Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004-2007 гг.".
2. Министерству культуры Республики Татарстан, министерствам, госкомитетам и ведомствам Республики Татарстан принять необходимые меры по реализации республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004-2007 гг.".
3. Предложить администрациям городов и районов Республики Татарстан разработать местные программы развития культуры на 2004-2007 гг. и обеспечить финансирование предусмотренных в республиканской целевой программе "Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004-2007 гг." соответствующих мероприятий за счет средств бюджетов городов и районов республики.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Республиканская целевая программа "Развитие культуры в¦
¦программы ¦Республике Татарстан на 2004-2007 гг." (далее - Про-¦
¦ ¦грамма) ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основания для¦постановление Кабинета Министров Республики Татарстан¦
¦разработки Про- ¦от 29.05.2000 г. N 371 "О мерах по реализации системы¦
¦граммы ¦индикативного управления экономикой Республики Татарс-¦
¦ ¦тан"; ¦
¦ ¦распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан¦
¦ ¦от 05.07.2002 г. N 661-р "Об обеспечении реализации¦
¦ ¦основных направлений стратегии социально-экономическо-¦
¦ ¦го развития Республики Татарстан до 2006 года"; ¦
¦ ¦постановление Кабинета Министров Республики Татарстан¦
¦ ¦от 19.09.2002 г. N 555 "Об основных направлениях¦
¦ ¦стратегии социально-экономического развития Республики¦
¦ ¦Татарстан на 2002-2006 годы" ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Государственный ¦Министерство культуры Республики Татарстан ¦
¦заказчик, дирек-¦ ¦
¦тор Программы ¦ ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основной разра- ¦Министерство культуры Республики Татарстан ¦
¦ботчик Программы¦ ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
Объемы финансирования уточняются государственным заказчиком исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год, а также в соответствии с инвестиционными адресными целевыми программами капитальных вложений на планируемый год.
Программа взаимосвязана с действующими федеральными и республиканскими программами:
федеральной целевой программой "Культура России (2001-2005 годы)";
федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года";
федеральной программой подготовки к празднованию 1000-летия основания г.Казани;
республиканским планом мероприятий по подготовке и проведению 1000-летия основания г.Казани;
государственной программой развития библиотечного дела в Республике Татарстан на 2001-2005 годы;
республиканской программой "Развития оперного и балетного искусства в Республике Татарстан до 2005 года";
республиканской программой "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы;
государственной программой Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан;
государственной программой Республики Татарстан по реализации Закона Республики Татарстан "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики";
республиканской комплексной программой профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы.
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи¦создание условий для сохранения культурного потенциала¦
¦Программы, важ-¦и культурного наследия республики, обеспечение преемс-¦
¦нейшие целевые¦твенности развития культуры наряду с поддержкой много-¦
¦показатели ¦образия культурной жизни, культурных инноваций; ¦
¦ ¦создание условий для диалога культур в многонациональ-¦
¦ ¦ной республике; ¦
¦ ¦обеспечение равных возможностей доступа к культурным¦
¦ ¦ценностям для жителей республики и представителей раз-¦
¦ ¦ных социальных групп и слоев населения ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Сроки реализации¦2004-2007 гг. ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Перечень разде-¦I. Поддержка и развитие искусства в Республике Татарс-¦
¦лов Программы ¦тан ¦
¦ ¦II. Сохранение и использование недвижимого истори-¦
¦ ¦ко-культурного наследия ¦
¦ ¦III. Развитие музеев и музейного фонда ¦
¦ ¦IV. Модернизация библиотечного дела и развитие библио-¦
¦ ¦течных фондов ¦
¦ ¦V. Выявление и поддержка молодых дарований, развитие¦
¦ ¦системы художественного и культурологического образо-¦
¦ ¦вания ¦
¦ ¦VI. Развитие сферы культурно-досуговой деятельности.¦
¦ ¦Стимулирование народного творчества. Возрождение и¦
¦ ¦развитие культурных традиций ¦
¦ ¦VII. Поддержка развития культуры и языка татар, дис-¦
¦ ¦персно проживающих на территории Российской Федерации,¦
¦ ¦стран Союза независимых государств и Балтии ¦
¦ ¦VIII. Поддержка и развитие кинематографии в Республике¦
¦ ¦Татарстан ¦
¦ ¦IX. Образование и рынок труда в сфере культуры ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Исполнители и¦Министерство культуры Республики Татарстан, ¦
¦соисполнители ¦Главное управление государственного контроля охраны и¦
