Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 апреля 2004 г. N 162
"О Программе развития нефтегазохимического комплекса
Республики Татарстан на 2004-2008 годы"

В целях повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан и обеспечения на этой основе дальнейшего экономического роста в республике Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы.

2. Открытому акционерному обществу "Татнефтехиминвест-холдинг", Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан ежегодно информировать Кабинет Министров Республики Татарстан о ходе реализации указанной Программы.


Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов


Программа
развития нефтегазохимического комплекса
Республики Татарстан на 2004-2008 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 2 апреля 2004 г. N 162)

Часть 1. Общие положения Программы
и анализ развития НГХК Республики Татарстан

1.1. Введение


Развитие нефтегазохимического комплекса (НГХК) является определяющим для Республики Татарстан, задающим тенденции регионального развития как через бюджетный механизм, так и через механизм мультипликативного влияния на функционирование отраслей экономики и социальной сферы региона. Роль ведущего звена будет по праву принадлежать комплексу и впредь в силу заключенного в нем потенциала.

Современный этап развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан характеризуется необходимостью перехода к стратегии устойчивого развития, общепринятая концепция которого заключается в нахождении баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии без ущерба для аналогичных потребностей будущих поколений.

Это предполагает решение широкого круга проблем в области масштабного технологического перевооружения и совершенствования товарной структуры производства на основе внедрения достижений науки, техники и технологии, создания благоприятных условий для инновационной деятельности, совершенствования инвестиционных механизмов, решения вопросов сырьевого обеспечения, осуществления целенаправленных изменений в сфере образования и кадрового потенциала, развития малого предпринимательства, реализации экологической и социальной политики и пр.

Выполнение мероприятий предыдущей Программы развития нефтегазохимического комплекса на 1999-2003 годы создало основу для решения указанных задач.

Настоящая Программа, одним из ключевых принципов которой является принцип преемственности, является логическим продолжением и развитием предыдущей программы и ставит новые комплексные и амбициозные цели, достижение которых должно быть обеспечено согласованными усилиями региональных и отраслевых структур управления, менеджмента компаний нефтегазохимического комплекса, организаций научно-технической, образовательной, социальной сферы, предпринимательского сектора.

Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" при непосредственном участии предприятий НГХК и других заинтересованных организаций.

Программа согласуется с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, программами и планами действий Правительств Российской Федерации и Республики Татарстан в основных областях социально-экономического развития России и Татарстана, подготовлена в соответствии с действующими законодательно-правовыми базами Российской Федерации и Республики Татарстан, согласуется со всеми решениями совета директоров ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг".

1.2. Основные принципы, цель и задачи Программы

Основные принципы Программы


1. Принцип преемственности, выраженный в последовательном развитии основных положений Программы НГХК Республики Татарстан на 1999-2003 годы с целью сохранения логики ранее заданной стратегии.

2. Принципы системности и комплексности обусловливают рассмотрение НГХК Республики Татарстан как системы, развитие которой определяется совокупностью факторов внутренней и внешней среды, что предопределяет необходимость разработки стратегии развития с учетом этих факторов и относительно всех областей деятельности НГХК.

3. Принцип согласованности интересов и действий субъектов НГХК Республики Татарстан и органов власти региона. Стороны выражают взаимную заинтересованность в устойчивом развитии НГХК Республики Татарстан и региона в целом и консолидируют усилия в формировании стратегии такого развития и ее реализации.

Исходя из этого принципа, в Программу интегрированы:

а) стратегии, планы и программы отдельных компаний НГХК;

б) система мер экономического воздействия государства (региональный уровень) на процессы развития комплекса;

в) стратегия взаимодействия всех субъектов НГХК Республики Татарстан между собой.

Принцип согласованности выражается также в необходимости согласования стратегии развития НГХК Республики Татарстан с основными программами и планами развития социально-экономических систем более высокого уровня (Республики Татарстан, Российской Федерации, отраслей НГХК Российской Федерации), а также с программами развития других отраслевых комплексов Татарстана.

4. Принцип обратной связи. Выражается в необходимости периодической оценки эффективности реализации Программы через анализ достижения заданных критериев.

5. Принцип инновационности. Стратегические решения, сформулированные в Программе, основаны на инновационном факторе и направлены на формирование инновационного типа развития НГХК Республики Татарстан.

6. Принцип социальной ориентированности. Стратегические решения Программы учитывают социальные последствия: ориентированы на получение высокого социального эффекта, обеспечение экологичности, эргономичности и промышленной безопасности.

Цель Программы


повышение конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса и обеспечение на этой основе экономического роста Республики Татарстан.

