Действующий

О совершенствовании экспертизы временной нетрудоспособности и управлении качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан

Раздел 1. Общие положения

1.1. Экспертиза - проверка соответствия деятельности и ее результатов имеющимся представлениям в виде руководств, экспертных мнений, норм и нормативов, проводимая признанными высококвалифицированными специалистами (экспертами) или группой специалистов.

1.2. Эксперт - специалист, владеющий методологией проведения экспертизы и его высокая квалификация документально подтверждена и признана коллегами.

1.3. Экспертиза временной нетрудоспособности - вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

1.4. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующим законодательством и настоящим Положением.

1.5. Экспертиза временной нетрудоспособности в части оценки состояния здоровья пациента, степени и сроков временной утраты трудоспособности осуществляется лечащими врачами лечебно-профилактических учреждений.

В отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, проведение экспертизы временной нетрудоспособности разрешается среднему медицинскому работнику.

Врачи и средние медицинские работники, работающие в государственных (медицинских) учреждениях здравоохранения, осуществляют экспертизу временной нетрудоспособности на основании лицензии, выданной учреждению.

Врачи, занимающиеся частной деятельностью, должны иметь лицензию на основной вид медицинской деятельности и проведение экспертизы временной нетрудоспособности, а также удостоверение (свидетельство) об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности.

1.6. Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи, имеющимся потребностям пациента (установленным и предлагаемым), его ожиданиям, своевременному уровню медицинской науки и технологии.

Характеристики качества медицинской помощи:

- доступность;

- безопасность;

- удовлетворенность;

- оптимальность (как соответствие установленным стандартам качества и нормам этики);

- стабильность процесса и результата;

- развитие (как совершенствование и улучшение процесса и результата);

- обоснованность действий, технологии и адекватности (адекватность);

- эффективность.

1.7. Оценка качества медицинской помощи - определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам и удовлетворения пациента ею.

1.8. Обеспечение качества - планируемые и осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества для достижения конечной цели - сохранения или улучшения состояния здоровья в результате оказания медицинской помощи, включая функциональные возможности пациента, его хорошее самочувствие и удовлетворенность.

1.9. Контроль качества - это деятельность, направленная на сопоставление полученных результатов и характеристик с установленными стандартами.

1.10. Экспертиза временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, комитетами качества и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества могут приглашаться сотрудники КГМА и КГМУ, НИИ и других учреждений на договорной основе.

1.11. Управление качеством медицинской помощи - организация и контроль деятельности системы здравоохранения для обеспечения потребностей населения в медицинской помощи и удовлетворение потребителей. Управление основано на оценке потребностей и степени их удовлетворения.

1.12. Управление качеством включает три основных процесса, ориентированных на качество:

- планирование качества, т.е. процесс подготовки к достижению цели качества;

- контроль качества, т.е. процесс достижения качества во время выполнения технологии;

- улучшение качества, т.е. стремление к более высоким уровням исполнения технологии.

1.13. Планирование качества медицинской помощи включает в себя создание процесса, который будет отвечать поставленным целям при условии управления ими. Наиболее полно планирование качества решается через стандартизацию. Стремление к соответствию требованиям стандарта обеспечивает такой технологический процесс, который приводит к полному удовлетворению потребностей пациента. При этом необходимо разработать показатели и стандарты качества на все виды медицинской деятельности, включая работу медицинского персонала и довести их до всего коллектива медицинского учреждения. Далее проводится анализ медицинской деятельности в соответствии с принятыми стандартами и показателями.

1.14. Контроль качества медицинской помощи включает следующие элементы: