В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что в наиболее сложном положении находится молодежь. Предъявляемый спрос на рабочую силу высокой квалификации и существующее несоответствие программ подготовки специалистов, перечня профессий и образовательных стандартов требованиям рынка труда существенно сокращают возможности трудоустройства молодежи. Низкая конкурентоспособность молодежи отражается и в более высоком в сравнении с занятостью старшего поколения уровне безработицы. На 1 апреля 2003 года доля молодежи в числе регистрируемых безработных составила 30%, из них около 16% - выпускники учебных заведений.
Министерство труда и занятости Республики Татарстан ежегодно проводит социологические исследования по выявлению особенностей выбора профессии учащимися школ. В 2002 году 30% учащихся на момент исследования не определились в выборе будущего вида деятельности. Профессиональные планы школьников, как правило, не соответствуют потребностям рынка труда, что в будущем может привести к личностным и социальным конфликтам.
В структуре предлагаемых органами службы занятости республики вакансий 74% их составляют рабочие профессии, абсолютное же большинство выпускников школ (80%) планируют поступать в высшие учебные заведения. Однако реализуют свои профессиональные возможности в соответствии с выбранной специальностью менее половины выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (более 40%), либо регистрируются в качестве безработных (4,6%). Практика показывает, что молодые люди, работающие не по специальности, плохо адаптируются на предприятии, не используют полностью свой потенциал, что замедляет процесс обновления рабочей силы.
Между тем дальнейшее развитие экономики, решение социальных задач общества во многом зависит от притока квалифицированных человеческих ресурсов в производство и сферу услуг. В настоящее время собираются работать на государственных предприятиях 3,5% выпускников школ, а в сфере услуг - 1,7%. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии необходимо начинать со школьной скамьи.
В данной ситуации приоритетами активной политики занятости становятся профессиональная ориентация и психологическая поддержка молодых граждан, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений.
Цель профессиональной ориентации - помочь молодежи в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессии, формы занятости, достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда. Психологическая поддержка, являясь частью комплекса специальных мер содействия человеку, призвана способствовать разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов его жизни.
Вопросами профориентации и психологической поддержки молодежи в республике занимаются различные министерства и ведомства. Однако отсутствие системности в этом направлении приводит к тому, что ставятся узковедомственные задачи, проводимые мероприятия зачастую дублируют друг друга, характеризуются разобщенностью в действиях, отсутствием полноценного организационно-методического и кадрового обеспечения.
Решать проблемы занятости молодежи в полном объеме позволит организация эффективного межведомственного взаимодействия в рамках государственной системы.
Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения - это совокупность государственных и муниципальных органов и организаций, деятельность которых направлена на развитие профессиональной ориентации, образования, содействия занятости, охраны здоровья, социальной защиты и психологической поддержки граждан, и призвана обеспечить психолого-профориентационное сопровождение профессиональной карьеры человека на всех этапах его жизненного пути. При этом основными задачами государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки являются:
обеспечение социальных гарантий свободного выбора профессии, формы занятости и пути самореализации личности в условиях рыночной экономики;
достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом.