Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 15 августа 2003 г. N 426
"Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие культуры
в Республике Татарстан на 2004-2007 гг."

Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004-2007 гг.".

2. Министерству культуры Республики Татарстан, министерствам, госкомитетам и ведомствам Республики Татарстан принять необходимые меры по реализации республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004-2007 гг.".

3. Предложить администрациям городов и районов Республики Татарстан разработать местные программы развития культуры на 2004-2007 гг. и обеспечить финансирование предусмотренных в республиканской целевой программе "Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004-2007 гг." соответствующих мероприятий за счет средств бюджетов городов и районов республики.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Республиканская целевая программа
"Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004-2007 гг."
(утв. постановлением КМ РТ от 15 августа 2003 г. N 426)

Паспорт программы

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование    ¦Республиканская целевая программа "Развитие культуры в¦
¦программы       ¦Республике Татарстан на 2004-2007 гг." (далее  -  Про-¦
¦                ¦грамма)                                               ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основания    для¦постановление Кабинета Министров Республики  Татарстан¦
¦разработки Про- ¦от 29.05.2000 г. N 371 "О мерах по реализации  системы¦
¦граммы          ¦индикативного управления экономикой Республики Татарс-¦
¦                ¦тан";                                                 ¦
¦                ¦распоряжение Кабинета Министров  Республики  Татарстан¦
¦                ¦от 05.07.2002 г. N 661-р  "Об  обеспечении  реализации¦
¦                ¦основных направлений стратегии социально-экономическо-¦
¦                ¦го развития Республики Татарстан до 2006 года";       ¦
¦                ¦постановление Кабинета Министров Республики  Татарстан¦
¦                ¦от 19.09.2002  г.  N  555  "Об  основных  направлениях¦
¦                ¦стратегии социально-экономического развития Республики¦
¦                ¦Татарстан на 2002-2006 годы"                          ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Государственный ¦Министерство культуры Республики Татарстан            ¦
¦заказчик, дирек-¦                                                      ¦
¦тор Программы   ¦                                                      ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основной разра- ¦Министерство культуры Республики Татарстан            ¦
¦ботчик Программы¦                                                      ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Объемы финансирования уточняются государственным заказчиком исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год, а также в соответствии с инвестиционными адресными целевыми программами капитальных вложений на планируемый год.

Программа взаимосвязана с действующими федеральными и республиканскими программами:

федеральной целевой программой "Культура России (2001-2005 годы)";

федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года";

федеральной программой подготовки к празднованию 1000-летия основания г.Казани;

республиканским планом мероприятий по подготовке и проведению 1000-летия основания г.Казани;

государственной программой развития библиотечного дела в Республике Татарстан на 2001-2005 годы;

республиканской программой "Развития оперного и балетного искусства в Республике Татарстан до 2005 года";

республиканской программой "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы;

государственной программой Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан;

государственной программой Республики Татарстан по реализации Закона Республики Татарстан "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики";

республиканской комплексной программой профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы.

