В 90-е годы, период радикальных преобразований в экономической и политической системе Республики Татарстан, основными целями культурной политики государства были сохранение системы государственных и общественных учреждений, организаций в сфере культуры и защита культурного наследия народов Татарстана. Именно эти цели и были заложены в основу Республиканской программы развития культуры Республики Татарстан на период 1998-2001 годов.
Несмотря на известные сложности переходного периода, поставленные задачи в основном были решены, а именно:
в целом сохранена сеть культурных учреждений;
начался процесс создания негосударственных учреждений культуры;
предотвращена стихийная приватизация недвижимых памятников истории и культуры;
сохранен музейный фонд республики;
возобновлен межрегиональный культурный обмен;
новое качество приобрели международные культурные связи;
сохранилась динамика творческой жизни республики,
количество работников в отрасли достигло 21 тыс.человек.
Кроме того, в конце 90-х годов активизировался процесс формирования законодательства в области культуры, создания правовых основ для ее развития. Примером тому могут служить принятые в Республике Татарстан законы "О культуре", "Об охране и использовании культурных и исторических ценностей", "О библиотеках и библиотечном деле".
В то же время создавшаяся социально-экономическая ситуация в Татарстане и России в целом не позволяла в намеченные сроки разрешить все проблемы отрасли.
В особо трудном положении оказались представители творческих профессий - прежде всего, писатели, драматурги, сценаристы, композиторы, художники, которые были традиционно ориентированы на ту или иную поддержку со стороны государства. С одной стороны, в эти годы они получили невиданную ранее свободу творчества, а с другой, - оказались зависимыми от государства в материальном и финансовом плане.
Финансовая нестабильность, механический перенос принципов реформирования производственной сферы на область культуры, недееспособность организаций, защищающих авторские права, - все это привело к тому, что отток из республики лучших творческих сил стал характерной чертой времени. Разумеется, это не только обеднило текущую культурную жизнь республики, но и поставило под угрозу процесс воспроизводства художественного потенциала в целом.
Известно, что учреждения культуры и искусства в силу социальной ориентированности существенно ограничены в возможностях увеличения собственных доходов. И хотя за последние годы финансовая выручка возросла и покрывала до 20 процентов общей суммы расходов, тем не менее дефицит бюджета учреждений культуры только увеличился. Поэтому творческие коллективы вынуждены существенно сокращать объемы своей работы. Это касается, прежде всего, гастрольной и выставочной деятельности, особенно в сельской местности. Также сократились объемы льготного обслуживания населения. Во многих случаях прежде бесплатные формы работы стали вынужденно заменяться платными.
В то же время многие жители республики вообще не имеют возможности приобщиться к ценностям национальной культуры. Одна из причин - недостаточное количество учреждений культуры и искусства в городах и районах, другая - недоступность многих культурных мероприятий из-за низкой платежеспособности населения.
Есть и другие проблемы. Из финансовых соображений театры, музыкальные коллективы вынуждены сокращать постановки новых спектаклей и концертных программ. Учебные заведения культуры и искусства остались без средств на нормальную организацию учебного процесса. Под угрозой разрушения оказались многие памятники истории и культуры. Техническое оснащение учреждений культуры и искусства, особенно в сельской местности, их материальная база значительно увеличивают разрыв между культурными потребностями населения и возможностями их удовлетворения. Более 40 процентов сельских учреждений культуры нуждаются в капитальном ремонте и находятся в аварийном состоянии, при этом у большинства зданий физический износ составляет более 60 процентов, а износ технического и технологического оборудования доходит до 80 процентов. Треть зрительных залов от всех клубных учреждений не имеет партерных кресел, стульев, оборудована самодельным инвентарем.
В последние годы из-за недостаточного финансирования не в полном объеме шло обновление технического оборудования кинотеатров и киноустановок, организаций кинопроката. В результате более 200 киноустановок в сельских районах республики до сих пор простаивают из-за отсутствия запасных частей, большинство из них укомплектовано устаревшей, не соответствующей современным требованиям кинопроекционной техникой.
Неблагоприятно влияет на посещаемость кинотеатров и бедность фильмофонда, несмотря на его ежегодное пополнение. Кинопрокатные организации располагают, главным образом, фильмокопиями советского периода, при этом техническое их состояние крайне низкое. До 90% фильмофонда составляют фильмокопии 2-ой и 3-ей категорий. Практически не обновлялось за последние 10 лет фильмопроверочное и кинореставрационное оборудование.
Такое положение в сфере культуры Республики Татарстан сложилось не только из-за недостаточности финансовых средств. В последнее время отмечен ряд явлений, имеющих те же негативные последствия. Это прежде всего:
перераспределение ответственности местных органов исполнительной власти за состояние дел в социально-культурной сфере;
налоговая политика, в которой не продуманы формы стимуляции меценатства и спонсорства для увеличения доли негосударственного финансирования социально-культурной сферы;
отсутствие четкого правового разделения коммерческого и некоммерческого секторов в сфере культуры.
Решить эти проблемы можно, лишь объединив усилия многих государственных, общественных, творческих организаций, учреждений, служб, занятых в сфере культуры, продумав вопросы межведомственной координации. А такая ситуация предполагает решение ряда задач программными методами.
Более того, происходящие с течением времени изменения в политической и экономической жизни республики ставят новые задачи в сфере культуры, иначе расставляют акценты и приоритеты. И сегодня основной целью государственной культурной политики следует считать обеспечение духовно-нравственных условий для политического, экономического и социального обновления республики, то есть долгосрочными целями культурной политики становятся:
формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства, воспитание гражданственности и патриотизма, создание позитивных культурно-поведенческих моделей, развитие уважения к свободе творчества в целом и творческого самовыражения в частности;
создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала в обществе;
сохранение культурных традиций и единого культурного пространства республики;
интеграция в мировое культурное сообщество.