В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.97 г. N 111 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О медицинском страховании граждан Республики Татарстан", приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности России от 13.01.95 г. N 5 "О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.96 г. N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации" и в целях совершенствования экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан утверждаю:
1. Положение об экспертизе временной нетрудоспособности и управлении качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (приложение 1).
2. Положение о комитете качества лечебно-профилактического учреждения (приложение 2).
3. Положение о заместителе руководителя лечебно-профилактического учреждения - председателе комитета качества (приложение 3).
4. Положение о комитете качества органа управления здравоохранением (приложение 4).
5. Положение о межведомственном комитете качества Министерства здравоохранения Республики Татарстан (приложение 5).
6. Состав межведомственного комитета качества Министерства здравоохранения Республики Татарстан (приложение 6).
7. Положение о внештатном эксперте Министерства здравоохранения Республики Татарстан (приложение 7).
Приказываю:
1. Начальникам управлений здравоохранения гг.Казани, Набережные Челны, Нижнекамского ТМО и РТМО, ТМО г.Альметьевска и района, главным врачам республиканских медицинских учреждений и центральных районных больниц:
1.1. Организовать экспертизу временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи населению в соответствии с настоящим приказом и "Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", утвержденной приказом Минздравмедпрома России и постановлением Фонда социального страхования России от 19.10.94 г. N 206/21.
1.2. Создать при органах управления здравоохранением комитеты качества и организовать их работу в соответствии с Положением (приложение 4).
1.3. Ввести в лечебно-профилактических учреждениях вместо должности заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности должность заместителя главного врача-председателя комитета качества и организовать его работу в соответствии с Положением (приложение 3).
При отсутствии в лечебно-профилактическом учреждении указанной должности, выполнение этой функции возложить на заместителя главного врача по лечебной работе или по поликлинике, а при их отсутствии на одного из заведующих отделением.
1.4. Ликвидировать врачебно-контрольные комиссии, создать комитеты качества в каждом лечебно-профилактическом учреждении республики независимо от форм собственности и организовать их работу в соответствии с Положением (приложение 2).
1.5. Осуществлять учет, отчетность и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность. Представлять в установленные сроки в РЦ "МедСоцЭконом" статистический отчет по форме 16-ВН.
1.6. Представлять ежегодно в срок до 15 января в Министерство здравоохранения РТ заявку на бланки листков нетрудоспособности на следующий календарный год.
2. Начальнику отдела организации лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Р.У.Бурнашов), начальнику отдела охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Д.Г.Галеева), председателю государственной аккредитационно-лицензионной медицинской комиссии (Р.Г.Ямалеев), директору центра "МедСоцЭконом" (А.А.Гильманов) обеспечить организационно-методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, организации контроля качества медицинской помощи и работы комитетов качества.
2.1. Разработать и представить в 1997-1998 годах на утверждение методики экспертного контроля и набор показателей их характеризующих, стандарты медицинской деятельности.
2.2. Обеспечить организационно-методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, организации контроля качества медицинской помощи и работы комитетов качества.
3. Поручить РЦ "МедСоцЭконом" (А.А.Гильманов) с участием заинтересованных ведомств, Казанской государственной медицинской академии разработать и до 30.12.98 г. представить в Минздрав РТ методические рекомендации по ориентировочным срокам временной нетрудоспособности.
4. Планово-экономическому отделу (В.Г.Камалетдинова) в установленном порядке выделить средства для оплаты методических рекомендаций по ориентировочным срокам временной нетрудоспособности.
5. Внештатным экспертом Министерства здравоохранения Республики Татарстан назначить А.А.Гильманова, директора РЦ "МедСоцЭконом".
6. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Л.А.Никольскую.
Министр здравоохранения
Республики Татарстан К.Ш.Зыятдинов
Приложение N 1
к приказу Минздрава РТ
от 1 августа 1997 г. N 506
Положение
"Об экспертизе временной нетрудоспособности и управлении качеством
медицинской помощи в учреждениях здравоохранения"
1.1. Экспертиза - проверка соответствия деятельности и ее результатов имеющимся представлениям в виде руководств, экспертных мнений, норм и нормативов, проводимая признанными высококвалифицированными специалистами (экспертами) или группой специалистов.
1.2. Эксперт - специалист, владеющий методологией проведения экспертизы и его высокая квалификация документально подтверждена и признана коллегами.
1.3. Экспертиза временной нетрудоспособности - вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.
1.4. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующим законодательством и настоящим Положением.
1.5. Экспертиза временной нетрудоспособности в части оценки состояния здоровья пациента, степени и сроков временной утраты трудоспособности осуществляется лечащими врачами лечебно-профилактических учреждений.
В отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, проведение экспертизы временной нетрудоспособности разрешается среднему медицинскому работнику.
Врачи и средние медицинские работники, работающие в государственных (медицинских) учреждениях здравоохранения, осуществляют экспертизу временной нетрудоспособности на основании лицензии, выданной учреждению.
Врачи, занимающиеся частной деятельностью, должны иметь лицензию на основной вид медицинской деятельности и проведение экспертизы временной нетрудоспособности, а также удостоверение (свидетельство) об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности.
1.6. Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи, имеющимся потребностям пациента (установленным и предлагаемым), его ожиданиям, своевременному уровню медицинской науки и технологии.
Характеристики качества медицинской помощи:
- доступность;
- безопасность;
- удовлетворенность;
- оптимальность (как соответствие установленным стандартам качества и нормам этики);
- стабильность процесса и результата;
- развитие (как совершенствование и улучшение процесса и результата);
- обоснованность действий, технологии и адекватности (адекватность);
- эффективность.
1.7. Оценка качества медицинской помощи - определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам и удовлетворения пациента ею.
