Недействующий

О Республиканской программе развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2004-2010 годы (утратило силу)

1.5. Место и значение пайщиков в системе потребительской кооперации


Общеизвестным фактом является то, что осуществление предпринимательской деятельности в отдаленных сельских районах и малых населенных пунктах с экономической точки зрения является нерентабельным. Вместе с тем необходимо учитывать то, что и в указанных местностях проживают люди со своими материальными и нематериальными потребностями, нуждающиеся в их ежедневном удовлетворении. Именно для решения этих задач по обеспечению сельского населения товарами повседневного спроса и реализации продукции личного подсобного хозяйства и организовываются такие некоммерческие организации, как потребительские общества, в системе которых основополагающим звеном являются пайщики.

Создавая потребительские общества, пайщики, как это отмечено выше, одновременно создают и гарантированный канал сбыта произведенной ими сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо, овощи, шерсть и т.д.), то есть продукции личного подсобного хозяйства, и получают возможность удовлетворять свои потребности в товарах первой необходимости (одежде, продуктах питания и т.д.).

Роль пайщиков в системе организаций потребительской кооперации определяется также и тем, что последние принимают непосредственное участие в деятельности РПС, райпо и ПО посредством принятия решений на общем собрании пайщиков, через участие в деятельности выборных органов управления: совета общества и его правления. Это, в свою очередь, позволяет потребкооперативам адекватно реагировать на конкретные проблемы, связанные с реализацией пайщиками своего права на удовлетворение их потребительского спроса.

За пайщиками в соответствии с действующим законодательством для реализации их законных интересов закреплены следующие права:

на добровольной основе вступать в потребительское общество и выходить из него;

участвовать в деятельности потребительского общества, выбирать и быть избранным в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

получать кооперативные выплаты и пользоваться льготами в соответствии с решением общего собрания;

в приоритетном порядке приобретать в потребительском обществе преимущественно перед другими гражданами товары (услуги), осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла, а также сдавать сельскохозяйственную продукцию и сырье на переработку, в том числе на давальческих началах;

в первоочередном порядке быть принятым на работу в потребительское общество в соответствии с профессиональной подготовкой, образованием и учетом потребности в работниках, а также получать направление на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых собранием потребительского общества;

получать информацию от органов управления и контроля потребительского общества об их деятельности;

обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и контроля потребительского общества;

обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающих их интересы.

Пайщики как полноправные хозяева в потребительском обществе на своем общем собрании, которое является высшим органом потребительского общества, вправе решать все вопросы его деятельности, избирать совет и ревизионную комиссию.

Пайщики имеют право участвовать:

в свободном обсуждении всех вопросов в деятельности кооператива на собраниях кооперативных участков и общих собраниях потребительского общества, выступать с критикой;

открыто высказывать и отстаивать до принятия решения свои предложения, что является важнейшей стороной кооперативной демократии.

Пайщики вправе добиваться, чтобы на собрания выносились вопросы, касающиеся их жизненных интересов. Помимо традиционных обязательных отчетов совета, правления, уполномоченных, ревизионных комиссий, органов общественно-массового контроля, заведующих магазинами, других должностных лиц, на первом месте должны быть социальные вопросы, связанные с обеспечением людей работой, оказанием помощи и поддержки многодетным и малообеспеченным семьям пайщиков, престарелым, инвалидам, другим остро нуждающимся членам кооператива.

Пайщики в полной мере должны использовать свое законное право освобождать от занимаемых должностей руководителей потребительского общества, допускающих нарушения устава кооператива, разного рода злоупотребления, растаскивание кооперативного имущества, не обеспечивающих безубыточную работу потребительского общества.

Всем пайщикам следует твердо знать, что они составляют основу потребительской кооперации и им принадлежит решающее слово в определении судьбы своего потребительского общества, а потому они должны регулярно посещать участковые и общие собрания, активно участвовать в принятии и реализации принятых решений.

Пайщикам следует проявлять высокую требовательность и взыскательность к избранным руководителям, добиваться безубыточной работы кооперативных организаций, сохранения и преумножения кооперативной собственности, решительно пресекать всякие нарушения устава и злоупотребления.

Таким образом, о системе потребительской кооперации (РПС, райпо и ПО), можно говорить как о необходимом механизме, который направлен на обеспечение приемлемого уровня жизни всех граждан и в особенности тех из них, место жительство которых находится в отдаленных и малых населенных пунктах нашей республики.

Для того, чтобы потребительская кооперация выполняла свои основополагающие функции, необходимо быстрее провести мероприятия по кардинальному реформированию структуры управления, которая должна соответствовать истинной природе кооперации, быть гибкой и демократичной, полностью подконтрольной пайщикам и позволяющей развивать их гражданско-правовую активность.