¦Программы ¦использования памятников истории и культуры, ¦
¦ ¦местные органы исполнительной власти, ¦
¦ ¦Министерство экономики и промышленности Республики Та-¦
¦ ¦тарстан, ¦
¦ ¦Министерство финансов Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Министерство образования Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Министерство юстиции Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Министерство внутренних дел Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Министерство строительства, архитектуры и жилищно-ком-¦
¦ ¦мунального хозяйства Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Министерство социальной защиты Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Министерство труда и занятости Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Министерство по делам молодежи и спорту Республики Та-¦
¦ ¦тарстан, ¦
¦ ¦Министерство земельных и имущественных отношений Рес-¦
¦ ¦публики Татарстан, ¦
¦ ¦Государственная телерадиовещательная компания "Татарс-¦
¦ ¦тан", ¦
¦ ¦ОАО "Телерадиокомпания "Новый век", ¦
¦ ¦Институт истории Академии наук Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Институт языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимо-¦
¦ ¦ва, ¦
¦ ¦Академия наук Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Казанская государственная консерватория им.Н.Г.Жигано-¦
¦ ¦ва ¦
¦ ¦Казанский государственный университет культуры и ис-¦
¦ ¦кусств, ¦
¦ ¦Союз писателей Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Союз композиторов Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Союз художников Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Союз архитекторов Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Союз театральных деятелей Республики Татарстан, ¦
¦ ¦Ассоциация национально-культурных обществ Республики¦
¦ ¦Татарстан, ¦
¦ ¦республиканские учреждения культуры и искусства, ¦
¦ ¦учебные заведения культуры и искусства Министерства¦
¦ ¦культуры Республики Татарстан ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые конеч-¦расширение возможностей для приобщения граждан к куль-¦
¦ные результаты¦турным ценностям и культурным благам; ¦
¦реализации Про-¦укрепление культурного пространства республики; ¦
¦граммы ¦эффективное сохранение и использование культурного¦
¦ ¦наследия; ¦
¦ ¦развитие кадрового потенциала культуры ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Механизмы реали-¦организация и контроль за работой по реализации основ-¦
¦зации Программы ¦ных мероприятий Программы Министерства культуры Рес-¦
¦ ¦публики Татарстан; ¦
¦ ¦контроль за работой по реализации Программы в части¦
¦ ¦сохранения и освоения историко-культурного наследия со¦
¦ ¦стороны Главного управления государственного контроля¦
¦ ¦охраны и использования памятников истории и культуры; ¦
¦ ¦основной механизм реализации Программы - ежегодное ут-¦
¦ ¦верждение и выполнение планов деятельности Министерс-¦
¦ ¦тва культуры Республики Татарстан, подведомственных¦
¦ ¦учреждений культуры и искусства, заключение договоров,¦
¦ ¦контрактов и соглашений с исполнителями отдельных ме-¦
¦ ¦роприятий; ¦
¦ ¦ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по¦
¦ ¦программным мероприятиям Министерством культуры Рес-¦
¦ ¦публики Татарстан как государственным заказчиком с¦
¦ ¦учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых¦
¦ ¦средств ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Контроль за ис-¦обеспечение Министерством культуры Республики Татарс-¦
¦полнением Про-¦тан и местными органами исполнительной власти ежегод-¦
¦граммы ¦ной периодической отчетности о реализации программных¦
¦ ¦мероприятий. Ежегодные итоги выполнения представляются¦
¦ ¦в Кабинет Министров Республики Татарстан; ¦
¦ ¦контроль за рациональным использованием выделяемых фи-¦
¦ ¦нансовых средств - 1 раз в полугодие; ¦
¦ ¦контроль за качеством реализуемых программных меропри-¦
¦ ¦ятий ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
В 90-е годы, период радикальных преобразований в экономической и политической системе Республики Татарстан, основными целями культурной политики государства были сохранение системы государственных и общественных учреждений, организаций в сфере культуры и защита культурного наследия народов Татарстана. Именно эти цели и были заложены в основу Республиканской программы развития культуры Республики Татарстан на период 1998-2001 годов.
Несмотря на известные сложности переходного периода, поставленные задачи в основном были решены, а именно:
в целом сохранена сеть культурных учреждений;
начался процесс создания негосударственных учреждений культуры;
предотвращена стихийная приватизация недвижимых памятников истории и культуры;
сохранен музейный фонд республики;
возобновлен межрегиональный культурный обмен;
новое качество приобрели международные культурные связи;
сохранилась динамика творческой жизни республики,
количество работников в отрасли достигло 21 тыс.человек.
