В последние годы целенаправленная работа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан проводится в соответствии с Республиканской комплексной программой противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 26 мая 1999 г. N 2175.
В соответствии с названной программой:
разработан ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности мер по противодействию наркотизации населения;
проведена работа по предупреждению и сокращению спроса на наркотические средства, а также пропаганде здорового образа жизни;
в учебные программы отдельных образовательных учреждений включены дополнительные темы, изданы пособия для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, начата подготовка специалистов-психологов;
проводились тематические телерадиопередачи, акции, марафоны, концерты; опубликованы многочисленные материалы в печатных средствах массовой информации, изданы и распространены средства наглядной агитации антинаркотического содержания;
укрепляется лечебно-реабилитационная база;
реализован ряд мероприятий, направленных на пресечение незаконного оборота наркотических средств и укрепление материально-технической базы подразделений правоохранительных органов.
Несмотря на предпринятые действия, проблема наркомании выходит на одно из первых мест как глобальная угроза здоровью населения и национальной безопасности.
За последние 5 лет количество потребителей наркотиков в Республике Татарстан возросло в 4 раза и при сохраняющейся тенденции роста числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, их количество к концу 2005 года может превысить уровень 200 тыс.человек. Таким образом, учитывая возрастную категорию большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение республики. Особое беспокойство вызывает рост наркомании среди женщин, школьников, а также в студенческой среде. Наркотики становятся определенной ценностью, непременным атрибутом досуга молодежи.
Одним из ведущих факторов, влияющих на снижение возраста потребителей психоактивных веществ, является социальная дезадаптация детей.
Если учесть, что истинное число наркоманов по экспертным оценкам в 10 раз превышает число зарегистрированных больных, то общее их количество в Республике Татарстан в настоящее время приближается к 50 тыс.человек. С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, связан и рост числа лиц, зараженных ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом и другими сопутствующими заболеваниями.
Наркомания способствует обострению криминогенной обстановки в республике. За последние три года число зарегистрированных преступлений, связанных с продажей, применением, сбытом, хранением и изготовлением наркотических и психотропных веществ, возросло в 1,7 раза. Отмечаются факты проникновения наркотических веществ в места заключения.
Отношение общества к проблеме наркотизации достаточно равнодушное. Не сформирована потребность в формировании здорового образа жизни населения. Обеспеченность республики учреждениями дополнительного образования детей и подростков, спортивными сооружениями, спортивно-игровыми площадками по месту жительства, лечебно-профилактическими и реабилитационными учреждениями наркологического профиля далека от нормативной. На начало 2001 года в Республике Татарстан действовали 5 наркологических и 3 психоневрологических диспансеров с суммарным числом наркологических коек 773, что не соответствует реальной потребности. Состояние материально-технической базы медицинских подразделений учреждений Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - УИН МЮ РФ по РТ) также находится на низком уровне.
Следует признать, что несмотря на повышение активности средств массовой информации, потребность в квалифицированных публикациях, подготовленных специалистами (медиками, психологами и др.), а также материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни, по-прежнему большая.
В этих условиях очевидна актуальность неотложной реализации комплексной системы мероприятий по профилактике наркотизации населения, включающей в себя:
радикальное изменение отношения общества к проблеме наркотизации;
признание ответственности граждан за свое здоровье;
приоритет непрерывно действующих профилактических мер в области охраны здоровья человека;
доступность медико-социальной помощи;
создание условий для профессиональной ориентации, занятий физической культурой, организации досуга детей и молодежи.
Такое положение дел является следствием несистемного и фрагментарного подхода к борьбе с наркоманией, недостаточной межведомственной координации, вызванных отсутствием единого центра ответственности по работам, связанным с профилактикой наркотизации населения.
Чтобы объединить усилия органов государственной и исполнительной власти (республиканских, муниципальных), органов местного самоуправления, политических, религиозных и общественных организаций, семьи, коммерческих и финансовых структур необходима целенаправленная государственная политика в области профилактики наркотизации населения и создание единой государственной системы профилактики наркотизации населения.
Единая государственная система профилактики наркотизации населения предусматривает:
формирование и реализацию концепции здорового образа жизни населения Республики Татарстан;
четко ориентированную пропагандистско-информационную кампанию по принципу - легче предотвратить употребление наркотиков, чем заниматься лечением больных наркоманией;
целенаправленную и комплексную работу государственных структур и общественных организаций;
разработку и внедрение просветительских и образовательных программ для различных групп населения;