Задачи Программы


повышение конкурентоспособности нефтедобывающего сектора НГХК за счет реализации резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности, перехода на межрегиональный и транснациональный масштаб производственных, сбытовых и инвестиционных операций, развития нефтеперерабатывающих мощностей, диверсификации бизнеса;

формирование в республике полноценной конкурентоспособной нефтеперерабатывающей промышленности, ориентированной на обеспечение высокой глубины переработки нефти, выпуск сырья для химической и нефтехимической промышленности региона, производство нефтепродуктов, имеющих значительный потенциал сбыта на внутреннем и внешнем рынках;

ускоренное и коренное обновление основных фондов и номенклатуры продукции химического и нефтехимического комплекса на основе внедрения передовых наукоемких ресурсо- и природосберегающих технологий, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках;

углубление переработки продукции химии и нефтехимии за счет развития действующих и создания новых производств, в том числе малых и средних; ускоренное развитие сектора производств новых полимерных материалов и изделий на их основе;

стабильное обеспечение компаний комплекса сырьевыми ресурсами, совершенствование структуры их потребления путем более глубокой переработки различных видов сырья, более квалифицированного использования содержащихся в нем ценных компонентов;

совершенствование маркетинговой и сбытовой политики компаний комплекса, расширение арсенала применяемых инструментов и механизмов эффективного маркетинга; улучшение качества продукции и процессов, действующих на предприятиях НГХК, обеспечивающее повышение конкурентоспособности комплекса;

перевод НГХК на инновационный путь развития, заключающийся в постоянной разработке и эффективном освоении научно-технических нововведений (инноваций);

эффективное финансовое обеспечение реализации инвестиционной программы развития предприятий НГХК, формирование долгосрочных экономически эффективных механизмов инвестирования;

ускорение процессов развития малого и среднего предпринимательства в НГХК, наращивание инновационно-интеллектуального потенциала данного сектора, повышение его роли и значимости в развитии НГХК и малого предпринимательства Республики Татарстан в целом;

экологизация развития НГХК, выраженная в снижении негативного воздействия комплекса на окружающую природную среду при повышении эффективности хозяйственной деятельности предприятий;

переход предприятий комплекса на ресурсосберегающий путь развития, заключающийся в снижении ресурсоемкости производимой продукции при неуклонном повышении ее конкурентоспособности сохранении природных систем, поддержании их целостности; реализация потенциала НГХК Республики Татарстан в области расширения выпуска прогрессивных ресурсосберегающих материалов, инициирующих процессы ресурсосбережения в других отраслях экономики;

развитие всесторонней кооперации компаний НГХК с организациями других отраслей экономики региона, прежде всего ВПК и машиностроения, строительной индустрии, сельского хозяйства и пищевой промышленности и др.; реализация совместных крупных инвестиционных и инновационных проектов;

активное вхождение НГХК Республики Татарстан в единое информационное пространство на межрегиональном, общероссийском и международном уровне;

совершенствование системы управления комплексом, повышение степени централизованной координации его развития;

продолжение структурно-институциональных изменений, направленных на формирование оптимальных структурных пропорций в комплексе с учетом проводимых преобразований (в области отраслевой структуры, удельного веса инновационно и инвестиционно активных компаний, доли новых производств, доли производств продукции глубокой переработки, соотношения крупных, средних и малых компаний, интеграционных и дезинтеграционных процессов, развития рыночной и инновационной инфраструктуры и сферы услуг в НГХК и т.д.);

построение социально ориентированной, основанной на принципах социальной ответственности и социального партнерства, модели развития НГХК;

создание безопасных условий труда работающих и обеспечение бесперебойной, устойчивой к авариям и сбоям работы предприятий НГХК Республики Татарстан;

реализация эффективной кадровой политики в НГХК Республики Татарстан, направленной на повышение интеллектуального потенциала компаний комплекса, адекватного целям инновационного развития.

1.3. Общая характеристика НГХК Республики Татарстан


НГХК Республики Татарстан является базовым сектором татарстанской промышленности - это 51,9% общего объема выпуска (рис.1), 86% прибыли, порядка 28% численности занятых. Комплекс играет определяющую роль во внешней торговле, обеспечивая до 91% всего объема экспорта Республики Татарстан.



Рис. 1. Структура промышленного производства Республики Татарстан в 2003 году



НГХК Татарстана объединяет предприятия, сфера деятельности которых лежит в области добычи природного сырья (нефти, попутных газов) (таблица 1), его переработки, производства нефтехимической и химической продукции, а также продукции конечной переработки. Объемы производства основных видов продукции компаниями комплекса в 2001-2003 гг. и показатели загрузки производственных мощностей представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.

Четыре предприятия республики - ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина" и ОАО "Казаньоргсинтез" - обеспечивают 93,95% всего объема реализации продукции основных компаний НГХК и являются бюджето- и градообразующими предприятиями Татарстана. Данные предприятия относятся к крупнейшим компаниям России (таблица 2), а по отдельным видам продукции - и Европы.

