В целях повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан и обеспечения на этой основе дальнейшего экономического роста в республике Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы.
2. Открытому акционерному обществу "Татнефтехиминвест-холдинг", Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан ежегодно информировать Кабинет Министров Республики Татарстан о ходе реализации указанной Программы.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Развитие нефтегазохимического комплекса (НГХК) является определяющим для Республики Татарстан, задающим тенденции регионального развития как через бюджетный механизм, так и через механизм мультипликативного влияния на функционирование отраслей экономики и социальной сферы региона. Роль ведущего звена будет по праву принадлежать комплексу и впредь в силу заключенного в нем потенциала.
Современный этап развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан характеризуется необходимостью перехода к стратегии устойчивого развития, общепринятая концепция которого заключается в нахождении баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии без ущерба для аналогичных потребностей будущих поколений.
Это предполагает решение широкого круга проблем в области масштабного технологического перевооружения и совершенствования товарной структуры производства на основе внедрения достижений науки, техники и технологии, создания благоприятных условий для инновационной деятельности, совершенствования инвестиционных механизмов, решения вопросов сырьевого обеспечения, осуществления целенаправленных изменений в сфере образования и кадрового потенциала, развития малого предпринимательства, реализации экологической и социальной политики и пр.
Выполнение мероприятий предыдущей Программы развития нефтегазохимического комплекса на 1999-2003 годы создало основу для решения указанных задач.
Настоящая Программа, одним из ключевых принципов которой является принцип преемственности, является логическим продолжением и развитием предыдущей программы и ставит новые комплексные и амбициозные цели, достижение которых должно быть обеспечено согласованными усилиями региональных и отраслевых структур управления, менеджмента компаний нефтегазохимического комплекса, организаций научно-технической, образовательной, социальной сферы, предпринимательского сектора.
Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" при непосредственном участии предприятий НГХК и других заинтересованных организаций.
Программа согласуется с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, программами и планами действий Правительств Российской Федерации и Республики Татарстан в основных областях социально-экономического развития России и Татарстана, подготовлена в соответствии с действующими законодательно-правовыми базами Российской Федерации и Республики Татарстан, согласуется со всеми решениями совета директоров ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг".
1. Принцип преемственности, выраженный в последовательном развитии основных положений Программы НГХК Республики Татарстан на 1999-2003 годы с целью сохранения логики ранее заданной стратегии.
2. Принципы системности и комплексности обусловливают рассмотрение НГХК Республики Татарстан как системы, развитие которой определяется совокупностью факторов внутренней и внешней среды, что предопределяет необходимость разработки стратегии развития с учетом этих факторов и относительно всех областей деятельности НГХК.
3. Принцип согласованности интересов и действий субъектов НГХК Республики Татарстан и органов власти региона. Стороны выражают взаимную заинтересованность в устойчивом развитии НГХК Республики Татарстан и региона в целом и консолидируют усилия в формировании стратегии такого развития и ее реализации.
Исходя из этого принципа, в Программу интегрированы:
а) стратегии, планы и программы отдельных компаний НГХК;
б) система мер экономического воздействия государства (региональный уровень) на процессы развития комплекса;
в) стратегия взаимодействия всех субъектов НГХК Республики Татарстан между собой.
Принцип согласованности выражается также в необходимости согласования стратегии развития НГХК Республики Татарстан с основными программами и планами развития социально-экономических систем более высокого уровня (Республики Татарстан, Российской Федерации, отраслей НГХК Российской Федерации), а также с программами развития других отраслевых комплексов Татарстана.
4. Принцип обратной связи. Выражается в необходимости периодической оценки эффективности реализации Программы через анализ достижения заданных критериев.
5. Принцип инновационности. Стратегические решения, сформулированные в Программе, основаны на инновационном факторе и направлены на формирование инновационного типа развития НГХК Республики Татарстан.
6. Принцип социальной ориентированности. Стратегические решения Программы учитывают социальные последствия: ориентированы на получение высокого социального эффекта, обеспечение экологичности, эргономичности и промышленной безопасности.
повышение конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса и обеспечение на этой основе экономического роста Республики Татарстан.
