Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 18 августа 2003 г. N 430
"Об утверждении Республиканской комплексно-целевой программы развития
системы профессиональной ориентации и психологической поддержки
молодежи в Республике Татарстан на 2003-2005 годы"

В целях развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексно-целевую программу развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в Республике Татарстан на 2003-2005 годы (далее - Программа).

2. Исполнителям Программы в пределах своей компетенции обеспечивать:

реализацию мероприятий Программы за счет текущего финансирования;

ежегодное до 1 марта представление информации о ходе выполнения Программы в Министерство труда и занятости Республики Татарстан.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и занятости Республики Татарстан и Министерство образования Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Республиканская комплексно-целевая программа
развития системы профессиональной ориентации и психологической
поддержки молодежи в Республике Татарстан на 2003-2005 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 18 августа 2003 г. N 430)

Паспорт
Республиканской комплексно-целевой программы развития
системы профессиональной ориентации и психологической поддержки
молодежи в Республике Татарстан на 2003-2005 годы

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Основание    для¦Решение Координационного совета по вопросам профессио-¦
¦разработки  про-¦нальной ориентации и психологической поддержки населе-¦
¦граммы          ¦ния в Республике Татарстан от 11 апреля 2002 года N 2.¦
¦                ¦Решение Республиканского совещания по вопросу формиро-¦
¦                ¦вания  объемов и профилей подготовки квалифицированных¦
¦                ¦рабочих и специалистов в системе профессионального об-¦
¦                ¦разования Республики Татарстан от 26 марта 2002 года  ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основные  разра-¦Министерство труда и занятости  Республики  Татарстан,¦
¦ботчики програм-¦Министерство образования Республики Татарстан,  Минис-¦
¦мы              ¦терство по делам молодежи и спорту  Республики  Татар-¦
¦                ¦стан, Министерство социальной защиты Республики Татар-¦
¦                ¦стан                                                  ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основные  испол-¦Министерство труда и занятости  Республики  Татарстан,¦
¦нители программы¦Министерство образования Республики Татарстан,  Минис-¦
¦                ¦терство  по делам молодежи и спорту Республики  Татар-¦
¦                ¦стан, Министерство социальной защиты Республики Татар-¦
¦                ¦стан, Министерство культуры Республики Татарстан,  Со-¦
¦                ¦вет ректоров учреждений высшего профессионального  об-¦
¦                ¦разования, Совет директоров учреждений  среднего  про-¦
¦                ¦фессионального образования, учреждения  профессиональ-¦
¦                ¦ного образования                                      ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основная    цель¦Формирование эффективно действующей системы профессио-¦
¦программы       ¦нальной ориентации и психологической поддержки учащей-¦
¦                ¦ся и незанятой молодежи в Республике Татарстан        ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основные направ-¦Нормативно-правовое обеспечение.                      ¦
¦ления программы ¦Формирование инфрастуктуры и  организация  взаимодейс-¦
¦                ¦твия служб психолого-профориентационной помощи молоде-¦
¦                ¦жи.                                                   ¦
¦                ¦Научно-методическая и практическая деятельность.      ¦
¦                ¦Информационно-просветительская работа.                ¦
¦                ¦Кадровое обеспечение                                  ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Сроки  и   этапы¦Срок реализации программы: 2003-2005 годы с  разбивкой¦
¦реализации      ¦на этапы по годам (1 этап - 2003 г., 2 этап - 2004 г.,¦
¦                ¦3 этап - 2005 г.)                                     ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые конеч-¦Формирование инфраструктуры  системы  профессиональной¦
¦ные результаты  ¦ориентации и  психологической  поддержки   молодежи на¦
¦                ¦территории республики;                                ¦
¦                ¦создание нормативной  и   методической   документации,¦
¦                ¦обеспечивающей деятельность по профессиональной ориен-¦
¦                ¦тации и психологической поддержке молодежи на террито-¦
¦                ¦рии республики;                                       ¦
¦                ¦создание в системе общего и профессионального  образо-¦
¦                ¦вания  республики сети служб профессиональной ориента-¦
¦                ¦ции, обеспечивающих выбор специальности, образователь-¦
¦                ¦ного  учреждения,  сферы деятельности,  способствующих¦
¦                ¦успешности развития профессиональной карьеры;         ¦
¦                ¦создание системы информирования абитуриентов, учащихся¦
¦                ¦и выпускников учреждений профессионального образования¦
¦                ¦о рынках труда и образовательных услуг в республике;  ¦
¦                ¦организация межведомственного взаимодействия в  вопро-¦
¦                ¦сах оказания психолого-профориентационной помощи моло-¦
¦                ¦дежи;                                                 ¦
¦                ¦создание научно-исследовательской, экспериментальной и¦
¦                ¦методической базы профессиональной ориентации и психо-¦
¦                ¦логической поддержки молодежи;                        ¦
¦                ¦формирование в республике системы обучения и повышения¦
¦                ¦квалификации специалистов,  оказывающих услуги по про-¦
¦                ¦фессиональной ориентации и психологической поддержке  ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Источники финан-¦За счет средств бюджета Республики Татарстан и бюджета¦
¦сирования   про-¦Российской Федерации,  предусматриваемых  исполнителям¦
¦граммы          ¦программы                                             ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Контроль за реа-¦Контроль за реализацией программы  осуществляется  Ми-¦
¦лизацией    про-¦нистерством  труда  и занятости Республики Татарстан и¦
¦граммы          ¦Министерством образования Республики Татарстан        ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