Компании химии и нефтехимии республики обеспечивают производство 10% товарной продукции химической и нефтехимической промышленности России, около 9,6% объема экспорта. Значителен их удельный вес в объеме сальдированного финансового результата, полученного в химии и нефтехимии России, - порядка 36%.

Республика имеет развитый нефтедобывающий сектор, представленный ОАО "Татнефть" и 27 малыми нефтедобывающими компаниями. В 2003 г. ими было добыто 29,135 млн.тонн нефти.

Важным достижением явился процесс формирования нефтеперерабатывающей отрасли республики, ключевым событием которого стало завершение строительства в 2002 г. базового комплекса ОАО "Нижнекамский НПЗ".

Таблица 1. Характеристика крупных и средних предприятий НГХК
Республики Татарстан


Наименование
компаний

Основные виды деятельности,
наименование продукции

Объем реа-
лизации в
2003 г.,
млн.рублей

Доля в об-
щем объе-
ме реали-
зации

1. ОАО "Татнефть"

нефтедобыча, реализация нефти
и нефтепродуктов, производс-
тво и переработка попутных
газов и ШФЛУ

114604,0

67,97

2. ОАО "Нижнекамск-
нефтехим "

базовые монометры, нефтехими-
ческая продукция, синтетичес-
кие каучуки

24960,0

14,80

3. ОАО "Нижнекамск-
шина"

шины для легкового, грузово-
го, сельскохозяйственного
транспорта

10128,0

6,01

4. ОАО "Казаньорг-
синтез"

ПЭВД, ПЭНД, органические про-
дукты, фенол, ацетон, поли-
этиленовые трубы

8712,8

5,17

Суммарно по крупным

предприятиям

158404,8

93,95

5. ОАО "Нижнекамс-
кий НПЗ"

нефтепереработка, дизельное
топливо, авиакеросин, вакуум-
ный газойль, котельно-печное
топливо, неокисленный дорож-
ный битум

2439,0*

1,45

6. ОАО "Нэфис-Кос-
метикс"

синтетические моющие средства

2266,1

1,34

7. ОАО "Татнефте-
пром", ОАО "Татнеф-
тепром-Зюзеевнефть"

нефтедобыча, нефтепереработка

1810,8

1,07

8. ОАО "Нижнекамс-
кий завод техничес-
кого углерода"

технический углерод

823,3

0,49

9. ОАО "Казанский
завод синтетическо-
го каучука"

синтетические каучуки специ-
ального назначения, резино-
технические изделия

750,5

0,45

10. ЗАО "КВАРТ"

резинотехнические изделия

669,4

0,40

11. ОАО "Сэвилен"

ПЭВД, сэвилен, композиции сэ-
вилена

508,8

0,30

12. ОАО "Химический
завод им.Л.Я.Карпо-
ва"

промышленная химия (технич.,
фармакопея, реактивы), быто-
вая химия

368,4

0,22

13. ОАО "Хитон"

бытовая химия (эмали, краски,
синтетические моющие средс-
тва, аэрозоли)

306,4

0,18

14. ОАО "Тасма-Хол-
динг"

пленочная продукция, химичес-
кая продукция, товары народ-
ного потребления

260,0

0,15

Суммарно по средним

предприятиям

10202,7

6,05

Итого

168607,5

100,00


* В объеме реализации отражается стоимость оказания услуг по переработке давальческой нефти.



Таблица 2. Позиции предприятий НГХК Республики Татарстан
в рейтингах крупнейших промышленных и химических компаний России*


Наименование
компаний

Рейтинг 100 крупнейших
химических компаний
России

Рейтинг "Эксперт-200"
среди 200 промышленных
компаний России

По

объему реализации

По

объему реализации

в
1998
г.

в
1999
г.

в
2000
г.

в
2001
г.

в
2002
г.

в
1998
г.

в
1999
г.

в
2000
г.

в
2001
г.

в
2002
г.

ОАО "Татнефть"

13

10

8

11

10

ОАО "Нижнекамскнефте-
хим"

1

1

2

2

1

24

23

24

34

33

ОАО "Нижнекамскшина"

5

9

10

9

5

40

52

62

61

64

ОАО "Казаньоргсинтез"

16

14

9

10

9

73

76

61

67

76

ОАО "Нефис-Косметикс"

-

-

65

56

46

-

-

-

-

-

ОАО "Казанский завод
СК"

-

93

92

90

100

-

-

-

-

-

ОАО "Нижнекамсктехуг-
лерод"

-

98

-

93

95

-

-

-

-

-

ЗАО "КВАРТ"

-

-

-

-

93

-

-

-

-

-

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»