повышение конкурентоспособности нефтедобывающего сектора НГХК за счет реализации резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности, перехода на межрегиональный и транснациональный масштаб производственных, сбытовых и инвестиционных операций, развития нефтеперерабатывающих мощностей, диверсификации бизнеса;
формирование в республике полноценной конкурентоспособной нефтеперерабатывающей промышленности, ориентированной на обеспечение высокой глубины переработки нефти, выпуск сырья для химической и нефтехимической промышленности региона, производство нефтепродуктов, имеющих значительный потенциал сбыта на внутреннем и внешнем рынках;
ускоренное и коренное обновление основных фондов и номенклатуры продукции химического и нефтехимического комплекса на основе внедрения передовых наукоемких ресурсо- и природосберегающих технологий, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках;
углубление переработки продукции химии и нефтехимии за счет развития действующих и создания новых производств, в том числе малых и средних; ускоренное развитие сектора производств новых полимерных материалов и изделий на их основе;
стабильное обеспечение компаний комплекса сырьевыми ресурсами, совершенствование структуры их потребления путем более глубокой переработки различных видов сырья, более квалифицированного использования содержащихся в нем ценных компонентов;
совершенствование маркетинговой и сбытовой политики компаний комплекса, расширение арсенала применяемых инструментов и механизмов эффективного маркетинга; улучшение качества продукции и процессов, действующих на предприятиях НГХК, обеспечивающее повышение конкурентоспособности комплекса;
перевод НГХК на инновационный путь развития, заключающийся в постоянной разработке и эффективном освоении научно-технических нововведений (инноваций);
эффективное финансовое обеспечение реализации инвестиционной программы развития предприятий НГХК, формирование долгосрочных экономически эффективных механизмов инвестирования;
ускорение процессов развития малого и среднего предпринимательства в НГХК, наращивание инновационно-интеллектуального потенциала данного сектора, повышение его роли и значимости в развитии НГХК и малого предпринимательства Республики Татарстан в целом;
экологизация развития НГХК, выраженная в снижении негативного воздействия комплекса на окружающую природную среду при повышении эффективности хозяйственной деятельности предприятий;
переход предприятий комплекса на ресурсосберегающий путь развития, заключающийся в снижении ресурсоемкости производимой продукции при неуклонном повышении ее конкурентоспособности сохранении природных систем, поддержании их целостности; реализация потенциала НГХК Республики Татарстан в области расширения выпуска прогрессивных ресурсосберегающих материалов, инициирующих процессы ресурсосбережения в других отраслях экономики;
развитие всесторонней кооперации компаний НГХК с организациями других отраслей экономики региона, прежде всего ВПК и машиностроения, строительной индустрии, сельского хозяйства и пищевой промышленности и др.; реализация совместных крупных инвестиционных и инновационных проектов;
активное вхождение НГХК Республики Татарстан в единое информационное пространство на межрегиональном, общероссийском и международном уровне;
совершенствование системы управления комплексом, повышение степени централизованной координации его развития;
продолжение структурно-институциональных изменений, направленных на формирование оптимальных структурных пропорций в комплексе с учетом проводимых преобразований (в области отраслевой структуры, удельного веса инновационно и инвестиционно активных компаний, доли новых производств, доли производств продукции глубокой переработки, соотношения крупных, средних и малых компаний, интеграционных и дезинтеграционных процессов, развития рыночной и инновационной инфраструктуры и сферы услуг в НГХК и т.д.);
построение социально ориентированной, основанной на принципах социальной ответственности и социального партнерства, модели развития НГХК;
создание безопасных условий труда работающих и обеспечение бесперебойной, устойчивой к авариям и сбоям работы предприятий НГХК Республики Татарстан;
реализация эффективной кадровой политики в НГХК Республики Татарстан, направленной на повышение интеллектуального потенциала компаний комплекса, адекватного целям инновационного развития.
НГХК Республики Татарстан является базовым сектором татарстанской промышленности - это 51,9% общего объема выпуска (рис.1), 86% прибыли, порядка 28% численности занятых. Комплекс играет определяющую роль во внешней торговле, обеспечивая до 91% всего объема экспорта Республики Татарстан.