Кроме того, в конце 90-х годов активизировался процесс формирования законодательства в области культуры, создания правовых основ для ее развития. Примером тому могут служить принятые в Республике Татарстан законы "О культуре", "Об охране и использовании культурных и исторических ценностей", "О библиотеках и библиотечном деле".
В то же время создавшаяся социально-экономическая ситуация в Татарстане и России в целом не позволяла в намеченные сроки разрешить все проблемы отрасли.
В особо трудном положении оказались представители творческих профессий - прежде всего, писатели, драматурги, сценаристы, композиторы, художники, которые были традиционно ориентированы на ту или иную поддержку со стороны государства. С одной стороны, в эти годы они получили невиданную ранее свободу творчества, а с другой, - оказались зависимыми от государства в материальном и финансовом плане.
Финансовая нестабильность, механический перенос принципов реформирования производственной сферы на область культуры, недееспособность организаций, защищающих авторские права, - все это привело к тому, что отток из республики лучших творческих сил стал характерной чертой времени. Разумеется, это не только обеднило текущую культурную жизнь республики, но и поставило под угрозу процесс воспроизводства художественного потенциала в целом.
Известно, что учреждения культуры и искусства в силу социальной ориентированности существенно ограничены в возможностях увеличения собственных доходов. И хотя за последние годы финансовая выручка возросла и покрывала до 20 процентов общей суммы расходов, тем не менее дефицит бюджета учреждений культуры только увеличился. Поэтому творческие коллективы вынуждены существенно сокращать объемы своей работы. Это касается, прежде всего, гастрольной и выставочной деятельности, особенно в сельской местности. Также сократились объемы льготного обслуживания населения. Во многих случаях прежде бесплатные формы работы стали вынужденно заменяться платными.
В то же время многие жители республики вообще не имеют возможности приобщиться к ценностям национальной культуры. Одна из причин - недостаточное количество учреждений культуры и искусства в городах и районах, другая - недоступность многих культурных мероприятий из-за низкой платежеспособности населения.
Есть и другие проблемы. Из финансовых соображений театры, музыкальные коллективы вынуждены сокращать постановки новых спектаклей и концертных программ. Учебные заведения культуры и искусства остались без средств на нормальную организацию учебного процесса. Под угрозой разрушения оказались многие памятники истории и культуры. Техническое оснащение учреждений культуры и искусства, особенно в сельской местности, их материальная база значительно увеличивают разрыв между культурными потребностями населения и возможностями их удовлетворения. Более 40 процентов сельских учреждений культуры нуждаются в капитальном ремонте и находятся в аварийном состоянии, при этом у большинства зданий физический износ составляет более 60 процентов, а износ технического и технологического оборудования доходит до 80 процентов. Треть зрительных залов от всех клубных учреждений не имеет партерных кресел, стульев, оборудована самодельным инвентарем.
В последние годы из-за недостаточного финансирования не в полном объеме шло обновление технического оборудования кинотеатров и киноустановок, организаций кинопроката. В результате более 200 киноустановок в сельских районах республики до сих пор простаивают из-за отсутствия запасных частей, большинство из них укомплектовано устаревшей, не соответствующей современным требованиям кинопроекционной техникой.
Неблагоприятно влияет на посещаемость кинотеатров и бедность фильмофонда, несмотря на его ежегодное пополнение. Кинопрокатные организации располагают, главным образом, фильмокопиями советского периода, при этом техническое их состояние крайне низкое. До 90% фильмофонда составляют фильмокопии 2-ой и 3-ей категорий. Практически не обновлялось за последние 10 лет фильмопроверочное и кинореставрационное оборудование.
Такое положение в сфере культуры Республики Татарстан сложилось не только из-за недостаточности финансовых средств. В последнее время отмечен ряд явлений, имеющих те же негативные последствия. Это прежде всего:
перераспределение ответственности местных органов исполнительной власти за состояние дел в социально-культурной сфере;
налоговая политика, в которой не продуманы формы стимуляции меценатства и спонсорства для увеличения доли негосударственного финансирования социально-культурной сферы;
отсутствие четкого правового разделения коммерческого и некоммерческого секторов в сфере культуры.
Решить эти проблемы можно, лишь объединив усилия многих государственных, общественных, творческих организаций, учреждений, служб, занятых в сфере культуры, продумав вопросы межведомственной координации. А такая ситуация предполагает решение ряда задач программными методами.