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Цели  и   задачи¦создание условий для сохранения культурного потенциала¦
¦Программы,  важ-¦и культурного наследия республики, обеспечение преемс-¦
¦нейшие   целевые¦твенности развития культуры наряду с поддержкой много-¦
¦показатели      ¦образия культурной жизни, культурных инноваций;       ¦
¦                ¦создание условий для диалога культур в многонациональ-¦
¦                ¦ной республике;                                       ¦
¦                ¦обеспечение равных возможностей доступа  к  культурным¦
¦                ¦ценностям для жителей республики и представителей раз-¦
¦                ¦ных социальных групп и слоев населения                ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Сроки реализации¦2004-2007 гг.                                         ¦
¦Программы       ¦                                                      ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Перечень  разде-¦I. Поддержка и развитие искусства в Республике Татарс-¦
¦лов Программы   ¦тан                                                   ¦
¦                ¦II.  Сохранение  и использование  недвижимого  истори-¦
¦                ¦ко-культурного наследия                               ¦
¦                ¦III. Развитие музеев и музейного фонда                ¦
¦                ¦IV. Модернизация библиотечного дела и развитие библио-¦
¦                ¦течных фондов                                         ¦
¦                ¦V. Выявление и поддержка молодых  дарований,  развитие¦
¦                ¦системы  художественного и культурологического образо-¦
¦                ¦вания                                                 ¦
¦                ¦VI. Развитие сферы  культурно-досуговой  деятельности.¦
¦                ¦Стимулирование  народного  творчества.  Возрождение  и¦
¦                ¦развитие культурных традиций                          ¦
¦                ¦VII. Поддержка развития культуры и языка  татар,  дис-¦
¦                ¦персно проживающих на территории Российской Федерации,¦
¦                ¦стран Союза независимых государств и Балтии           ¦
¦                ¦VIII. Поддержка и развитие кинематографии в Республике¦
¦                ¦Татарстан                                             ¦
¦                ¦IX. Образование и рынок труда в сфере культуры        ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Исполнители    и¦Министерство культуры Республики Татарстан,           ¦
¦соисполнители   ¦Главное управление государственного контроля охраны  и¦
¦Программы       ¦использования памятников истории и культуры,          ¦
¦                ¦местные органы исполнительной власти,                 ¦
¦                ¦Министерство экономики и промышленности Республики Та-¦
¦                ¦тарстан,                                              ¦
¦                ¦Министерство финансов Республики Татарстан,           ¦
¦                ¦Министерство образования Республики Татарстан,        ¦
¦                ¦Министерство юстиции Республики Татарстан,            ¦
¦                ¦Министерство внутренних дел Республики Татарстан,     ¦
¦                ¦Министерство строительства, архитектуры и жилищно-ком-¦
¦                ¦мунального хозяйства Республики Татарстан,            ¦
¦                ¦Министерство социальной защиты Республики Татарстан,  ¦
¦                ¦Министерство труда и занятости Республики Татарстан,  ¦
¦                ¦Министерство по делам молодежи и спорту Республики Та-¦
¦                ¦тарстан,                                              ¦
¦                ¦Министерство земельных и имущественных отношений  Рес-¦
¦                ¦публики Татарстан,                                    ¦
¦                ¦Государственная телерадиовещательная компания "Татарс-¦
¦                ¦тан",                                                 ¦
¦                ¦ОАО "Телерадиокомпания "Новый век",                   ¦
¦                ¦Институт истории Академии наук Республики Татарстан,  ¦
¦                ¦Институт языка,  литературы и искусства им.Г.Ибрагимо-¦
¦                ¦ва,                                                   ¦
¦                ¦Академия наук Республики Татарстан,                   ¦
¦                ¦Казанская государственная консерватория им.Н.Г.Жигано-¦
¦                ¦ва                                                    ¦
¦                ¦Казанский государственный университет культуры  и  ис-¦
¦                ¦кусств,                                               ¦
¦                ¦Союз писателей Республики Татарстан,                  ¦
¦                ¦Союз композиторов Республики Татарстан,               ¦
¦                ¦Союз художников Республики Татарстан,                 ¦
¦                ¦Союз архитекторов Республики Татарстан,               ¦
¦                ¦Союз театральных деятелей Республики Татарстан,       ¦
¦                ¦Ассоциация национально-культурных  обществ  Республики¦
¦                ¦Татарстан,                                            ¦
¦                ¦республиканские учреждения культуры и искусства,      ¦
¦                ¦учебные заведения культуры  и  искусства  Министерства¦
¦                ¦культуры Республики Татарстан                         ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые конеч-¦расширение возможностей для приобщения граждан к куль-¦
¦ные   результаты¦турным ценностям и культурным благам;                 ¦
¦реализации  Про-¦укрепление культурного пространства республики;       ¦
¦граммы          ¦эффективное сохранение  и  использование   культурного¦
¦                ¦наследия;                                             ¦
¦                ¦развитие кадрового потенциала культуры                ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Механизмы реали-¦организация и контроль за работой по реализации основ-¦
¦зации Программы ¦ных  мероприятий  Программы Министерства культуры Рес-¦
¦                ¦публики Татарстан;                                    ¦
¦                ¦контроль за работой по реализации  Программы  в  части¦
¦                ¦сохранения и освоения историко-культурного наследия со¦
¦                ¦стороны Главного управления государственного  контроля¦
¦                ¦охраны и использования памятников истории и культуры; ¦
¦                ¦основной механизм реализации Программы - ежегодное ут-¦
¦                ¦верждение  и выполнение планов деятельности Министерс-¦
¦                ¦тва культуры  Республики  Татарстан,  подведомственных¦
¦                ¦учреждений культуры и искусства, заключение договоров,¦
¦                ¦контрактов и соглашений с исполнителями отдельных  ме-¦
¦                ¦роприятий;                                            ¦
¦                ¦ежегодное уточнение целевых показателей  и  затрат  по¦
¦                ¦программным  мероприятиям  Министерством культуры Рес-¦
¦                ¦публики Татарстан  как  государственным  заказчиком  с¦
¦                ¦учетом  выделяемых  на реализацию Программы финансовых¦
¦                ¦средств                                               ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Контроль за  ис-¦обеспечение Министерством культуры Республики  Татарс-¦
¦полнением   Про-¦тан  и местными органами исполнительной власти ежегод-¦
¦граммы          ¦ной периодической отчетности о реализации  программных¦
¦                ¦мероприятий. Ежегодные итоги выполнения представляются¦
¦                ¦в Кабинет Министров Республики Татарстан;             ¦
¦                ¦контроль за рациональным использованием выделяемых фи-¦
¦                ¦нансовых средств - 1 раз в полугодие;                 ¦
¦                ¦контроль за качеством реализуемых программных меропри-¦
¦                ¦ятий                                                  ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

В 90-е годы, период радикальных преобразований в экономической и политической системе Республики Татарстан, основными целями культурной политики государства были сохранение системы государственных и общественных учреждений, организаций в сфере культуры и защита культурного наследия народов Татарстана. Именно эти цели и были заложены в основу Республиканской программы развития культуры Республики Татарстан на период 1998-2001 годов.