НГХК Татарстана объединяет предприятия, сфера деятельности которых лежит в области добычи природного сырья (нефти, попутных газов) (таблица 1), его переработки, производства нефтехимической и химической продукции, а также продукции конечной переработки. Объемы производства основных видов продукции компаниями комплекса в 2001-2003 гг. и показатели загрузки производственных мощностей представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Четыре предприятия республики - ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина" и ОАО "Казаньоргсинтез" - обеспечивают 93,95% всего объема реализации продукции основных компаний НГХК и являются бюджето- и градообразующими предприятиями Татарстана. Данные предприятия относятся к крупнейшим компаниям России (таблица 2), а по отдельным видам продукции - и Европы.
Компании химии и нефтехимии республики обеспечивают производство 10% товарной продукции химической и нефтехимической промышленности России, около 9,6% объема экспорта. Значителен их удельный вес в объеме сальдированного финансового результата, полученного в химии и нефтехимии России, - порядка 36%.
Республика имеет развитый нефтедобывающий сектор, представленный ОАО "Татнефть" и 27 малыми нефтедобывающими компаниями. В 2003 г. ими было добыто 29,135 млн.тонн нефти.
Важным достижением явился процесс формирования нефтеперерабатывающей отрасли республики, ключевым событием которого стало завершение строительства в 2002 г. базового комплекса ОАО "Нижнекамский НПЗ".
Наименование | Основные виды деятельности, | Объем реа- | Доля в об- |
1. ОАО "Татнефть" | нефтедобыча, реализация нефти | 114604,0 | 67,97 |
2. ОАО "Нижнекамск- | базовые монометры, нефтехими- | 24960,0 | 14,80 |
3. ОАО "Нижнекамск- | шины для легкового, грузово- | 10128,0 | 6,01 |
4. ОАО "Казаньорг- | ПЭВД, ПЭНД, органические про- | 8712,8 | 5,17 |
Суммарно по крупным | предприятиям | 158404,8 | 93,95 |
5. ОАО "Нижнекамс- | нефтепереработка, дизельное | 2439,0* | 1,45 |
6. ОАО "Нэфис-Кос- | синтетические моющие средства | 2266,1 | 1,34 |
7. ОАО "Татнефте- | нефтедобыча, нефтепереработка | 1810,8 | 1,07 |
8. ОАО "Нижнекамс- | технический углерод | 823,3 | 0,49 |
9. ОАО "Казанский | синтетические каучуки специ- | 750,5 | 0,45 |
10. ЗАО "КВАРТ" | резинотехнические изделия | 669,4 | 0,40 |
11. ОАО "Сэвилен" | ПЭВД, сэвилен, композиции сэ- | 508,8 | 0,30 |
12. ОАО "Химический | промышленная химия (технич., | 368,4 | 0,22 |
13. ОАО "Хитон" | бытовая химия (эмали, краски, | 306,4 | 0,18 |
14. ОАО "Тасма-Хол- | пленочная продукция, химичес- | 260,0 | 0,15 |
Суммарно по средним | предприятиям | 10202,7 | 6,05 |
Итого | 168607,5 | 100,00 |
* В объеме реализации отражается стоимость оказания услуг по переработке давальческой нефти.
Наименование | Рейтинг 100 крупнейших | Рейтинг "Эксперт-200" | ||||||||
По | объему реализации | По | объему реализации | |||||||
в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | |
ОАО "Татнефть" | 13 | 10 | 8 | 11 | 10 | |||||
ОАО "Нижнекамскнефте- | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 24 | 23 | 24 | 34 | 33 |
ОАО "Нижнекамскшина" | 5 | 9 | 10 | 9 | 5 | 40 | 52 | 62 | 61 | 64 |
ОАО "Казаньоргсинтез" | 16 | 14 | 9 | 10 | 9 | 73 | 76 | 61 | 67 | 76 |
ОАО "Нефис-Косметикс" | - | - | 65 | 56 | 46 | - | - | - | - | - |
ОАО "Казанский завод | - | 93 | 92 | 90 | 100 | - | - | - | - | - |
ОАО "Нижнекамсктехуг- | - | 98 | - | 93 | 95 | - | - | - | - | - |
ЗАО "КВАРТ" | - | - | - | - | 93 | - | - | - | - | - |