Недействующий

Об утверждении "Порядка прохождения материалов административного и искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (утратило силу)

4. Порядок рассмотрения протоколов о нарушении законодательства
в области охраны окружающей среды

4.1. Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется Заместителем главного госинспектора на подведомственной территории или Главным госинспектором РТ (или, в случае его отсутствия, Заместителем главного госинспектора РТ) с участием правонарушителя, специалиста отдела нормативно-правового регулирования Министерства (в случае рассмотрения дела Главным госинспектором РТ), а также, в случае необходимости, госинспектора, составившего протокол. Участие госинспектора обеспечивает начальник отдела или инспекции.

В случае поступления ходатайств от правонарушителя либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен Главным госинспектором РТ (Заместителем главного госинспектора на подведомственной территории), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.

4.2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Главный госинспектор РТ или Заместитель главного госинспектора на подведомственной территории в пределах своих полномочий выносят постановление.

По форме и содержанию, а также последовательности изложения сведений, постановление должно отвечать требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, а именно: в постановлении должны быть указаны сведения о должностном лице, его вынесшем (должность, фамилия, имя, отчество); дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело (фамилия, имя, отчество, год рождения); обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; указание на нормативный акт (номер статьи и ее часть, если таковая имеет место), предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

4.3. Рассмотрев дело, Главный госинспектор РТ или Заместитель главного госинспектора на подведомственной территории в пределах своих полномочий лицо выносят одно из следующих постановлений:

- о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. Приложение 12) (ст.29.9 КоАП РФ);

- о назначении административного наказания (см. Приложения 10, 11).

4.3.1. Постановление о прекращении производства по делу должностное лицо вправе вынести при объявлении устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ; передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; а также при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ:

- отсутствие события административного правонарушения;

- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) шестнадцатилетнего возраста или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

- действия лица в состоянии крайней необходимости;

- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

- отмена закона, установившего административную ответственность;

- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

4.3.2. Постановление о назначении наказания выносится лишь тогда, когда материалами дела доказана вина, нет обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения от административной ответственности.

К видам административных наказаний относятся:

- предупреждение;

- административный штраф;

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Если административным правонарушением нанесен вред окружающей среде и природным ресурсам, оформляется претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, с указанием размера ущерба, сроков и порядка его возмещения (см. Приложение 13).

Вещи, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, изымаются госинспектором (о чем делается отметка в протоколе или составляется протокол изъятия), хранятся до рассмотрения дела, в зависимости от результатов рассмотрения либо возвращаются владельцу, либо в установленном порядке конфискуются - по решению суда (см. Приложение 14).

Конфискация как вид административного наказания назначается лишь в случаях, предусмотренных КоАП РФ, устанавливающих ответственность за данное административное правонарушение. Конфискация может быть направлена лишь на предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Кроме видов административного наказания к нарушителю могут применяться меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством, в т.ч. природоохранным:

а) выноситься представление о приостановлении хозяйственной и иной деятельности (см. Приложение 15);

б) оформляться представление о приостановлении финансирования хозяйственной и иной деятельности (см. Приложение 16);

в) направляться руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу) представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю.