот в части отчислений в бюджет Республики Татарстан и внебюджетные фонды республики на добычу нефти из нерентабельных и убыточных скважин с применением методов повышения нефтеотдачи пластов, а также из новых месторождений.

3. В 1997 г. был подписан Указ Президента Республики Татарстан "О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан", который нацеливал на создание малых нефтедобывающих компаний для разработки новых нефтяных месторождений с привлечением инвесторов. Данная мера была направлена на увеличение добычи нефти в республике и создавала конкурентную среду в нефтедобывающем секторе Татарстана.

4. В 1996-1997 гг. проведен экономический эксперимент, заключающийся в установлении фиксированных льготных цен на газ и энергоресурсы для предприятий НГХК Республики Татарстан. Он позволил снять остроту проблемы ускоренной либерализации цен на продукцию и услуги естественных монополий на российском рынке, что привело к ценовой неконкурентоспособности продукции компаний комплекса.

5. В конце 1998 г. ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" по заданию Президента Республики Татарстан разработана Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 1999-2003 гг., положившая начало стратегическому планированию в НГХК Республики Татарстан на принципах согласованности и баланса интересов всех участников.

6. В качестве первого этапа указанной программы реализована стратегия внутриреспубликанской интеграции предприятий НГХК Республики Татарстан в целях гарантированного, приоритетного по отношению к поставкам за пределы региона сырьевого обеспечения нефтехимической и химической промышленности, что способствовало решению одной из основных проблем компаний на начальном этапе переходной экономики - проблемы недостаточности сырьевого обеспечения. Данная стратегия предопределила установление широкого спектра внутрирегиональных товарно-сырьевых взаимосвязей компаний НГХК.

Основные направления внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции в 1999 г. определены значимым для развития НГХК Республики Татарстан Протоколом совещания у Президента Республики Татарстан от 22 января 1999 г. В 2000-2003 гг. разработанная стратегия нашла свое дальнейшее развитие в соответствующих постановлениях Кабинета Министров Республики Татарстан, определяющих меры по эффективному использованию республиканских сырьевых ресурсов.

7. В 2000-2002 гг. обеспечивалось регулирование цен на важнейшие сырьевые ресурсы для нефтехимии, поставляемые в рамках внутриреспубликанской интеграции, что было направлено на сглаживание диспропорции в динамике цен производителей сырьевых, нефтехимических и конечных продуктов.

8. Инициировались процессы межрегиональной кооперации в интересах развития НГХК Республики Татарстан, а также установление взаимовыгодного взаимодействия в области товарно-сырьевого обеспечения, определения стратегических приоритетов развития, активизации инновационных процессов, реализации инвестиционных проектов, информационно-консультативного сопровождения процессов управления развитием НГХК и отдельных компаний.

9. За период 1999-2003 гг. в республике был реализован системный подход к стимулированию развития сектора малого и среднего бизнеса в химии и нефтехимии. С принятием Указа Президента Республики Татарстан N 474 "О мерах по стимулированию развития малого предпринимательства в нефтехимическом комплексе Республики Татарстан" положено начало созданию законодательно-правовой и организационной базы его функционирования. Продолжилось формирование структурообразующих элементов системы поддержки и развития данного сектора экономики, в частности, был создан инновационно-производственный технопарк "Идея", фонд венчурного финансирования инновационных проектов субъектов малого предпринимательства при ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг". Одним из важнейших элементов системы стимулирования развития малого и среднего бизнеса в НГХК является включение малых предприятий во внутриреспубликанскую интеграцию компаний НГХК в целях обеспечения сырьевыми ресурсами в рамках ежегодно принимаемых постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан "О сырьевом обеспечении предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан".

10. Начаты процессы формирования инновационной инфраструктуры в НГХК Республики Татарстан, заключающиеся в создании системы аудита и трансфера технологий зарубежного и отечественного производства на базе ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", создании сети объектов инновационной инфраструктуры (например, упомянутые технопарк, венчурный фонд) и др.

Таким образом, имела место активная региональная промышленная политика в отношении развития НГХК Республики Татарстан с постепенным нарастанием доли методов и инструментов, характерных для государственного регулирования в рыночных условиях хозяйствования, при неизменном сохранении принципов консолидации усилий всех участников взаимодействия в комплексе и стремления к достижению баланса их интересов.

Деятельность предприятий НГХК отражает эффективность поддержки оказываемой на региональном уровне. Об этом, в частности, свидетельствуют тенденции, указанные на рис.2-4.