1.8. Обеспечение качества - планируемые и осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества для достижения конечной цели - сохранения или улучшения состояния здоровья в результате оказания медицинской помощи, включая функциональные возможности пациента, его хорошее самочувствие и удовлетворенность.
1.9. Контроль качества - это деятельность, направленная на сопоставление полученных результатов и характеристик с установленными стандартами.
1.10. Экспертиза временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, комитетами качества и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества могут приглашаться сотрудники КГМА и КГМУ, НИИ и других учреждений на договорной основе.
1.11. Управление качеством медицинской помощи - организация и контроль деятельности системы здравоохранения для обеспечения потребностей населения в медицинской помощи и удовлетворение потребителей. Управление основано на оценке потребностей и степени их удовлетворения.
1.12. Управление качеством включает три основных процесса, ориентированных на качество:
- планирование качества, т.е. процесс подготовки к достижению цели качества;
- контроль качества, т.е. процесс достижения качества во время выполнения технологии;
- улучшение качества, т.е. стремление к более высоким уровням исполнения технологии.
1.13. Планирование качества медицинской помощи включает в себя создание процесса, который будет отвечать поставленным целям при условии управления ими. Наиболее полно планирование качества решается через стандартизацию. Стремление к соответствию требованиям стандарта обеспечивает такой технологический процесс, который приводит к полному удовлетворению потребностей пациента. При этом необходимо разработать показатели и стандарты качества на все виды медицинской деятельности, включая работу медицинского персонала и довести их до всего коллектива медицинского учреждения. Далее проводится анализ медицинской деятельности в соответствии с принятыми стандартами и показателями.
1.14. Контроль качества медицинской помощи включает следующие элементы:
- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно-профилактического учреждения;
- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
- экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;
- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи.
1.15. Улучшение качества включает в себя:
- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведения оперативных корректирующих воздействий;
- подготовка рекомендаций, направленных на предупреждение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
- контроль за выполнением и оценка эффективности управленческих решений.
1.16. Управление качеством медицинской помощи осуществляется:
- комитетом качества лечебно-профилактического учреждения;
- комитетом качества органа управления здравоохранением;
- межведомственным комитетом качества и внештатным экспертом Минздрава РТ.
2.1. Лечащий врач, осуществляющий экспертизу временной нетрудоспособности:
- определяет степень и сроки временной утраты трудоспособности на основе оценки состояния здоровья, характера и условий труда, социальных факторов;
- в первичных медицинских документах фиксирует жалобы пациента, анамнестические и объективные данные, назначает необходимые обследования и консультации, формулирует диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести, обуславливающих нетрудоспособность;
- рекомендует лечебно-оздоровительные мероприятия, вид лечебно-охранительного режима, назначает дополнительные обследования, консультации;
- определяет сроки нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей течения основного и сопутствующих заболеваний, наличие осложнений и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;
- выдает листок нетрудоспособности (справку) в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (в том числе, при посещении на дому), назначает дату очередного посещения врача, о чем делает соответствующую запись в первичной медицинской документации;
- при последующих осмотрах отражает динамику заболевания, эффективность проводимого лечения, обосновывает продление сроков освобождения пациента от работы;
- своевременно представляет пациента для консультации в комитет качества лечебно-профилактического учреждения для продления листка нетрудоспособности свыше сроков, установленных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, для решения вопросов о дальнейшем лечении и оценки качества получаемой медицинской помощи;
- при нарушении назначенного лечебно-охранительного режима (в том числе, при алкогольном опьянении) делает соответствующую запись в листке нетрудоспособности и, в установленном порядке, в истории болезни (амбулаторной карте) с указанием даты и вида нарушения;
- осуществляет диспансеризацию длительно и часто болеющих пациентов (граждан, имеющих в год 4 и более случаев и 40 дней временной нетрудоспособности по одному заболеванию или 6 случаев и 60 дней с учетом всех заболеваний);
- выявляет признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и стойкой утраты трудоспособности, своевременно совместно с заведующим отделением организует направление пациента в комитет качества медицинской помощи для последующего направления на медико-социальную экспертизу;
- при восстановлении трудоспособности и выписке на работу отражает в первичных медицинских документах объективный статус и аргументированное обоснование для закрытия листка нетрудоспособности;
- анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, смертность трудоспособного населения, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;
- постоянно повышает уровень профессиональных знаний.
2.2. Заведующий отделением стационара, поликлиники (при наличии в штатном расписании):
- осуществляет постоянный контроль за исполнением лечащими врачами функций по организации и проведению лечебно-диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности, выдачей документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, своевременным и правильным направлением пациентов в комитет качества медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения и на медико-социальную экспертизу;
- осуществляет контроль за своевременным повышением квалификации лечащих врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;
- анализирует ежемесячно причины и сроки временной нетрудоспособности, первичного выхода на инвалидность, смертность трудоспособного населения по каждому врачу отделения и клинико-экспертные ошибки.
2.3. Руководитель учреждения здравоохранения:
- является ответственным за экспертизу временной нетрудоспособности в лечебно-профилактическом учреждении, издает приказы по вопросам ее организации и проведения;
- организует учет и отчетность по временной нетрудоспособности;
- утверждает состав комитета качества медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения, положение о регламенте его работы;
- назначает лиц, ответственных за учет, получение, хранение и расходование бланков документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, создает условия для их оформления и выдачи;
- определяет потребность в бланках листков нетрудоспособности, ежегодно в установленные сроки (до 15 января) направляет заявку в территориальный орган управления здравоохранением на необходимое количество бланков и отчитывается об их использовании; о всех случаях хищения бланков сообщает в вышестоящий орган управления здравоохранением;