Несмотря на известные сложности переходного периода, поставленные задачи в основном были решены, а именно:

в целом сохранена сеть культурных учреждений;

начался процесс создания негосударственных учреждений культуры;

предотвращена стихийная приватизация недвижимых памятников истории и культуры;

сохранен музейный фонд республики;

возобновлен межрегиональный культурный обмен;

новое качество приобрели международные культурные связи;

сохранилась динамика творческой жизни республики,

количество работников в отрасли достигло 21 тыс.человек.

Кроме того, в конце 90-х годов активизировался процесс формирования законодательства в области культуры, создания правовых основ для ее развития. Примером тому могут служить принятые в Республике Татарстан законы "О культуре", "Об охране и использовании культурных и исторических ценностей", "О библиотеках и библиотечном деле".

В то же время создавшаяся социально-экономическая ситуация в Татарстане и России в целом не позволяла в намеченные сроки разрешить все проблемы отрасли.

В особо трудном положении оказались представители творческих профессий - прежде всего, писатели, драматурги, сценаристы, композиторы, художники, которые были традиционно ориентированы на ту или иную поддержку со стороны государства. С одной стороны, в эти годы они получили невиданную ранее свободу творчества, а с другой, - оказались зависимыми от государства в материальном и финансовом плане.

Финансовая нестабильность, механический перенос принципов реформирования производственной сферы на область культуры, недееспособность организаций, защищающих авторские права, - все это привело к тому, что отток из республики лучших творческих сил стал характерной чертой времени. Разумеется, это не только обеднило текущую культурную жизнь республики, но и поставило под угрозу процесс воспроизводства художественного потенциала в целом.

Известно, что учреждения культуры и искусства в силу социальной ориентированности существенно ограничены в возможностях увеличения собственных доходов. И хотя за последние годы финансовая выручка возросла и покрывала до 20 процентов общей суммы расходов, тем не менее дефицит бюджета учреждений культуры только увеличился. Поэтому творческие коллективы вынуждены существенно сокращать объемы своей работы. Это касается, прежде всего, гастрольной и выставочной деятельности, особенно в сельской местности. Также сократились объемы льготного обслуживания населения. Во многих случаях прежде бесплатные формы работы стали вынужденно заменяться платными.

В то же время многие жители республики вообще не имеют возможности приобщиться к ценностям национальной культуры. Одна из причин - недостаточное количество учреждений культуры и искусства в городах и районах, другая - недоступность многих культурных мероприятий из-за низкой платежеспособности населения.

Есть и другие проблемы. Из финансовых соображений театры, музыкальные коллективы вынуждены сокращать постановки новых спектаклей и концертных программ. Учебные заведения культуры и искусства остались без средств на нормальную организацию учебного процесса. Под угрозой разрушения оказались многие памятники истории и культуры. Техническое оснащение учреждений культуры и искусства, особенно в сельской местности, их материальная база значительно увеличивают разрыв между культурными потребностями населения и возможностями их удовлетворения. Более 40 процентов сельских учреждений культуры нуждаются в капитальном ремонте и находятся в аварийном состоянии, при этом у большинства зданий физический износ составляет более 60 процентов, а износ технического и технологического оборудования доходит до 80 процентов. Треть зрительных залов от всех клубных учреждений не имеет партерных кресел, стульев, оборудована самодельным инвентарем.

В последние годы из-за недостаточного финансирования не в полном объеме шло обновление технического оборудования кинотеатров и киноустановок, организаций кинопроката. В результате более 200 киноустановок в сельских районах республики до сих пор простаивают из-за отсутствия запасных частей, большинство из них укомплектовано устаревшей, не соответствующей современным требованиям кинопроекционной техникой.

Неблагоприятно влияет на посещаемость кинотеатров и бедность фильмофонда, несмотря на его ежегодное пополнение. Кинопрокатные организации располагают, главным образом, фильмокопиями советского периода, при этом техническое их состояние крайне низкое. До 90% фильмофонда составляют фильмокопии 2-ой и 3-ей категорий. Практически не обновлялось за последние 10 лет фильмопроверочное и кинореставрационное оборудование.

Такое положение в сфере культуры Республики Татарстан сложилось не только из-за недостаточности финансовых средств. В последнее время отмечен ряд явлений, имеющих те же негативные последствия. Это прежде всего:

перераспределение ответственности местных органов исполнительной власти за состояние дел в социально-культурной сфере;

налоговая политика, в которой не продуманы формы стимуляции меценатства и спонсорства для увеличения доли негосударственного финансирования социально-культурной сферы;

отсутствие четкого правового разделения коммерческого и некоммерческого секторов в сфере культуры.

Решить эти проблемы можно, лишь объединив усилия многих государственных, общественных, творческих организаций, учреждений, служб, занятых в сфере культуры, продумав вопросы межведомственной координации. А такая ситуация предполагает решение ряда задач программными методами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»