За последние годы система потребительской кооперации существенно утратила свои позиции на республиканском рынке в вопросах обеспечения населения товарами народного потребления.
Сегодня наиболее значительной проблемой потребительского рынка остается разрыв в развитии предприятий городской и сельской торговли. Несмотря на то, что в настоящее время в сельской местности проживает 25,8% населения республики, на сельский оборот розничной торговли приходится лишь 16%. Почти 84% объема оборота сосредоточено в городах.
Начиная с 1998 года наблюдается ухудшение результатов деятельности во всех сферах кооперативного хозяйства. По итогам работы за 2002 год объем оборота розничной торговли Татреспотребсоюза по сравнению с 2001 годом снизился в сопоставимых ценах на 10,2%. Снижение допущено в 19 районах, что составляет 42% общего количества районных потребительских обществ, в том числе в Мензелинском - на 23%, Агрызском райпо - на 24%, Айшинском ПО - на 27%, Арском РПС - на 30% и других.
За 2003 год оборот торговли Татреспотребсоюза составил 2940 млн.рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2002 года увеличение составило лишь 1%, тогда как в целом по республике этот показатель равен 14,7%.
Снижение товарооборота допущено в 22 районах республики, что составляет 47,8% общего количества районных потребительский обществ, в том числе в Нижнекамском - на 50%, Новошешминском - на 51%, Апастовском - на 62%, Сармановском - на 42%, Балтасинском - на 22% и т.д.
Наблюдается определенное различие душевой продажи потребительских товаров в целом по республике и системе Татреспотребсоюза. Если в 1990 году на одного сельского жителя кооперативная торговля реализовала потребительских товаров на 1185 рублей, что на 14,6% меньше, чем в среднем по республике, то за период с 1998 по 2003 год разрыв увеличился в семь раз. В 2003 году продажа товаров Татреспотребсоюзом на душу населения составила 3457 рублей при среднереспубликанском значении 25240 рублей.
Доля потребительской кооперации в обороте розничной торговли в Новошешминском районе снизилась с 27,4% в 2001 г. до 1,6% в 2003 году, Сармановском - с 16% до 3%, Нурлатском - с 11,7% до 1,8% соответственно и т.д.
Состояние потребительской кооперации напрямую сказывается на качестве торгового обслуживания сельских жителей. Характерными признаками предприятий торговли системы Татреспотребсоюза стали небольшой ассортимент товаров повседневного спроса и высокие цены, что, в свою очередь, деформировало структуру оборота розничной торговли. Если в обороте предприятий розничной торговли Татреспотребсоюза в 1990 году доля непродовольственных товаров составляла 49,9%, то в 2003 году этот показатель снизился до 17% при среднереспубликанском - 44,8%.
В отдельных районах удельный вес непродовольственных товаров в обороте розничной торговли значительно ниже среднего показателя по системе Татреспотребсоюза и составил в 2003 году в Пестречинском районе 8%, Буинском - 10%, Новошешминском - 9%, Нижнекамском - 8%, Лениногорском - 11%, Сабинском - 12%, Бугульминском - 11%, Тукаевском - 10%.
В некоторых сельских торговых предприятиях половина объема оборота розничной торговли формируется за счет продажи 5-6 групп товаров (хлеба и хлебобулочных изделий, алкогольной продукции, кондитерских, крупяных и макаронных изделий). В розничном товарообороте Татреспотребсоюза объем реализации алкогольной продукции в среднем составляет 27%, а в 12 районах этот показатель превышает 30%. Так, в Азнакаевском и Апастовском районах он равен 33%, Заинском и Черемшанском - 38%, Лениногорском - 39%, в Актанышском - 41% и т.д.
Недостаточно представлен ассортимент непродовольственных товаров, особенно хозяйственного и культурно-бытового назначения. Слабо развита сеть магазинов по торговле непродовольственными товарами, которая составляет лишь 10% общего количества предприятий системы Татреспотребсоюза. За последние 5 лет сеть предприятий сократилась на 25%, или на 715 предприятий торговли. В 2002 году из-за нерентабельной работы закрыто около 300 магазинов, обслуживающих сельское население, а в 2003 году торговая сеть уменьшилась еще на 109 предприятий.
Прослеживается тенденция снижения оборотов предприятий общественного питания.
Оборот предприятий общественного питания Татреспотребсоюза за 2003 год составил 256,1 млн.рублей, прирост составил 1%. Тогда как в целом по республике этот показатель равен 13,2%.
Вместе с тем в 2003 году в 18 районах республики по сравнению с 2002 годом наблюдается снижение оборота предприятий общественного питания Татреспотребсоюза. В Новошешминском и Зеленодольском районах этот показатель снизился более чем в 2 раза.
В системе Татреспотребсоюза услуги общественного питания предоставляют 195 предприятий Их количество уменьшилось по сравнению с 2002 годом на 0,8%, или на 17 предприятий. Доля предприятий общественного питания Татреспотребсоюза от общего числа по республике составляет 5%.