1. Введение

Республиканская комплексно-целевая программа развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в Республике Татарстан на 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана во исполнение решений Координационного совета по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Республике Татарстан от 11.04.2002 г. N 2 и Республиканского совещания по вопросу формирования объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе профессионального образования Республики Татарстан от 26.03.2002 г.

При подготовке настоящего постановления были использованы материалы постановлений Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об утверждении Основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации" от 29.08.95 г. N 47, "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" от 27.09.96 г. N 1, Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования на 2000-2004 гг., утвержденной Министерством образования Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации, а также решения совместной коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости, Министерства образования Республики Татарстан и Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи от 20.04.2000 г. N 2/3/2 по основным направлениям развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Республике Татарстан.

2. Актуальность Программы

В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что в наиболее сложном положении находится молодежь. Предъявляемый спрос на рабочую силу высокой квалификации и существующее несоответствие программ подготовки специалистов, перечня профессий и образовательных стандартов требованиям рынка труда существенно сокращают возможности трудоустройства молодежи. Низкая конкурентоспособность молодежи отражается и в более высоком в сравнении с занятостью старшего поколения уровне безработицы. На 1 апреля 2003 года доля молодежи в числе регистрируемых безработных составила 30%, из них около 16% - выпускники учебных заведений.

Министерство труда и занятости Республики Татарстан ежегодно проводит социологические исследования по выявлению особенностей выбора профессии учащимися школ. В 2002 году 30% учащихся на момент исследования не определились в выборе будущего вида деятельности. Профессиональные планы школьников, как правило, не соответствуют потребностям рынка труда, что в будущем может привести к личностным и социальным конфликтам.

В структуре предлагаемых органами службы занятости республики вакансий 74% их составляют рабочие профессии, абсолютное же большинство выпускников школ (80%) планируют поступать в высшие учебные заведения. Однако реализуют свои профессиональные возможности в соответствии с выбранной специальностью менее половины выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (более 40%), либо регистрируются в качестве безработных (4,6%). Практика показывает, что молодые люди, работающие не по специальности, плохо адаптируются на предприятии, не используют полностью свой потенциал, что замедляет процесс обновления рабочей силы.

Между тем дальнейшее развитие экономики, решение социальных задач общества во многом зависит от притока квалифицированных человеческих ресурсов в производство и сферу услуг. В настоящее время собираются работать на государственных предприятиях 3,5% выпускников школ, а в сфере услуг - 1,7%. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии необходимо начинать со школьной скамьи.

В данной ситуации приоритетами активной политики занятости становятся профессиональная ориентация и психологическая поддержка молодых граждан, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений.

Цель профессиональной ориентации - помочь молодежи в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессии, формы занятости, достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда. Психологическая поддержка, являясь частью комплекса специальных мер содействия человеку, призвана способствовать разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов его жизни.

Вопросами профориентации и психологической поддержки молодежи в республике занимаются различные министерства и ведомства. Однако отсутствие системности в этом направлении приводит к тому, что ставятся узковедомственные задачи, проводимые мероприятия зачастую дублируют друг друга, характеризуются разобщенностью в действиях, отсутствием полноценного организационно-методического и кадрового обеспечения.

Решать проблемы занятости молодежи в полном объеме позволит организация эффективного межведомственного взаимодействия в рамках государственной системы.

Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения - это совокупность государственных и муниципальных органов и организаций, деятельность которых направлена на развитие профессиональной ориентации, образования, содействия занятости, охраны здоровья, социальной защиты и психологической поддержки граждан, и призвана обеспечить психолого-профориентационное сопровождение профессиональной карьеры человека на всех этапах его жизненного пути. При этом основными задачами государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки являются:

обеспечение социальных гарантий свободного выбора профессии, формы занятости и пути самореализации личности в условиях рыночной экономики;

достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом.

3. Цели и задачи Программы

Основной целью программы является формирование эффективно действующей системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в Республике Татарстан, в том числе учащихся и выпускников общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений, а также незанятой молодежи, не сделавшей профессионального выбора или не имеющей профессии.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

По нормативно-правовому обеспечению:

разработка нормативно-правовой базы системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи;

обеспечение выполнения всеми структурами республиканской системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи решений Координационного совета по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Республике Татарстан;

обеспечение гарантированного минимума психолого-профориентационных услуг для различных категорий молодежи.

По формированию инфрастуктуры и организации взаимодействия служб психолого-профориентационной помощи молодежи:

формирование структурных подразделений системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи на территории городов и районов республики;

организация межведомственного взаимодействия в вопросах оказания психолого-профориентационной помощи молодежи, формирования и развития кадрового потенциала.

По научно-методической и практической деятельности:

разработка и внедрение эффективных форм и методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся учреждений общего и профессионального образования, незанятой молодежи из числа безработных, инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью и др.;

создание научно-обоснованной системы профессиональной диагностики;

подготовка методических пособий, разработок и программ в помощь практическим работникам;

проведение экспериментальной и научно-исследовательской работы;

поиск наиболее эффективных путей внедрения научных исследований и передового опыта.

По информационно-просветительской работе:

разработка, издание и распространение справочно-информационных и методических материалов по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки;

оказание справочно-информационных услуг молодежи и образовательным учреждениям и организациям;

психологическое просвещение учащихся, родителей, педагогов, безработных по вопросам профориентации.

По кадровому обеспечению:

разработка и реализация комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов, обеспечивающих проведение психолого-профориентационных услуг.

В ходе реализации Программы особое внимание необходимо уделить формированию микроструктуры профориентационной работы в каждом учебном заведении и учреждении, учитывающей специфику его деятельности, созданию подразделений по профессиональному консультированию абитуриентов, профессиональному становлению студентов, трудоустройству выпускников.

Одним из важных аспектов формирования и дальнейшего развития в республике межведомственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки является интегрирование ее в систему общего и профессионального образования, социально-психологической помощи населению, подготовки и развития персонала, что невозможно без решения проблем кадрового и научно-методического обеспечения.

Совокупность мероприятий по реализации Программы позволит сформировать на базе существующих и вновь создаваемых государственных, ведомственных, общественных организаций и учреждений, занимающихся вопросами образования, содействия занятости молодежи, систему консультирования, информационного и образовательного содействия профессиональному самоопределению учащейся и незанятой молодежи, трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.

4. Механизм реализации Программы

В общей стратегии дальнейшего развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Республике Татарстан настоящая Программа является ключевым звеном и ориентирует на решение проблем организационного, нормативного, научно-методического, информационного и кадрового обеспечения профориентации учащейся и незанятой молодежи в республике.

Формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в республике не предполагает изменения существующих структур, оно связано с созданием функциональных связей между ними, а при необходимости - новых специализированных структур.

В рамках целевой программы развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи предполагается отработка конкретных механизмов реализации системного принципа профессиональной ориентации и психологической поддержки.

Реализацию Программы предполагается проводить поэтапно.

1 этап: 2003 г.

1. Разработка основных нормативных документов.

2. Создание инфраструктуры психолого-профориентационных услуг учащейся и незанятой молодежи.

3. Проведение мониторинга учреждений и организаций по оказанию профориентационных услуг молодежи.

4. Разработка программ профориентационного сопровождения профессионального обучения молодежи.

5. Формирование модели межведомственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи на примере г.Казани. В качестве экспериментальных площадок определить:

Республиканский учебно-методический центр Министерства труда Республики Татарстан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»