Недостаточно ведется работа по развитию сети предприятий общественного питания потребкооперации в Агрызском, Апастовском, Буинском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Камско-Устьинском, Мамадышском, Рыбно-Слободском, Сабинском и Тукаевском районах.
Производство по-прежнему остается одной из важнейших отраслей в системе Татреспотребсоюза и является значительным источником товарных ресурсов. С 1998 отмечается снижение удельного веса продукции собственного производства в обороте розничной торговли, и в 2003 г. этот показатель составил лишь 19,8%. С 2000 по 2003 год допущено снижение производства хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении на 29,3%, макаронных изделий - на 43,5%, консервов - на 74,8%.
Огромный потенциал имеет заготовительная отрасль. Ресурсы сельхозпродуктов и сырья в Республике Татарстан формируют коллективные хозяйства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, крестьянские, фермерские хозяйства, личные подворья сельских граждан.
В настоящее время заготовительные организации потребительской кооперации осваивают всего лишь 6,4% ресурсов сельхозпродукции и сырья, произведенных только в личных сельских подворьях. Настоящей Программой предусматривается поднять к 2010 году уровень освоения ресурсов до 35,6%.
В современных рыночных условиях в услугах заготовительной отрасли крайне нуждаются как сельскохозяйственные товаропроизводители, для которых заготовители являются гарантом сбыта выращенной продукции, предприятия перерабатывающей промышленности, для которых заготовители являются основными поставщиками сырья, так и государство, для которого заготовительная отрасль обеспечивает прозрачный учет доходов населения и пополнение бюджета в виде налогов.
Являясь одним из приоритетных направлений в системе потребительской кооперации, заготовительная деятельность позволяет сельчанам обеспечить сбыт излишков сельхозпродуктов, пополняет их семейный бюджет и увеличивает покупательскую способность. Однако за последние годы значительно ухудшились показатели объемов закупок сельхозпродукции и сырья у населения. Так, с 2000 по 2003 год объем закупки молока в натуральном выражении снизился на 34,5%, мяса - на 29,2%, шерсти - на 50,5%, кожсырья крупного - на 41,5%, кожсырья мелкого - на 46,2%.
Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту потребительской кооперации является медленный процесс преобразований. К числу наиболее характерных для настоящего времени проблем следует отнести отсутствие стратегии в деятельности потребительской кооперации.
Организации потребительской кооперации - это юридические лица, которые созданы в форме потребительских обществ и их союзов, вошедшие в соответствии с установленным порядком в систему Татреспотребсоюза, а также в виде хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля указанных потребительских обществ (их союзов) составляет 25% и более.
Ранее структура потребительской кооперации Республики Татарстан носила предельно ясный характер: на уровне районов создавались потребительские общества и их союзы, которые, в свою очередь, входили в систему согласно поданному заявлению. В последнее время в районах республики на базе собственности Татреспотребсоюза создано большое количество потребительских и хозяйственных обществ, которые пользуются имуществом системы, но формально не имеют отношения к Татреспотребсоюзу.
К 2003 году децентрализация привела к тому, что роль Татреспотребсоюза как ключевого звена и основного организующего центра в системе была нивелирована. Как следствие, некоторые решения стали приниматься без учета мнения Татреспотребсоюза. Так, например, несмотря на недопустимость реализации недвижимого имущества без согласия Татреспотребсоюза на совершение такой сделки, некоторыми потребительскими обществами были приняты решения об отчуждении недвижимого имущества в пользу лиц, которые вообще не имеют никакого отношения к системе Татреспотребсоюза.
Другим примером противоправного отчуждения имущества являются случаи, когда имущество ликвидируемой организации продается не председателем ликвидационной комиссии, а бывшим руководителем. Для предупреждения такого рода правонарушений руководством Татреспотребсоюза направлены письма в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Республики Татарстан с просьбой истребовать в случаях государственной регистрации сделок с объектами недвижимости, отчуждаемыми из собственности организаций потребительской кооперации Республики Татарстан, согласование на их проведение Татреспотребсоюза.
Сохранение имущества организаций потребкооперации - это отнюдь не действия по введению абсолютного моратория или запрета на реализацию их имущества. Это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию имущественного комплекса организаций потребкооперации: нужное имущество должно быть сохранено и эффективно использовано, а ненужное имущество - реализовано. В настоящее время организациям потребкооперации нецелесообразно платить налоги за то имущество, которое не используется, нести издержки по объектам, которые не приносят ожидаемого экономического эффекта. Практически в каждом районе имеются полуразрушенные здания, не подлежащие восстановлению транспортные средства, иные неиспользуемые активы, за которые тем не менее организации платят налоги.
На сегодняшний день имущественные права на подавляющее большинство объектов недвижимости организаций потребкооперации не зарегистрированы в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан. Основными причинами этого являются: